Исполнение желаний
Нелюдимый ворчун Зербино, бедный дровосек, с утра до ночи стучащий в лесу топором, как-то раз спас от огромной змеи прекрасную фею, некстати уснувшую в траве. Он не придал большого значения своему поступку и отказался от подарков волшебницы, но благодарная фея все равно решила облагодетельствовать юношу. Она повелела, чтобы отныне исполнялось любое желание дровосека. Так Зербино получил чудесный топор, бегающую вязанку дров и любовь принцессы Аллели, сгоряча пожелав ей влюбиться в парня, который рассмешит ее. © tvcok.ru
Экранизация сказки Эдуарда Рене Лефевра де Лабулайе «Зербино-нелюдим».
Легенда желаний
На околице славного города Салерно жил нелюдимый дровосек с немного негритянским именем Зербино, чья сущность среди ветвей генеалогического древа познала дзен и выкинула за ненадобностью страсти. Ударник труда и немного мизантроп, он все же был честен, по-своему благороден и обладал ценной способностью ничему не удивляться. Однажды рабочие будни и смешливая судьба привели его к решившей вздремнуть фее, как раз вовремя, чтобы спасти ее от некстати проголодавшийся змеи.. Предложив в награду все что угодно, сказочное существо было удивленно равнодушием Зербино и не желая принять свое спасение как данность фатума, отдало дровосеку способность материализовать свои желания. Впрочем, даже могущество фактически бога не особо заинтересовало носителя возвышенной инфантильности. Случайная встреча с принцессой, брошенное из альтруистических мотивов желание - и вот уже королю приходится обдумывать, что делать с дочерью, влюбленной в, мягко говоря, политически не подходящую партию.
На виду простенькая мораль, что счастье найдет тот, кто его желает, и искать его нужно не в прекрасных хоромах. Хотя в виде приятного бонуса они тоже подойдут. Но кроме этого, сказка несет и второй пласт. Ее автор, Эдуард Рене Лабулэ, депутат Народного Собрания Франции, был видным либеральным политиком 19 столетия. Он отстаивал широкую личную свободу, минимизировал роль государства в человеческой жизни и сражался против государственного вмешательства в экономические отношения. Что не могло не сказаться на волшебных сказках, которые он писал по народным сюжетам. В «Как петушок попал на крышу» подвергается сатире желание занять высокое положение в мире, пусть даже за статусом скрыта внутренняя пустота. В «Герцоге Пальчике» в лице главного героя ум и доброта добиваются больше, чем самоуверенность и сила. В «Зербино-нелюдиме» же за аллюзиями на Золотую рыбку хорошо припрятана тема - отношение государства к простому человеку.
Зербино, принципиально отказывающийся от социальных действий и с негодованием относящийся к попыткам вмешательства в свою жизнь, близок к тому типу гражданства, который отстаивал ярый либертарианец Лабулэ. Счастье свое он обретает в глубоко изолированном от органов власти замке, чьи стены чувствуют ложь. Неожиданная для советского мультфильма сатира в творении оставивших глубокий след в богатом мире анимации Зинаиды и Валентины Брумберг спрятана чуть глубже, чем в литисточнике, но все равно умело колет систему власти. Представляющий высшую власть король в ней просто глуп, и к тому же, слеп к окружающим проблемам, хотя и не совсем тот жестокий и тщеславный диктатор, как в оригинале. Его министр зачитывает зловещий доклад о кражах, убийствах, голодных смертях, которые венчает равнодушное «Происшествий нет». Миссию свою мультфильм видит в деликатном сочетании воспитания и развлечения детей с ударами, словно рапирой, социальной критики. «Исполнитель желаний» мил, словно кот, лежащий среди подсолнухов, но который все равно обладает острыми когтями, незаметными на первый взгляд.
Основные отравленные стрелы теперь летят в льстивого министра Мистигриса, наделенного кошачьими повадками и хитростью, хотя и начинающего лаять по желанию Зербино, приобретая сходство с «цепным псом» государя, функции которого во многом и исполняет. Хрестоматийный пример лживого чиновника, ищущего в людях, благополучию которых обязан служить, лишь способ обогатиться или возвыситься. Не забыв, конечно, после удачного выполнения замысла, выкинуть использованный людской материал куда подальше. Понятное дело, в этом рисованном мире его начинания потерпят крах, разбившись об честность созданных героем говорящих стен замка. Мультфильм иронично предчувствует подвиг Гагарина и в управленческом лице запускает своего первого человека в открытый космос. Все еще до боли актуальный и мечтательный образ. «Исполнение желаний» не может похвалиться особо красочной рисовкой, хотя и порождает любопытные сцены вроде галлюциногенного танца звезд или короткого путешествия Мистигриса на морское дно. В простую форму сестры Брумберг закладывают ударное наполнение одаренного сказочника, чье творчество, как и у самих мастериц анимации, не лимитировано рамками нежного возраста. Да даже без сатирических подтексов, и взрослым нужны яркие сказки.
Green Snake
Философский трамплин
Ленин говорил, что кино - лучшее из искусств, подразумевая под ним мощную пропагандистскую силу, воздействующую на умы людей. Значит, мультфильм - лучшее из искусств для детей, в которое можно вложить основные воспитательные идеи. Именно поэтому сестры Брумберг взялись за создание «Исполнения желаний», в котором простой и традиционный сюжет поднимает недетские проблемы и создает основу гражданской позиции и нравственности.
Эдуар де Лабулэ, автор сказки «Зербино-нелюдим», по мотивам которой была снята картина, отправляется при помощи фольклора назад в эпоху средневековья и разворачивает действие в итальянском городке. «Истину можно найти только в вымысле» - говорил он, и этот вымысел помогает ему воплотить больше идей. Это не сказочная прибаутка, а настоящий мысленный эксперимент, в котором он пытается объяснить и философскую тему счастья, и экономическую сущность удовлетворения потребностей. Даже затрагивает теорию появления государства, показывая необходимость последнего, когда под конец произведения отделяет модель человеческих взаимоотношений от надзора власти.
Подобно тому, как Джанни Родари высказал революционно-социалистические взгляды в «Чиполлино», здесь сбываются не желания дровосека, а мечты автора, соответствующие самым настоящим принципам только зарождавшегося социализма: рушатся запреты классового строя; личность больше не сдержана в определении и реализации своих желаний, избавляется от пут повседневности и просто делает свободный выбор, куда пойти и как поступить. Торжество нравственности, в котором лицемеры, прагматики, карьеристы остаются ни с чем, а «благородный дикарь» Зербино, которого словно и описывал в своих ранних повестях Шатобриан, получает от судьбы вознаграждение в виде встречи с феей, исполняющей желания. Автор стремится подвести своего скромного, несколько флегматичного героя к обретению мудрости, знанию обо всех ее формах, с помощью познания им форм блага. Несмотря на это, повествование не превращается в оправдание гедонизма и поиска его моральной ценности. «По щучьему веленью, по моему хотенью» желания Зербино действительно исполняются, и конечным в их списке является любовь. Видимо, Эдуар де Лабулэ видит счастье именно в ней, что, конечно же, является типичным выводом для девятнадцатого века
Сатира и иносказательность образов, поучительность сюжета и ясность авторского замысла прекрасно воплощаются в упрощенной «недиснеевской» советской мультипликации Валентины и Зинаиды Брумберг. В мультфильме уже чувствуются признаки той плакатности, к которой они вскоре прибегнут в «Больших надеждах» и в «Трех толстяках», но простота плоскостных, нарисованных вручную картин заставляет работать детское воображение, а черты героев проявляются еще ярче: жалкий король, который способен часами сидеть в позе роденовского «Мыслителя», размышляя над счастьем народа, но не реагирующего на ужасающий доклад о состоянии государства, его хитрый министр Мистигрис, которого заслуженно отправляют в космос (между прочим, первый чиновник на Луне), карикатурные принцы, слишком абстрагированные от реальности или слишком невежественные и т. д.
«Сказка - ложь, да в ней намек». Вот и история Зербино оказывается не такой простой, как могла показаться на первый взгляд. Однажды Евгений Замятин вывел простую формулу: «Дети - единственно смелые философы. И смелые философы - непременно дети». С помощью успешно выстроенной системы образов ребенок на подсознательном уровне учится мыслить определенными категориями, задавать вопросы, разрешать их вместе с Зербино, приходит к выводу, анализируя слова и поступки, что дает возможность открыть и проявить того самого смелого философа, о котором писал Замятин. И уже разогнавшись по этому философскому трамплину, юный зритель сможет смело идти дальше по жизни сквозь более сложные художественные произведения.
poniatoWski
Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).
Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.
Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.
В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.