Старик и ребенок / Le vieil homme et l'enfant
Клод, девятилетний еврейский мальчик, доставляет слишком много хлопот своим родителям. Не желая считаться со своим «особенным» положением в оккупированной Франции, он хочет во что бы то ни стало вести жизнь «нормального» ребенка. Отправленный в деревню ради его же безопасности, он знакомится с «Дедушкой», ярым антисемитом и обожателем Петена. Разумеется, «Дедушка» не подозревает о национальности свалившегося на его голову ребенка и принимает его с распростертыми объятиями, его очерствевшее сердце тает, к нему возвращается былая энергия и внезапно открывается инстинкт помощи ближнему.
Награды и номинации:
Берлинский кинофестиваль, 1967 год
Победитель (3):
Серебряный Медведь за лучшую мужскую роль ( Мишель Симон )
Премия международного евангелического жюри
Награда C.I.D.A.L.C. имени Ганди
Номинации (1):
Золотой Медведь
Чудесное кино, что тут ещё скажешь!
Французы не перестают меня удивлять в хорошем смысле слова. При весьма небольших декорациях, при относительном несложном для умственного понимания сюжете, они просто взяли и вылепили конфетку. Заслуга в том разумеется Клода Берри, но и мальчик, этот еврейский мальчик сыграл так, он не сыграл, он просто гениально исполнил эту партию. Не всем маститым актёрам за всю свою многолетнюю творческую киношную жизнь удаются такие роли. Название фильма очень точное, оно безусловно отражает то, что мы видим на экране, но этот мальчик...
Начнём с его шалостей и проказ. Родители его люди малообеспеченные, да и война на дворе. Францию оккупировали немцы, а этому девятилетнему сорванцу всё нипочём: то он украдёт танк из магазина, то устроится со своим другом в туалете с сигаретой. И, как бы отец ему не втолковывал, что так поступать нельзя, как бы не грозился немцами, тот не понимает и всё тут. И, чтобы обезопасить ребёнка его оправляют в деревню к дедушке. Но фокус в том, что не к родному деду, а через родственницу к одному дедушке, который мягко говоря не любит евреев. Естественно предварительно родители с мальчиком проводят беседу, как себя вести с этим дедулей. И вот тут-то и наступает кульминация, которая длится очень долго. Ребёнок преображается, его просто не узнать. Он из маленького хулигана превращается в образчик послушания. А как он выкручивается, когда заходит речь о евреях, а ведь ему только 9 лет. А сцены с его обедами, когда он желая угодить деду не ест кролика, а потом втихаря ночью ест. Это надо видеть!
Фильм очень хорош по своему стилю изложения и повествования. Он ироничный, но без перекосов и все нужные акценты расставлены по полочкам строго согласно купленным билетам. Ни капли не пожалел о том, что посмотрел эту картину. А разве финальная сцена с вопросом мальчика не запоминается ?Смотреть или нет, решать вам киноманы, а я обязательно посмотрю его ещё разок уж точно!
10 из 10
nikromantik79
Двое из нас - старик и мальчик
Старик был старым. С его невыносимым характером, намертво законсервированным мышлением, со старческими причудами и непонятными для посторонних многолетними привычками. Мальчик, как, наверное, и положено всем мальчикам его возраста, был большим шалуном. В их жизнь вмешалась война. Решение еврейского вопроса на оккупированной территории и разорение страны.
Но кино будет не об этом. Оно о том, как некоторым из нас бывает трудно разглядеть человека в том, кого не принимаешь категорически. Кто издалека представляется самым злейшим врагом, о ком даже не приходит в голову задуматься хотя бы на момент, что, возможно, он - «тоже хороший».
Здесь надо отметить, что это свойство принадлежит почти всем героям фильма, находящимся, казалось бы, по противоположные стороны реки. Родители мальчика лишь от отчаяния доверяются довольно небезопасному шансу на спасение - укрыть ребенка в семье ненавистника евреев, закладывая в детскую голову целое множество вещей, о которых ему ни в коем случае нельзя проболтаться. Старик - закоренелый антисемит, ничего не подозревающий о происхождении ребенка, проникается настоящей любовью деда к внуку. И мальчик, по началу сопротивляющийся как своей новой фамилии, так и вынужденной новой компании, в итоге отвечает взаимностью и привязывается к старику.
В этой истории нет никакого урока, морали и какой-либо дидактической скуки. Лишь настоящие искренние чувства. А также - чувства зрителя, пронизанные насквозь тревогой. Практически каждая минута фильма таит в себе ожидание трагичного - шла самая страшная война. Но повзрослевший мальчик навсегда запомнит то, что с ним произошло, и почему. Его детская открытость позволила ему разглядеть в старике человека, которого он стал называть дедушкой, несмотря на то, что ему было все известно с самого начала. А последнему, наверное, и не надо было знать ничего «лишнего», в перемены мировоззрения в таком возрасте верится с очень большим трудом. Помощь пришла, откуда старик знал бы - не принял. Но главное, что под конец своих дней ему удалось растопить черствость в своем сердце.
Тот факт, что настоящее имя режиссера - Клод Лангманн (совсем, как у юного героя картины) вызвал у меня любопытство, и удалось найти информацию (не без труда, из-за редкости фильма) о том, что фильм частично автобиографичен, и основан на событиях, пережитых режиссером в возрасте 9-ти лет. Считаю, что это кино однозначно заслуживает большее количество как оценок, так и отзывов. Очень жаль, что оно почти неизвестно.
Peperino
Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).
Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.
Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.
В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.