Страх съедает душу / Angst essen Seele auf
Что делать, если шестидесятилетнюю немецкую вдову привлекает марокканец, лет на тридцать моложе ее? А если это любовь? А может, просто «встретились два одиночества»?
- Название фильма «Angst essen Seele auf» (дословно «Страх съедать душа») грамматически неверно, поскольку это фраза, которую произносит Али, говорящий на ломаном немецком.
Федеральная премия I степени за женскую роль.
Каннский кинофестиваль, 1974 год
Победитель:
Приз ФИПРЕССИ (конкурсная программа)
Приз экуменического (христианского) жюри
Номинации: Золотая пальмовая ветвь
Страх съесть душа.
После прочтения аннотации, стоящей под названием фильма «Страх съедает душу», может возникнуть не верное предположение о разворачивающихся в нём событиях - этот фильм не о страхе пожилой немки и молодого марокканца, отдающихся практически «запретной» любви, а о страхе окружающих - паническом, бесконтрольном, животном.
Для главных героев происходящее логично и просто - два одиноких человека встретились и полюбили друг друга. Окружающих же это повергло в ужас - продавец в магазине отказывается обслуживать Эмми, которая ходит в его магазин вот уже 20 лет, сослуживицы демонстративно отсаживаются от неё во время обеда и т. д. и т. п.
Фассбиндер простым и очень логичным способом показывает происходящее, демонстрируя, как уродливо выглядят те, кто с отвращение называют героиню шлюхой, а её мужа «грязной свиньёй», даже не стараясь при этом не выглядеть подобно свиньям (В качестве крайней степени накала бессмысленной ненависти в душе человека, не сильно отличающегося от описываемых им «грязных свиней» выступает герой, сыгранный самим Фассбиндером).
- Они, очевидно, счастливы.
- А что такое счастье? Существует ведь понятие приличия.
Страх съедает души окружающих, а души главных героев свободны. Однако, трудно противиться окружающему миру и ненависти, лезущей отовсюду - рано или поздно страх окружающего мира съест даже свободную душу. Фассбиндер показывает, сколь разрушительным может быть страх - даже тело главного героя он язвой разрушает изнутри.
Режиссёр не забывает указать, что эта история отнюдь не уникальна - даже главная героиня, пусть и не желая ничего плохого, игнорирует, за компанию со своими соратницами, новую сотрудницу, уроженку Герцеговины. И именно главная героиня несколько раз произносит, отвечая на слова мужа о «злых людях», что люди, с отвращением относящиеся к ним не злы, они просто ничем не отличаются от других.
В этой драме не много действия, да и рассказанная история не является каким-то неожиданным откровением - это скорее попытка изучить, рассмотреть даже не самих героев, выделившихся из толпы своим бесстрашием, а их общественный фон, неуверенный, нервный и озлобленный.
late_to_negate
Трудности перевода
Один из самых известных и по достоинству оцененных критиками фильмов Райнера Вернера Фассбиндера - дань творчеству режиссера Дугласа Сирка, чей классический фильм «Все, что дозволено небесами» взят за основу сценария «Страха съедает душу», а форма мелодрамы взята немецким режиссером для обличения человеческих и социальных пороков.
Героине Бригитты Миры в районе шестидесяти, у нее взрослые дети, которым нет дела до матери-уборщицы, одиноко доживающей свой век на окраине Мюнхена. Но одним дождливым вечером в ее жизни появляется мужчина намного моложе нее, гастарбайтер-марокканец Эль Хеди Бен Салем, или попросту Али. Али положителен и серьезен, основателен и человечен. Ну что еще нужно на старости лет? Однако их роман вызывает серьезное сопротивление общества.
Справедливости ради, не все немецкие обыватели показаны махровыми националистами, ведь это прежде всего простые люди, которым недоступно просвещение и умение понять и принять культуру других народов, да собственно, и нужно ли им это в суете забот и проблем? Кстати, не всем народам свойственна толерантность, а многие остались не стертыми с лица земли только благодаря своей воинственности и умению защитить свою культуру.
Спустя какое то время окружающие идут на лицемерное примирение, поскольку немцы - очень практичная нация, и готова поступиться некоторыми принципами и неудобством для достижения своих собственных целей - это в фильме Фассбиндера показано с тонким и довольно язвительным юмором.
Что касается первоосновы Дугласа Сирка, с которого сделан этот римейк, то похожая тема раскрыта совершенно по-разному, но на мой взгляд, «Страх съедает душу» значительно сильнее в плане драматургии, и многие моменты в трактовке Фассбиндера звучат куда более остро. Даже телевизор как символ одиночества используется в обеих картинах, но насколько по-разному это делают два режиссера!
В отличие от простого и линейного фильма Сирка «Страх съедает душу» многослоен и наполнен различным подтекстом, от проблемы мужских измен до исследования внутренних страхов человека. Герои Фассбиндера - сложные люди из простого народа с богатым внутренним миром и яркой палитрой переживаний.
Али и Эмми понимают, что поскольку всем не угодишь, только собственные чувства имеют значения, когда принимаешь решение быть или не быть с любимым человеком. Жизнь короткая штука, и отказываться от подарка судьбы, которой является любовь, неправильно. С другой стороны, человек не может жить вне общества, и люди окружающие нас, родственники и друзья - это и есть наша жизнь. Соблюсти некий баланс между ними - непростая задача, но каждый должен решить ее самостоятельно. Фассбиндер просто показывает, как это могло бы быть, хотя во время просмотра нередко появляется пронзительное чувство стыда за человеческие пороки, присущие как окружающим людям, так и главным героям.
Али нельзя назвать идеальным мужем, поскольку временами он проявляет сдержанное нетерпение, а то и вовсе уходит из дома. Но и сама Эмми не безгрешна - вместе с другими соседками она изолирует от общения уборщицу из Югославии, потому что она тоже является чужой, а значит условно «плохой». Вот он, съедающий душу страх, в действии.
Фассбиндер бы не был Фассбиндером, если бы не включил в фильм свои фирменные фишки из раннего творчества - молчаливые сцены и минимум декораций, подчеркивающих отчуждение и холодность окружающего мира и страдания главных героев. Обилие желтого и красного цвета создает чувство тревоги, опасности. Тем не менее, после просмотра фильм оставляет ощущение тепла и надежды, и в целом, это - одно из самых светлых, трогательных и оптимистичных произведений в обширной фильмографии немецкого режиссера.
9 из 10
GANT1949
Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).
Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.
Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.
В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.