Страна теней / Shadowlands

Страна теней
Недостаточное количество голосов

 
Дата выхода: 25 Декабрь 1993
Продолжительность: 02:11:30
Просмотрели: 12

Фильм основан на реальных событиях. Действие разворачивается в Оксфорде в 1950-х годах. Фильм повествует об истории трагической любви Льюиса к Джой Грэшем и их короткой супружеской жизни, прерванной её смертью от рака.

Трейлер (youtube)

Трейлер (Кинопоиск)

Экранизация пьесы Уильяма Николсона, основанной на реальных событиях.

Награды и номинации:

Премия Национального совета обозревателей в США за главную мужскую роль (Энтони Хопкинс - также за участие в картине «Остаток дня»).

Оскар, 1994 год
Номинации (2):
Лучшая женская роль (Дебра Уингер)
Лучший адаптированный сценарий

Британская академия, 1994 год
Победитель (2):
Лучшая мужская роль ( Энтони Хопкинс )
Премия имени Александра Корды за самый выдающийся британский фильм года
Номинации (4):
Лучший фильм
Лучшая женская роль (Дебра Уингер)
Лучший адаптированный сценарий
Премия имени Дэвида Лина за достижения в режиссуре (Ричард Аттенборо)

Теория и практика

Опыт - суровый учитель...
(Из фильма)

Я не мог поверить своей удаче. Это надо же, фильм про моего любимого писателя Клайва С. Льюиса (автора «Хроник Нарнии», повестей для взрослых и весьма серьезных философских трактатов), о самом интригующем и своеобразном периоде его жизни, снятый одним из лучших режиссеров Британии Ричардом Аттенборо («Ганди», «Кордебалет»), а в главной роли - мой любимый актер Энтони Хопкинс. Эйфория была несколько омрачена весьма посредственным переводом, но выручил оригинальный саундтрек. Чем и советую по возможности воспользоваться.

Однако, не обманитесь. Перед нами отнюдь не байопик, а скорее серьезное раздумье над одной из самых жизненных тем для каждого без исключения - проблемой страдания. Думаю, именно это, а вовсе не подробности биографии знаменитого соотечественника, заинтересовало 70-летнего патриарха английского кино (за заслуги перед отечеством королева жаловала Ричарду Аттенборо титул пэра) в известной пьесе Уильяма Николсона, который, кстати, написал и сценарий к фильму.

Итак, основным лейтмотивом и пьесы и фильма является человеческое страдание. Почему мы страдаем? В чем смысл такого устройства мира, где люди обречены переживать боль независимо от того, где, когда и как они живут? И куда при этом смотрит Бог, если Он действительно всемогущ и действительно любит каждого из нас, как об этом написано в Библии? Проблема сия зело велика есть, и потому уже не одно тысячелетие вокруг нее не утихают споры теологов.

Льюис тоже об этом много писал о любви и страдании. Одна из его книг так и называется «Боль», отрывки из нее мы и слышим в фильме во время публичных выступлений писателя:

«Мы привыкли думать, что наши детские игрушки принесут нам все мыслимое счастье, а наши ясли - это весь мир. Но что-то должно нас уводить из этих яслей в мир других. И это что-то - страдание.

...

Хочет ли Бог, чтобы мы страдали? Что, если ответ на этот вопрос «да»? В общем неправильно считать, будто Бог хочет, чтобы мы во что бы то ни стало были довольны жизнью. Я думаю, скорее Он хочет, чтобы мы были способны любить и быть любимыми. Он хочет, чтобы мы возрастали.

Задумайтесь: по Своей великой любви к нам Он приготовил нам дар страдания. Боль - это Божий мегафон, чтобы достучаться до оглохшего мира. Мы похожи на глыбы камня, из которых Скульптор высекает формы людей. Удары Его резца могут быть очень болезненными, но в конце концов именно они делают творение совершенным...»

Книга, мне кажется, просто гениальная. Не в том смысле, что она несет некое особое, ранее недоступное простым смертным, откровение. Нет, она, как и другая его книга «Любовь», предлагает живым и ясным языком результат тонкого интеллектуального осмысления и исследования проблемы. (Честно говоря, кроме как у Льюиса, я нигде не видел, чтобы эти непростые вопросы излагались так легко, связно, логично и образно)

Но в том-то и дело, что лишь интеллектуального. При всей гениальности, рассуждения старого холостяка, ведущего тихую и размеренную жизнь университетского преподавателя, о страсти, семейных отношениях и страдании, звучат несколько однобоко. (Женщины тут со мной полностью согласятся.) Да Льюис и сам это прекрасно понимал, много раз делая соответствующие оговорки в своих книгах. И Бог, богатый мудростью и талантом делать нестандартные ходы, решил восполнить эту брешь. Он приготовил Льюису сюрприз.

Неожиданно в уютный и замкнутый мир оксфордского профессора литературы врывается женщина (Дебра Уингер) из совершенно другого мира. «Еврейка, коммунистка, христианка, американка», - так ехидно характеризует ее брат писателя Уорни (Эдвард Хардуик). И, вопреки всем законам физики и здравого смысла, сердце писателя оказывается навек в плену у этой энергичной, живой и ироничной женщины. Завязывается искренняя дружба, которая довольно быстро перерастает в любовь - трогательную, старомодную, нежную и пылкую.

Мир оксфордского профессора трещит по всем швам под напором этого большого чувства, друзья и коллеги не устают дивиться происходящим с ним переменам. А он... словно обретя крылья за спиной, в тихом восторге археолога, наткнувшегося посреди пустыни на несметные богатства исчезнувших царств, наблюдает в себе все то, о чем ранее только писал и думал...

Но счастье было недолгим, и великая любовь обернулось великой утратой. Жизнь писателя снова испытывает потрясения, только теперь со знаком «минус». Чем выше взлет, тем страшнее оказывается падение. Льюис оказывается перед лицом страдания, о смысле которого так хорошо писал, но теперь все это касается его самого, а потому многое видится в совершенно новом свете. Доведенный до отчаяния душевной болью, снедаемый самой большой обидой, которую может иметь человек - обидой на Бога, - он вплотную подходит к черте, за которой лежит отказ от своих убеждений, переоценка ценностей и кризис веры. Характерный диалог этого периода с ректором Модлин-колледжа, где преподавал «Джек» Льюис:

«Льюис: Только не говори мне больше, что все, что ни происходит - к лучшему.
Ректор: Один лишь Бог знает, почему такие вещи должны случаться.
Л.: Бог-то знает, но есть ли Ему до этого дело?
Р.: Конечно! Мы здесь видим так мало...Мы - не Создатель.
Л.: Да. Мы - творения. Эдакие крысы в космической лаборатории... Я не сомневаюсь, что эксперимент делается для нашего блага, что не мешает Ему быть вивисектором.
Р.: Джек, но...
Л.: Нет!!! Никаких «но»!! Это ужасная кровавая месса, вот что это такое!»

Но, пройдя через испытания своих убеждений и веры, Льюис прошел их с честью. И вышел из них, обновленный, совсем на другом уровне воспринимая все то, о чем раньше писал. Бог, как всегда, добился своей цели: брешь оказалась заполнена. Теория восполнилась практикой. В конце фильма звучит монолог:

«Почему существует любовь, если потеря так болезненна? У меня больше нет ответов. Их имеет сама жизнь. Дважды в моей жизни мне был дан шанс. Когда я был мальчиком, и теперь, когда я стал мужчиной. Мальчик выбрал комфорт и безопасность, мужчина выбирает страдание. Нынешняя боль - это часть прошлого счастья. Таковы условия игры.»

Хороший урок и всем нам. Счастье может существовать только в мире, где есть боль. Если вы проходите долиной смертной тени и ваша жизнь сегодня наполнена болью потерь, помните: житейский комфорт и безопасность - выбор младенцев. Зрелость, которая знает разницу между счастьем и удовольствием, выбирает страдание.

okolokino

Счастье через страдание или путь веры

Предыстория...

Какими путями идет человек, приближаясь к своему произведению? Какие истоки питают его мысли, которые он облечет в свои творения, заставляя других поверить ему? За каждой строчкой незримо стоит чья-то жизнь с радостями, печалями, чаяниями, падениями, разочарованиями, любовью - всем тем, что неизменно налагает отпечаток на того, кто оставляет след на бумаге и в сердцах.

Клайв Стейплз Льюис оформится как писатель, пройдя горький путь детства, начатый с бесконечной любви матери и закончившийся с ее смертью. Он будет еще совсем ребенком, но уже познавшим недетское страдание; он да его брат - два человечка, отторгнутых собственным отцом, упавшим в свое личное горе потери. Они останутся вместе на всю жизнь - опора и близкие друг другу люди, и никого больше.

Потом будет католический пансион, силой вбивающий любовь к Богу, оттолкнувший Клайва от веры на долгие годы. Странно осознавать, что именно отторжением и вырастет из него богослов-философ, истинный христианин. Затем будет война, на которой он окончательно потеряет веру в Бога, но опять придет к ней спустя годы для того, чтобы снова потерять и снова обрести...

Фильм...

Сам фильм выстроен нюансами-ощущениями, пронизан эмоциями героев, прежде всего духовными чувствованиями. Посвященный Льюису, фильм покажет очередной путь его веры: крепкой и каноничной, зиждящейся на камне убеждений. Его проповеди, выделенные в ленте категорией «страдания» и ее обоснованностью, его профессорская деятельность - символ разума в его величии. И как потом, с момента появления женщины в жизни этого титана веры и ума наступает новая пора: та, которую он упустил в своей молодости.

Любовь к женщине возникнет в нем не сразу, но парадоксально придет тогда, когда женщина будет стоять у последней черты. И именно тогда, в момент печалей и душевных мук, в момент скорби и боли Льюис и познает короткое счастье любви...Что может быть более жестоким и что может оправдать такую несправедливость?..

Льюис - почти апостол - готовый к собственным страданиям и внутренней аскезе, окажется повержен и смят. Его вера, как в далеком детстве, придет в упадок, и он в очередной раз будет укорять Бога за несправедливость и нелюбовь. Куда денется его обоснованность страданий, где его принципы и стойкость? Почему камень так легко претворится в песок? Краткий путь упреков, показавший, что страдание не есть во благо, но всегда в ничто... Бессмысленность мучений?.. Вечные вопросы богословия, на которые сам богослов не сможет дать ответ.

Человек страдающий - всегда обретающий - таков путь веры, такова цена обретенного счастья. Он поймет позже, облекая чувства в слова, приходя и разумом, и чувством к истинному пониманию. Постигая собственным печальным опытом и дорогой ценой то, что прежде было лишь голой теорией. Он признает свое счастье, выросшее из страдания, подаренное ему страданием, основанное на страдании. Странное счастье на слезах и боли - великая божественная милость и чудо, дарованное ему, как любимому чаду...

Сложная история сложных чувств, снятая в классических правилах американского кинематографа. Рассчитанный на массового зрителя, фильм получает закономерный зрительский успех, в нужных долях сочетая картинку со смыслом, который обусловлен фигурой самого Льюиса. Не являясь вершиной кинематографа, картина встала в ряд подобных качественных американских лент. Режиссер угодил многим: и подбор актеров, и манера подачи материала, и сама личность Льюиса - слагаемые успеха этой картины. А философия Льюиса, заключенная в вопросах необходимости страданий верующим человеком - хороший повод к саморазмышлениям.

Nitaya

Если у вас не воспроизводится фильм - мы поможем вам
Забрать видео к себе
VideoCDN HD Video

Переверните телефон, чтобы посмотреть фильм.

Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).

Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.







Ваш комментарий

Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.


В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.

Комментарии

Еще комментарии

Ваше сообщение принято

Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину:


Обязательное поле


Если у вас возник вопрос к администрации, задайте его на форуме http://www.tvcok.ru/forum/ или заполните поле «E-mail» и мы свяжемся с вами.