Сюрприз / De Surprise
Эксцентричный мультимиллионер подписывает соглашение о «прекращении» своей жизни. Выбирая гроб для похорон, он знакомится с подписавшей аналогичный договор молодой женщиной. Проблемы возникают после того, как они влюбляются друг в друга и пытаются расторгнуть заключенные контракты…
Этот фильм основан на одноименном рассказе Белькампо, который режиссер Майк ван Дим хотел экранизировать с тех пор, как получил «Оскара» за фильм «Характер» (1997). Первоначально фильм думали снимать в США, и Скарлетт Йоханссон хотела сыграть в нем главную женскую роль. Однако ван Дим не был уверен, что Йоханссон справится с комедийной ролью и не пришел к согласию с продюсерами, в итоге он забрал проект обратно в Нидерланды.
А вы, случайно, не мой сюрприз?
Из всех североевропейских кинематографических держав Голландия, пожалуй, остаётся самой Terra Incognita. Нет, можно условно вспомнить имена Пола Верховена, Яна де Бонта и Антона Корбайна, голландцев, давно уже пустивших голливудские корни, но чтобы увидеть массовое развлекательное кино с чётко выраженной авторской позицией исключительно нидерландского «розлива» - это несказанная удача. Волею судеб такая удача представилась нам с «Сюрпризом» Майка ван Дима. Бывший рекламщик и клипмейкер, в далёком 1998 году отхвативший «Оскар» за фильм «Характер» в категории «Лучший фильм на иностранном языке», долгие семнадцать лет обивал пороги голливудских студий со сценарием, в основу которого лёг одноимённый роман его соотечественника, сценариста Белькампо. Однако из - за разногласий с продюсерами, возникших из -за исполнительницы главной роли Скарлетт Йохансон (ван Дим в силу только ему известных доводов считал, что Йохансон не справится с комедийной ролью), в Голливуде у проекта не задалось, и режиссёр вернул его на родину, удовольствовавшись голландскими актёрами, голландской съёмочной группой и ничтожным, в сравнении с голливудским, голландским бюджетом. Что из всего этого получилось - давайте разбираться.
После нескольких неудачных попыток суицида утративший вкус к жизни эксцентричный аристократ - миллионер Якоб ван Зален узнаёт о неком похоронном агентстве «Элизиум», за дополнительную плату помогающем своим клиентам свести счёты с жизнью. Обратившись в офис агентства, Якоб знакомится с ещё одной его клиенткой, Анной де Конинг, в которой тут же видит ту, с «кем ему было бы приятно попасть под грузовик». Влюбляющиеся друг в друга молодые люди хотят немедленно расторгнуть контракт с «Элизиумом», но тут и всплывает пресловутый «пунктик», прописанный мелким шрифтом.
Стартуя «Сюрприз» как незамысловатую комедию о самоубийце -неудачнике, ван Дим вдруг неожиданно смещает акцент в сторону банального олдскульного ромкома, а в последней трети фильма вообще переводит действо в ироничный триллер с элементами чёрного юмора. Приём далеко не оригинальный, но не всем режиссёрам, берущимся за него, поддающийся - порой, хватаясь сразу за несколько сюжетных линий, те, словно неумелые жонглёры, роняют шарики, и фильм в итоге разваливается на отдельные сюжетные сегменты. К счастью, в отношении «Сюрприза» ван Дима этого сказать нельзя -режиссёр настолько мастерски чередует жанры, что умудряется постоянно интриговать зрителя и держать того в тонусе. В немалой степени этому способствует юмор картины, по-норвежски сдержанный, интеллигентный и ни на секунду не скатывающийся в чернуху, однако его уморительности в некоторых моментах это нисколько не умаляет.
Но помимо чисто развлекательной стороны «Сюрприза», ван Дим выступает с пусть и противоречивым, но довольно революционным месседжем к своему зрителю - если вы не видите выхода из жизненного тупика, вы просто можете выйти из него на другой уровень существования, самостоятельно или с помощью кого -то. При этом режиссёр не навязывает кому- то своего мнения, он просто констатирует очевидное, а уж зритель соответственно делает самостоятельные выводы, как ему поступить - как герой Якоба или как герой Мюллера.
В заключении хочется сказать спасибо человеку, в чью светлую голову пришла идея проката национального кинохита Нидерландов, номинированного аж на семь престижнейших национальных кинопремий, в России -ведь это одновременно увлекательное жанровой полотно и провокационное авторское кино, однозначно достойное внимания, открывающее нам ещё одну сторону культурной жизни Нидерландов помимо живописи и архитектуры. Если вам по душе кино, вот так бойко и весело способное рассказать о социальных проблемах, «Сюрприз» доставит вам несказанное удовольствие.
7 из 10
crazy kinogolik
На уровень выше
Трудно назвать экранизацию одноименного рассказа Белькампо для Майка ван Дима работой всей жизни (оскароносный «Характер» больше подходит под сие определение одним лишь фактом, что он оскароносный), однако продакшен этого фильма застыл на исходе двадцатого столетия, когда голландский режиссер изъявил желание взяться за экранизацию, и лишь спустя пятнадцать лет нашел-таки дорогу к кинотеатрам. Хочется сразу отметить, что столь долгий перерыв в карьере Майка ван Дима ни коим образом не сказался на его режиссерских способностях и итоговом качестве, потому что новое кино получилось очень даже ничего.
Первое, что бросается в глаза - неожиданно интересный и оригинальный сюжет. Тут, наверное, стоит отдать должное автору рассказа, но и заслуг Майка ван Дима, занимавшегося и адаптацией сценария, не стоит отрицать. Главный герой - единственный наследник старинной династии ван Заленов, в чьих руках находится такое богатство, о котором многим остается лишь мечтать, но лишившийся в детстве отца и опоры мальчик вырастает не в дико успешного, харизматичного и властного мужчину, а в «славного парня, местами странноватого и немного скованного, но в целом весьма порядочного молодого человека», как описывает его один из героев картины. И этот молодой человек, тщетно пытающийся найти себя в этом мире, после смерти матери решает и вовсе наложить на себя руки, однако сноровки в этом нелегком деле у него не хватает. Тогда на помощь приходит случай, и он находит кампанию, занимающейся такой своеобразной помощью, как убийство по договору, и герой, не раздумывая, соглашается на заманчивое предложение, но все меняется, когда ван Зален встречает одну безобидную на первый взгляд девушку...
Казалось бы, как может кино о смерти быть смешным и милым?! Но именно таким его успешным образом делает Майк ван Дим, сочетая романтику с черным юмором и гробами, спокойные размеренные ритмы с бешеным экшеном, а мудрые рассуждения с общей комичностью. Несмотря на весь веселый фон, кино весьма не пустое или однослойное, и на примере главного героя режиссер доносит смысл до зрителя о том, как важно иметь заинтересованность в чем-то или ком-то, предрасположение к чему-то или кому-то, которые бы были своего рода корнями, позволяющими и заставляющими держаться за жизнь, быстротечность которой начинают замечать лишь когда хочется, чтобы следующий момент длился как можно дольше. И герои к этому, конечно, приходят, пусть и своеобразной дорогой, немножко авантюрной и опасной, но тем интереснее. Диву даешься, насколько светлым и жизнеутверждающим старался сделать кино ван Дим, что даже разговоры о смерти несут что-то светлое и теплое вместо привычного холода и мрака.
Кроме того, имеются и сюжетные повороты, которые могли бы стать неожиданностью, однако отсылки к ним даются чересчур отчетливо и без всякой загадочности (постер - вообще большой спойлер), поэтому разгадать их нетрудно, и вообще концовка получилась немного смазанная. Тот момент, когда не знаешь, как закончить и начинаешь делать так, как учили, и получается вроде бы все правильно, по канонам, зато уже не похвастать оригинальностью, да и боевик с предательствами и разоблачениями уж как-то перебором стал казаться - я бы лично поболее понаблюдал за жаркими поцелуями главных героев, но это, естественно, лишь прихоти романтика, к которым серьезно можете не относиться, хех.
И, конечно, необходимо отметить, что актеры сыграли превосходно! Главная парочка - талантливы, красивы и игривы, что они по ходу фильма доказывают. Пока эти две неординарные личности на экране влюбляются друг в другу, Ты влюбляешься в них. Реально! Проверено! Ну и музыкальное сопровождение, включающее в себя большое количество оперных композиций, просто великолепно вписывается в антураж и органично сочетается с действием!
В общем, это кино - настоящий сюрприз, в буквальном смысле этого слова, потому что подарок вдвойне приятней, когда преподносится неожиданно, вот так вот, прохладным осенним вечером, когда настроение оставляет желать лучшего и чувствуешь себя таким же немощным ван Заленом, которому нужна встряска, за исключением лишь несметных богатств, которых тебе не оставили в наследства. И в этой ситуации данное кино - находка, которой, как минимум, поднять настроение после рутинного течения дней удается с завидным успехом! Жизнеутверждающе, оригинально и со вкусом, остается лишь рекомендовать к просмотру!
8 из 10
Александр14
Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).
Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.
Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.
В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.