Сжигатель трупов / Spalovac mrtvol

Сжигатель трупов
Недостаточное количество голосов

 
Дата выхода: 14 Март 1969
Режиссёр: Юрай Герц
Продолжительность: 01:36
Просмотрели: 2

Герой фильма, хозяин крематория, женат на еврейке и имеет двоих детей. Дело имеет неплохой доход и семья кажется прочной и преуспевающей. Герой являет себя как нежный муж и внимательный отец. Но тут в Чехии воцаряется нацизм, он пожалуй прибавляет работы крематорию, но зато и выдвигает свои требования. Бедный герой рад засвидетельствовать фашистам свою преданность, но как быть с членами его семьи, принадлежащими отнюдь не к арийской нации? Спрятать своих близких от грозящей опасности - вот долг, который владеет сердцем героя. Но какое убежище для них будет самым надежным...

Фрагмент (Youtube)

Один из ранних неизвестных у нас шедевров классика чешского кино Юрай Герца, который начал творить в период чешской весны- глотка свободы конца 60-х. Мрачная притча о том, какие абберации могут происходить с человеческой совестью под влиянием внешних обстоятельств.
Это черно-белая картина с прекрасной авангардной для 60-х годов операторской работой создает у мыслящего зрителя мрачный мистический настрой. Подкраской этого настроения служат бывшие в большом почете в нацистской Германии тибетские верования, в частности знаменитая «книга мертвых» (Бардо тёдол). Тема фильма гораздо глубже, чем злободневные события, связанные с событиями в Чехословакии в конце 60-х. - это темы предательства, оправдания смерти. Фильм, недоступный в советскую эпоху, буквально вызвал бурю эмоций у современного российского зрителя с появлением в России в настоящее время.

Ashes to Ashes

Разорванные на клочки чужие фото - последние свидетельства человеческого существования на земле... Вначале лица стираются из памяти, потом исчезают сами носители памяти и остаются только черты на фотопленке - старые, выцветшие, пожелтевшие, забытые на пыльных полках... Когда то с ними обращались бережно, прикасались, проводили по рукой, пытались восстановить в памяти черты, разговаривали, проживали вместе жизни, уже тогда понимая, что их участь - тоже тлен. Говорят, что люди меняются, умнеют с каждым прожитым годом, наполняются мудростью и опытом, как сосуды молодым вином. Только вряд ли... Не опытом, а пеплом - сгоревших мечт и чувств, частицами души, чужим и своим. Монотонный ряд урн, наполненный пеплом пережитого - наверное, так, две Мировые войны, воцарения и падения тоталитарных режимов и прочие кровавые мясорубки 20 века, спустя, и может представлять себе суть человеческого бытия человек, родившийся где-то между Западом и Востоком. И сказку былью и не сделали, и прежние морально-религиозные императивы разрушены, и с буддийским спокойствием принимать страдания и смерть так не научились... Выжженная земля кругом, и мертвые хоронят своих мертвецов...

Кадры выщербленных, разорванных фотографий оживают подтекшей, мутной картинкой, лица искорежены, и копия плохая, и переводчик гнусавый, не поспевает за текстом. Кажется, что фильм снимали на горящей в киноаппарате пленке, которая рассыплется, если дотронешься рукой. Старое кино, старое, как будто давно умершее и пришедшее сидеть у кровати полоумным черно-белым призраком, тихо бормочущим, напоминая о том, когда то, еще недавно, а кажется, давно-давно, люди разумные жгли других разумных людей в печах крематориев. Люди разумные просто подсчитали, что это самое рациональное, до чего мог дойти человеческий разум за миллионы лет эволюции - они просто сгорают, нет больше нечего, и даже следа их. Хроника тотальной амнезии... Локации вполне реальные - столы, дома, семейные обеды, но все слишком пугающе, чтобы быть правдой. Косые «немецкоимпрессионисткие» ракурсы, взгляды исподлобья, водная толща кинобезумия - чистилище, а посреди вмерзший в лед Левиафан - удивительно похожий на Питера Лорре из «М значит убийца», глава пражского крематория, заведующий мертвыми душами и телами.

Странный швед Сведенборг, живший в стране развитого простестантизма, как известно, существование чистилища отрицавшего, описывал свою модель чистилища - не обычного католического, а такого, при котором, умерший человек не замечает, что он умер, а живет так, как жил. Только, так как Бог из-за первородного греха не может сам непосредственно вмешиваться в судьбу человека, с этого момента его направляют духи, не отличимые от живых людей, а ад и рай перемещаются внутрь человека и создаются помышлениями и намерениями. В этом плане, становится понятными и неслабая абсурдность происходящего, и сновидческая реальность фильма - когда в Прагу приходят немцы, в голове Сжигателя начинается настоящий кафкианский «процесс», с внутренними прокурорами, адвокатами, обеспечивающими становление нового миропорядка в отдельно взятой душе. События движутся от плохого к худшему, а даже самый наивный зритель лишается последнего оптимизма, понимая, что это все, увы, о человеке разумном. А хозяина Замка не видать - только дьявол, которого вдобавок изобретают сами же люди...

«Сжигателя трупов» мог снять только начавший свою карьеру во время «Пражской весны» Юрай Герц - человек из страны так называемого соцблока, где разъедающие социум язвы не назывались своими именами, не артикулировались, а загонялись внутрь и порождали фрустрации, которые потом вылезали в виде метафор и аллегорий. Видимо в таких условиях страхи носят экзистенциальный характер, существуют где-то на подкорке, чтобы превратится потом в чисто жанровое кино - хоррор. Хоррор, пугающий зрителя вовсе не ужасами - странными, продирающими до мозга костей кислотами, а жуть происходящего оттеняется почти клоунадной иронией и черным юмором, которые, как известно, лучшая анестезия от всего на свете. Реальные повседневные ужасы тоталитарного режима приобретают абрис мифа, притчи, «городской легенды», почти анекдота - мол «жил-был дяденька, который жег трупы и свою работу очень любил...» Герц не ставит вопроса, почему из добра и зла, человек выбирает именно зло, а заботливый папаша деградирует в чудовище - акценты там расставлены, но само построение фильма этого не предполагает. Автор просто фиксирует, тот факт, что наша цивилизация - зло. Вы не верите? Грязные мостовые, черная машина - «тогда мы идем к Вам!» И чья-то заплаканная вдова за спиной...

Movie addict

Повесть о простом обывателе

Маленькой Чехии не повезло в этом мире. Маленькая, уютная, трудолюбивая (не чета некоторым) - настоящий рай для туриста. Только как говаривал один умный человек - все наши пороки являются продолжением наших достоинств. Это я к тому, что не зря именно в Праге творил великий Кафка. А он в людях разбирался неплохо.

И именно в Праге живёт Карел Копфкингл, мелкий служащий, простой обыватель, любящий жену и двоих очаровательных детей. Аккуратный до отвращения (даже любовница у него - девица из борделя, кою он посещает в строго установленном порядке), и в таком-же установленном порядке посещает соседа врача сдавая кровь на сифилис, с пробором в волосах и вечной расчёской. Только с работой не повезло - он работает крематором. А эту профессию мягко говоря никогда не любили. Вот и старается господин Копфкингл как может - то обед с музыкой в зале прощания устроит, то прогулки по колумбарию, пропагандируя свой труд. Причём делает это не по принуждению, а из чистой любви к искусству. Даже семейную жизнь он подгоняет под свою работу - ходит с детьми на выставку пыток, а стены украшает портретами латиноамериканских диктаторов, правда выдавая их для гостей зачем-то за французских министров.

Но тут в размеренную жизнь работника сферы ритуальных услуг вторгается грубая реальность - Германия оккупирует Чехословакию. И у господина Копфкингла наступает новая жизнь. Выясняется что сделав донос можно избавиться от надоевшего вахтёра на работе, а потом и занять место начальника. А вступление в фашистскую партию и вовсе открывает необозримые горизонты. Только вот на пути к полному счастью встаёт жена - еврейка, и дети. И уважаемому господину Копфкинглу предстоит сделать выбор.

Для меня этот фильм - очередное доказательство того, что самые страшные люди на земле - это обыватели. Скромные соседи, простые работники честно делающие свою работу. Только когда к власти приходят негодяи, именно они первыми кидаются кричать Ура, и писать доносы на других. А уж получив малейшую власть - они и вовсе становятся страшными людьми. Именно это мы сейчас и наблюдаем на Украине, видели в фашистской Германии, и в сталинском СССР. Именно такие Копфкинглы пытали несчастных на пыточных конвейрах НКВД, и затем стреляли в затылок. Сжигали в печах Освенцима. А сейчас расстреливают Донбасс, сидя в уютных кабинетах. Только когда диктатора скидывают они оказываются не при чём, они жертвы. Они же только выполняли приказ. Грустно.

9 из 10

Старый пью

Если у вас не воспроизводится фильм - мы поможем вам
Забрать видео к себе
VideoCDN HD Video Профессиональный одноголосный (ВК)

Переверните телефон, чтобы посмотреть фильм.

Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).

Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.







Ваш комментарий

Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.


В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.

Комментарии

В_А_Д_И_М_
От пользователя В_А_Д_И_М_:
полная срань
22:50 / 28.04.2019
Еще комментарии

Ваше сообщение принято

Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину:


Обязательное поле


Если у вас возник вопрос к администрации, задайте его на форуме http://www.tvcok.ru/forum/ или заполните поле «E-mail» и мы свяжемся с вами.