Такси / Taxi
Желтое такси колесит по ярким и красочным улицам Тегерана. В такси садятся разнообразные пассажиры, каждый из которых искренне выражает свои взгляды во время беседы с водителем. А водителем является не кто иной, как сам режиссер фильма Джафар Панахи.
Сезар, 2016 год
Номинации: Лучший фильм на иностранном языке
Берлинский кинофестиваль, 2015 год
Победитель:
Золотой Медведь
Приз ФИПРЕССИ (конкурсная программа)
- Для съемок фильма использовались три компактные камеры «Blackmagic Design Pocket Cinema Camera».
- Это уже третий фильм Джафара Панахи, снятый им с того момента, как он получил 20-летний запрет на съемку фильмов, из-за антиправительственной деятельности и участие в акциях протеста против официальных итогов выборов 2009 года в Иране.
- Пассажиров такси сыграли непрофессиональные актеры, чьи личности остались неизвестными.
- Во избежание привлечения внимания, в такси нельзя было использовать дополнительное освещение. Вместо него Джафар Панахи сделал люк в крыше машины, и тем самым получил достаточно света для съемок.
- Свои предыдущие два фильма - «Это не фильм» (2011) и «Закрытый занавес» (2013) - Джафар Панахи снял тайно у себя дома. Этот же фильм он снял на улицах Тегерана, однако камера никогда не покидала такси.
Вопрос реальности
Во времена, когда планету будоражит группировка ИГИЛ, а исламский мир приблизился к Европе на расстояние очереди в упор из автомата Калашникова (спасибо империалистическому прошлому), в мусульманских странах ещё находятся вменяемые люди, способные взглянуть на земной шар как на единый, целый организм, проповедующий общий пласт истории искусств, а не фанатичное месиво политических и религиозных пристрастий.
Настоящий талант реализует себя где угодно, даже дома, сидя на диване, а бездарь ждёт господдержки и ноет, что демократический режим не даёт ему матерное слово молвить. Джафар Панахи на своём личном примере доказал, что есть ещё гении в иранских селениях и что любая помеха - это идеальная возможность сдвинуть закостеневший мир кинематографа вперёд, к новым авторским свершениям и авангардным тенденциям.
Будучи ограниченным в свободном перемещении, иранский режиссёр идёт на простой, но очень эффектный эксперимент - ставит свой фильм прямо в салоне личного автомобиля. И всего-то надо: пара любительских камер, друзья и родственники в роли актёров, нелинейный сюжет, великолепное чувство киноритма, и лучшая комедия последних лет готова!
Это ни в коем разе не документальное кино или, прости Аллах, мокьюментари, это живая, очень органичная, а самое главное - уморительно-весёлая художественная лента, с лёгкой перчинкой социального троллинга. А достаётся тут, к слову сказать, всем: и зашоренному местному режиму с их «несвободой слова», и исламской ортодоксии женщин (героини Панахи позволяют себе тут в разы больше англосакских феминисток), и даже национальному кинопрокату, потонувшему в «пиратских водах» (отдельной линией персонажа блистает потешный распостранитель нелегальных DVD-дисков).
Такое не всегда бывает, но тут это есть - Панахи любит кино, и оно ему отвечает, Панахи любит камеру, а она обожает его. По сути, дорожные зарисовки, занятные скетчи и невольное интервью-ревю превращаются в лаконичный роуд-муви, где сам автор в главной роли необычайно обаятелен, убедителен, словоохотлив и ироничен.
Этот фильм-сущая реальность, воплощённый в золото «берлинский мишка», надежда на достойное будущее кино в этом горемычном регионе и наследие живого прошлого иранского кино от Дарьюша Мехрджуи и Масуда Кимиаи до Маджида Маджиди и Мохсена Махмальбафа. И конечно же, это невольный оммаж своему учителю - Аббасу Киаростами, ведь картины последнего «Вкус вишни» и «Десять» также почти полностью сняты в салоне машины. Даёшь неореализм на колёсах, а не застывший в целлулоиде анахронизм!
8 из 10
billfay
За рулём жизни
Сюжет прост, как пять копеек, водитель, сыгранный самим режиссером, возит пассажиров (сыграли знакомые и друзья Панахи) по городу, и главным достижением тут являются озвученные мысли пассажиров, вид Тегерана из окон автомобиля. И история каждого персонажа, будь-то карманника, или продавца пиратских дисков, настолько подана по реалистичному, что хочется сказать спасибо Панахи за его простой, но добротный один день жизни обыкновенного таксиста.
Рискуя личной свободой, Джафару Панахи удалось сотворить небольшой этакий шедевр роуд-муви, с хорошим, добрым юмором, иронией и знакомыми из жизни персонажами. Вдобавок автор, делая оммаж в сторону учителя Аббаса Киаростами ("Вкус Вишни»), отправляет любовное послание всему кинематографу, и главное даёт собой пример человека, полностью свободного в плане творчества, доказывающего,- «искусство не имеет границ» и снять достойное кино способен каждый, даже находясь под арестом, для этого нужно лишь иметь желание и камеру в руках.
Dentr Scorpio
Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).
Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.
Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.
В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.