Танцовщик / Dancer
Фильм посвящён биографии известного танцовщика, украинского артиста балета Сергея Полунина, который в 17 лет был принят в труппу лондонского Королевского балета, а спустя два года стал самым молодым премьером в истории труппы. Однако лента рассказывает не классическую историю успеха, а повествует о пустоте, которую человек встречает на вершине - и о том, как начать жизнь заново, но по своим правилам.
Трейлер (youtube)
Сергей Полунин собирался оставить танцы и поступать в школу актёрского мастерства в Лос-Анджелесе. Станцевав в клипе Take Me to Church, танцовщик передумал.
Танцующий в темноте
Что подкупает в этом фильме? Его близость к жизни, высокий уровень достоверности - привлечение документальных видео, маленькие интервью с героями. Его фрагментарность - из микроэлементов, хорошо подобранных и скомпонованных, складывается целостная картина. Его атмосферность и соответствие характеру и духу центрального персонажа. Его эстетичность в выстроенных кадрах, от медитативного первого до мистического последнего. Его неподдельное преклонение перед балетом - пожалуй, тяжелейшим и мучительнейшим из искусств. Детство, лондонское прошлое Сергея Полунина, непростые взаимоотношения в его семье - всё это я узнавала с интересом, но куда больше - человек эгоистичен - волновали моменты, отчасти пережитые и мной. Фрагменты из «Большого балета», где Полунин участвовал и победил в 2012 году. И, конечно, отрывки из «Спартака» в нашем Новосибирском оперном театре. Он танцевал не только в этом балете, мы видели его в «Щелкунчике», «Баядерке», «Корсаре», и всегда это было настоящим событием. В каждой постановке у него были блестящие сольные партии, где он мог продемонстрировать и свою выносливость, и гимнастическое прошлое, и грацию. Увы, связь его с нашим театром прервалась, и нам остаётся лишь наблюдать Полунина на экране, где, возможно, ему скоро предстоит блистать уже в иной ипостаси. Но энергетику и мощь балетов, в которых он принимал участие, невозможно передать и повторить нигде и никак.
На их фоне - отчасти промелькнувших в фильме, отчасти навеянных фильмом - несколько поблек для меня «прощальный танец» в идиллических американских декорациях. Символика этого номера вроде бы прозрачна, но постановка, как мне показалось, не раскрыла всю полноту возможностей Полунина - и душевных, и физических. Она выглядит слишком декоративной. И это странно, ведь он, судя по его словам, таким образом рассказывал свою историю, буквально проживал эту постановку. Вспоминается где-то прочитанная театральная байка об актёре, который как-то раз по-настоящему заснул на сцене, а потом услышал от коллег, что момент «был сыгран неестественно». И потом, непривычным для моего глаза показалось сочетание элементов современной и классической хореографии в этом мини-спектакле. Перетекание одного в другое, на мой взгляд, рождало порой немного искусственные мизансцены. Ещё показалось, что, духом тяготея к современному танцу, Полунин видит возможность проявить себя наиболее полно только в классическом. А для классического балета рамки этого видео слишком узки, он вырывается за их пределы. Во всём этом, конечно, тоже можно усмотреть концепцию. Есть в видео очень красивые моменты, абсолютно живые и правдивые для меня как зрителя. Но некий американизированный драматический налёт давал о себе знать, как бы кричал сквозь танец. И это мне было чуждо. А по всему миру этот ролик собрал миллионы восторженных отзывов. Что ж, очередной его успех. Его посыл услышан людьми, и это прекрасно.
Однако я продолжу о своём. Именно потому, что личность Сергея Полунина мне крайне интересна, не хватило мне его жизни и мыслей вне балета, помимо балета. Линия жертвы (его родителей, его собственной), быстрого взлёта, быстрого выгорания, поиска себя выдержана очень тщательно, скрупулёзно. Сценарий крепко сбит, завязан лишь на этой теме и потому как бы отсекает всё остальное. Были моменты запечатлённой реальности, но их хотелось больше. Больше разговоров, больше непосредственных зарисовок. Больше. Но требовать этого нельзя, а в целом фильм получился интересным, и, разумеется, все поклонники этого действительно потрясающего танцовщика должны его посмотреть. Возможно, эту киноверсию жизни, пока что первую, однажды будет с чем сравнить.
Enjia
Вот не люблю писать положительные рецензии по одной простой причине: когда фильм тебе не понравился или просто оставил тебя равнодушной, проще сохранить объективность.
Но когда что-то потрясает тебя до глубины души, так, что потом ты еще неделю-другую находишься в состоянии некоего аффекта, а именно так произошло со мной после просмотра «Танцовщика», тут все несколько сложнее. Тебя захлестывают эмоции, за которыми, нередко, теряется весь смысл рецензии. Понравилось, потому что понравилось.
Обо все по порядку. На фильм наткнулась, просматривая список ближайших премьер. Учитывая свой недавний интерес к балету и рабочую необходимость более детально изучить все стороны этой сферы искусства, решила узнать о фильме подробнее.
Чувство внутреннего противоречия нахлынуло, как только открыла страницу с постером и синопсисом: какой-то мальчик оббитый татуировками, со шрамами этими дурацкими. В голове мелькнула мысль: «Вот она, очередная «звязда», у которой ни мозга, ни таланта, зато куча эпатажа». Посмотрела трейлер. И просто онемела...
За два дня нашла о «мальчике» все, что только можно было: интервью, видео балетов, танец, поставленный под Хойзера, записи встреч со зрителями.
Это просто поразительно. Я, вообще, атеист, но когда жизнь сталкивает тебя со столь очевидным, безусловным талантом, трудно поверить, что такое возможно без вмешательства высших сил. Когда ты видишь, как Полунин взлетает над сценой на два метра и перелетает ее за три jete, время вокруг замирает... Описывать танец - безнадежнейшее, неблагодарное занятие, не придумали еще таких слов... это даже не танец, это поэзия в движении... Гибкий, изящный, легкий... Все его движения связаны друг с другом логически, потрясающе естественны и безумно красивы.
Разумеется, купила билет. Идти боялась. К моменту премьеры у меня уже сложился в голове определенный образ. Очень не хотелось, чтобы вытащили на свет какие-нибудь «жареные» факты (типа наркотиков, беспорядочных связей со всем, что движется и таковая прочая), которые этот образ смажут. Да и слоган фильма к этому располагал. Но, к счастью, этого не случилось.
Гений? Абсолютно. Икона? Возможно... Бунтарь? Никакого бунтаря я не увидела. Увидела мальчишку, которого просто, в силу обстоятельств, в детстве недолюбили. С которым, в ключевой момент формирования его, как личности, никого не оказалось рядом. Оставшегося одного в чужой стране. Колоссально талантливого. Искреннего и доброго. Взвалившего на себя комплекс вины.
Увидела маму, снедаемую этой же виной, задающуюся вопросом: «А можно ли было иначе?»
Примерно этот же вопрос задает в своей статье Вересков: оправдывает ли цель средства? На мой взгляд, однозначного ответа тут просто не может быть. Во всяком случае, у меня его нет. И уж точно, я никогда не посмею ее осуждать. Будь я на ее месте, наверное, поступила бы также. Кроме того, не могу эгоистично не вспомнить, что поступи она иначе, пойди на поводу материнских чувств, я, вероятно, никогда бы не увидела ни полунинского Альберта, ни его Щелкунчика, ни его Take me to church, каждым филигранным жестом кричащего об отчаяние и безысходности мятущейся души.
Одним словом, поклонникам Полунина смотреть обязательно. Не пожалеете. Хотя бы, ради его финального танца.
P.S. В конце фильма, когда Сергея после его выступления обнимает бабуля и говорит: «Ты у меня самый лучший!» Я человек не сентиментальный, но я плакала...
Nilli H
Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).
Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.
Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.
В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.