Телохранитель 2: Отважный Сандзюро / Tsubaki Sanjûrô
В своих странствиях по городам и весям самурай Сандзюро «набрел» на серьезный конфликт в одном из кланов: оголтелая борьба за власть, коррупция, глава клана по ложному обвинению арестован вместе с семьей, а его место вот-вот займет злобный интриган Кикуи. Только горстка молодых воинов готова биться за справедливость. Им на подмогу приходит Сандзюро. Его оружие — хитрость, внезапность, бесстрашие и, конечно, меч, на котором кровь негодяев не успевает высохнуть…
Телохранитель (1961)
- Экранизация по произведению: Сюгоро Ямамото
- Зачерненные зубы жены Матсуты - это не признак безответственного отношения к своему здоровью, а достаточно модный, характерный для императорских придворных того времени, косметический прием.
- В сцене, когда Санджуро, убив несколько людей Кикуи, затем надавал пощечин троим молодым самураям, обвиняя их в том, что ему пришлось убить так много, Тосиро Мифуне бил своих партнеров по настоящему, что, как и видно в фильме, довольно сильно их удивило.
- Для «кровавого фонтана» в финальном поединке был использован шоколадный сироп, перемешанный с газированной водой и поданный под высоким давлением.
- Общее число трупов в фильме: 27. Все убиты Санджуро.
Средневековый триллер в стиле японского «вестерна»
- Леди была права. Хороший меч должен находиться в ножнах. (с)
Однажды в Стране восходящего солнца...
Признаться, садясь за просмотр этой картины, прославленной именем божества японского кинематографа, я ожидал увидеть скучное зрелище, наивное феодально-средневековое повествование на черно-белой, измученной временем, кинопленке. Но постепенно не обремененная кручеными сюжетными поворотами история меня втянула, и к середине ленты я окончательно влюбился в фильм!
Некто Кикуя, Управляющий, решил подставить доброго Камергера, который находился у власти одной из японских провинций, и, взяв в заложники его жену и дочь, пожелал заставить его подписать ложное обвинение. Сколотив небольшую армию во главе умного и проницательного начальника стражи, Управляющему осталось только избавиться от верных Камергеру 9-ти самураев, с чего и начинается картина. Но тут в дело встревает странный тип, свободный, своенравный, могучий, «обнаженный клинок» Матсуто Санджуро, с кем мы познакомились еще в фильме «Телохранитель», предыдущей картине Куросавы. Явных мотивов, кроме защиты справедливости, у самурая не было. Зачем он влез не в свое дело, лично для меня так и осталось загадкой. Но с этой самой поры, как можно догадаться, у плохих парней все пошло из рук вон плохо!
Пожалуй, такие оставшиеся за кадром вещи, как мотивы Управляющего, добрый характер Камергера, предыстория развивающих событий, специально были выброшены за борт, чтобы не растягивать фильм, чтобы сохранить его динамику. Да и не в них суть! Самое интересное здесь - это шахматная партия между командой «злоумышленников» и персонажем Мифунэ, волевым и своевольным самураем, который практически в одиночку победил соперника. В одиночку, ибо бегавшая за ним, словно утята за мамочкой, команда из молодых самураев, как была образцом человеческой глупости в начале, так ею и осталась в конце.
Итак, нас с места в карьер окунают в действие. И хотя от событий и поступков, и тем более от диалогов, за версту отдает наивом, фильм подкупает душевностью, с которой он был создан. Весьма предсказуемый финал, ходы Матсуты - это просто игра. Но какая игра! Это настоящий триллер, захватывающий, напряженный, разбавленный для проформы фирменным самурайским экшеном, где владеющий катаной разрешает исход битвы. Поединки исполнены молниеносно. Пара секунд, и трое плохих парней уже корчатся в предсмертной агонии. Я несколько раз перематывал эти две секунды в замедленном действии. Сейчас так никто не снимает. Это слишком незрелищно. Но здесь, в «Отважном самурае», это зрелищно, это круто. Десять секунд достаточно персонажу Тоширо Мифунэ, чтобы разделаться с полтора десятком бойцов, разбегающихся от него, как стадо овец от страшного хищника. Поверьте, сегодня это стоит десяти минут современного экшена с самыми мощными спецэффектами.
Впрочем, не только совершенное владение мечом привлекает к себе образ бесстрашного самурая. Это харизма, мощная, непоколебимая внутренняя сила этого человека. Такого героя смог гениально воплотить на экране Тоширо Мифунэ. Он и ведет за собой приправленную японским средневековым колоритом историю.
Что же касается постановки, то за нее отвечает Куросава. Внимательно понаблюдайте за композицией кадров. За операторскими ракурсами. За большим и в то же время изящным стилем этого виртуозного режиссера. Снятый на середине его жизненного пути, когда уже сформировалась полностью его манера съемок, «Отважный самурай», кажется, так просто сделанный, гениален. Куросаве удается одним статичным кадром так много сказать зрителю! Так снимали великие мастера. Приведу лишь один пример, чтобы было понятно, о чем речь.
В искусстве кватроченто, до прихода в живопись Рафаэля, ознаменовавшего наступление эпохи высокого Возрождения, были весьма распространены многочисленные фрески на различные религиозные сюжеты и групповые портреты с одной и той же композицией. Представьте картину с пропорциями широкого полотна в кинотеатре. На ней линией, так что портреты всех действующих лиц находятся на одном уровне, выстроены персонажы. Чаще всего каждый из них занят каким-то своим делом, кто-то разговаривает, кто-то смотрит в сторону и так далее. Так вот, в фильме Куросавы многие кадры выстроены по такому же принципу. Это экономия выразительных средств. Сейчас там, где современный режиссер раздробит кадр на десять кусков, не всегда удачно тратя время и силы на каждого персонажа, Куросава помещает все персонажи в один кадр, и он выглядит как фреска тех далеких времен.
Но на этом стилистические особенности картины отнюдь не исчерпываются. Полувековой фильм Куросавы остался для нас свидетелем другой эпохи в истории кинематографа, являя его сильные и лучшие стороны. При этом он сам описывает совсем другую эпоху, феодализм в Японии, будучи нетленным шедевром, который может послужить добрым уроком начинающему киномагистру. И пусть здесь тяжеловесная бурчащая музыка, пусть звук похрипывает после стольких лет жизни пленки! Такое кино нужно и можно любить. Оно закалено временем, как сталь самурайского меча. Мое почтение.
Arbekov
Он вновь меж двух огней
Лично для меня японский кинематограф остаётся такой же загадкой, как и загадочная японская душа, поэтому я решился на просмотр картины «Телохранитель» 1961-го года (одноимённый в нашем прокате фильм голливудского производства с Кевином Костнером, Уитни Хьюстон и песней «I Will Always Love You» не является ремейком!) только после того, как увидел ленту «Герой - одиночка» (вот этот фильм можно назвать с натяжкой, но ремейком) с Брюсом Уиллисом, когда место действия было перенесено в США во времена «сухого закона», но суть бандитский разборок и нахождение в них главного героя будет оставлена. Ведь фильм был написан по мотивам рассказа Акиры Куросавы.
Не зная японского кинематографа скажу, что вторая часть «Телохранителя» меня привлекла лишь средней оценкой, которая выше «восьмёрки», а также тремя составляющими картины: во-первых, это грандиозный режиссёр Акира Куросава, во-вторых, великолепный актёр Тосиро Мифунэ, а в-третьих - это уверенность в том, что вновь будет возможность лицезреть антураж средневековой Японии, когда на её просторах обитали люди со своим кодексом чести - настоящие самураи.
Надо сказать, что при условии этих трёх составляющих, я получил всё, что ожидал. Акира Куросава даже в сиквеле доказал, что умеет создавать великое кино, в котором он раскрывается душу японского менталитета, такую сложную и неоднозначную для европейца, но умея преподнести её так, что кое-какие аспекты их жизни далеко перегнали нас в вопросах гуманности, чести, самопожертвования. Каждая сцена выдержана в условиях феодальной Страны Восходящего Солнца. Каждая реплика или же диалог - выдержаны так, что и сомнений не остаётся, что общаются люди, выросшие в те давние времена. А каждый участник действа - необходимая его единица, без которой общая картинка не существовала бы такой целостной.
Но если все герои на своём месте, то Тосиро Мифунэ заслуживает отдельных слов. Его герой - самурай без хозяина. Насколько мне известно таких тогда называли ронинами, но могу ошибаться, там столько условностей и нюансов, что разбираться с этим и разбираться. Этот герой (как Вы понимаете зовут его Сандзюро) - любитель сакэ, отчего кажется, что его полудремлящее лицо всё время в состоянии алкогольного опьянения. Но, оказывается, что он всё время сохраняет холодный ум, а его хитрость покрывается внешним видом, будто этого спившегося искателя приключений не стоит боятся. Те, кто так решили - его враги и им стоит опасаться его вплоть до опасности быть зарубленными мечом Сандзиро. Но вот, что им движет на самом деле - для этого надо посмотреть фильм.
Антураж, костюмы, декорации, причёски, грим... Не к чему придраться, всё сделано на высшем уровне. Команда создателей «Телохранителя 2: Отважного Сандзюро» под предводительством великого режиссёра справилась на ура. После увиденного, честно, хочется побывать в этой неординарной стране.
По сравнению с первой части не хватило немного напряжения и таинственности, ведь уже знаешь каков этот Герой с большой буквы - Отважный Сандзюро. Рекомендую к просмотру для расширения кинематографического кругозора.
8 из 10
Tristo
Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).
Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.
Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.
В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.