Тень ворона / Í skugga hrafnsins
Годы стерли воспоминания о кровавой расправе на холодных берегах Исландии. В святилища древних богов пришло милосердное христианство. Но и оно не в силах изменить жестокие нравы викингов.
Гибель одного из старейшин приводит к расколу общины и беспощадной кровавой вражде. В центре конфликта оказывается юноша, только что вернувшийся из просвещенной Норвегии. Он вынужден взять в руки меч, чтобы отомстить тем, кто лишил его семьи, возлюбленной и будущего.
Трилогия:
Фрагмент
Европейская киноакадемия, 1988 год
Номинации: Лучшая женская роль (Тинна Гуннлаугсдоттир)
Документальная хроника 1000-летней давности
На мой взгляд, «Тень ворона» - один из немногих исторических фильмов, в котором достаточно достоверно воссоздана атмосфера показываемой эпохи. Предчувствую, что кто-то, прочитав эту фразу, язвительно усмехнется: мол, а он-то откуда знает, как люди тогда жили? Может быть, машина времени все-таки существует, и он с ее помощью побывал в XII веке?
Отвечу: будучи по образованию историком, я могу кое о чем судить. И когда вижу фильм, скажем, об эпохе Крестовых походов, где над бородами и усами рыцарей явно потрудились очень хорошие парикмахеры, а шелковистые волосы дам буквально струятся по плечам, не могу удержаться от улыбки.
А зубы? Вы взгляните на их зубы: ровные, белые - чистый жемчуг... Не спорю, и такое могло быть в Средние Века, но все же это являлось скорее счастливым исключением из правил. Не стоит забывать, что в те времена средняя продолжительность жизни в Западной Европе не превышала 38-40 лет, люди подчас не были знакомы с элементарными правилами гигиены, пандемии опустошали огромные территории...
Я не предлагаю, конечно, актерам, снимающимся в исторических картинах, выбивать зубы и неделями не мыть головы. Но о гриме, способном воссоздать аутентичный облик тогдашнего человека, забывать нельзя. Вот с этим в «Тени ворона» все в полном порядке.
Взгляните на героев фильма: каждый - яркая индивидуальность. Вот - епископ, бесформенная туша с низким утробным голосом; вот его сын Хьерлейф, заросший черной жесткой бородой; надменная супруга с лицом, обветренным северными ветрами; остроносый Грим с постоянно бегающими глазами и волчьими повадками... Даже появляющиеся на пару минут эпизодические действующие лица мгновенно запоминаются (взять хотя бы двух телохранителей епископа с печатью вырождения на лицах).
А теперь посмотрите на главных героев - Траусти и Изольду (кстати, не заставляют ли эти имена вспомнить историю о Тристане и Изольде?). И он, и она явно не блещут голливудской внешностью. Но фильм от этого вовсе не проигрывает. Наоборот, временами даже создается впечатление, что все это чуть ли не документальная хроника...
Теперь - о сюжете. На первый взгляд все ясно: возвратившийся из континентальной Европы Траусти оказывается в эпицентре кровавой междоусобицы. Но не все так просто. Здесь, как мне кажется, создатели фильма показали два конфликта. Первый на виду: это вражда двух исландских родов, осложненная вмешательством церкви. Такое могло произойти где угодно, просто в данном случае щедро сдобрено местным колоритом. А вот второй конфликт носит внутренний характер и касается только главного героя. В нем борются христианин и язычник, и кто из них в итоге одержит победу - вот главный вопрос.
Хочется отметить, что режиссер и сценарист Храфн Гуннлейгссон трепетно, с любовью, с огромным уважением относится к истории своей страны. К событиям почти 1000-летней давности он подходит так серьезно, как будто бы это дела дней сегодняшних. Наверное, именно поэтому фильм получился ярким, глубоким и очень жизненным.
10 из 10
Alexandr von Wurm
Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).
Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.
Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.
В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.