Тэсс / Tess
Юная красавица-крестьянка Тэсс неожиданно узнаёт, что в её жилах течёт благородная кровь норманнских рыцарей. По воле родителей девушка уезжает жить к новообретённым состоятельным родственникам. Там она сталкивается с обольстительным кузеном Алеком, который не прочь воспользоваться невинностью Тэсс.
- Фильм снят по мотивам романа Томаса Харди «Тэсс из рода д'Эрбервиллей» (Tess of the d`Urbervilles, 1891).
- Полански посвятил фильм своей жене Шэрон Тейт, убитой в 1969 году.
- Фильм снимался во Франции, а не в Англии. Полански в это время находился в розыске и опасался экстрадиции из Великобритании в США.
Британская академия, 1982 год
Победитель: Лучшая работа оператора
Номинации:
Лучшая работа художника-постановщика
Лучшие костюмы
Оскар, 1981 год
Победитель:
Лучшая работа оператора
Лучшие декорации
Лучшие костюмы
Номинации:
Лучший фильм
Лучший режиссер (Роман Полански)
Лучший оригинальный саундтрек
Золотой глобус, 1981 год
Победитель:
Лучший иностранный фильм - «Франция»
Прорыв года ( Настасья Кински )
Номинации:
Лучшая женская роль (драма) (Настасья Кински)
Лучший режиссер (Роман Полански)
Сезар, 1980 год
Победитель:
Лучший фильм
Лучший режиссер ( Роман Полански )
Лучший оператор
Номинации:
Лучшая актриса (Настасья Кински)
Лучший саундтрек
Лучшие декорации
Французский Дорсет от польского режиссера
Приступая к работе над новой картиной в далеком 1977 году, Полански только что вернулся из Америки, где снял пару успешных фильмов, и был на волне славы. Французский продюсер Клод Берри (ныне уже покойный), восхищавшийся режиссером, предложил ему работу и хороший бюджет (читай неограниченные возможности для творчества), а Роман Полански предложил «Тэсс». Так возник один из красивейших фильмов мирового кинематографа.
Длящаяся почти три часа, лента до конца держит изначальный неспешный ритм, который был присущ и роману Харди. Долгие панорамные кадры, сложная композиция, дальние планы, где помещаются и актеры, и окружение, неповторимый стиль монтажа от Полански - это черты тончайшей режиссуры «Тэсс». Мизансцена, в которой живут герои картины, существует не как фон - она живет тоже. Таких фильмов действительно мало. Это оживший литературный первоисточник, переведенный на язык кино.
Производство фильма затянулось на многие месяцы. Съемочная группа путешествовала по всему северу Франции, чтобы найти пейзажи английского Дорсета, чтобы воссоздать уклад Викторианской эпохи, сельскохозяйственный быт и все те многочисленные детали, которые мы видим в фильме: от капающих сыров в подвале фермы до пшеничного поля, засеянного, как в старые-добрые времена, когда еще не было тракторов и дизельных двигателей.
Что уж говорить об образе самой Тэсс, гениально для своего юного возраста сыгранной Настасьей Кински! Ведь ее мы видим с самого начала и до конца фильма, ее глазами переживаем все невзгоды и несчастья, выпавшие на долю бедной девушки. Ее персонаж, как и актерская игра, органично вплетены в фильм неотделимой частьюе, впрочем не менее важной, чем скажем, освещение. Краски картины теплые и яркие в начале, но теплота редких счастливых минут сменяется серостью морозного поля, куда занесло брошенную Тэсс, а в конце, когда она одевает бордовое платье, краски просто холодные и даже мрачные.
Так снимали в то время, когда еще не все дорожки были протоптаны. Когда в мире кино хватало интересных нераскрытых сюжетов. Когда актеры брались за дело с подлинным энтузиазмом. «Тэсс» является одним из примеров того, как переосмысление литературной классики может само стать классикой другого вида искусства, каковым безусловно является кино.
К просмотру обязательно как незаменимое никакими суррогатами киноманское блюдо. Желательно предварительно ознакомиться с книгой.
Arbekov
Фильм понравился, хотя режиссерская и актерская работа здесь несколько лучше сценария. (Сценарий, к счастью, точно следует книге, но неизбежные купюры сократили важные места: в частности, стали менее ясны мотивы некоторых поступков Тэсс.) Далее по ролям:
Эйнджел Клэр (Питер Фёрт). Бесподобная игра Фёрта: характер героя угадан точно (идеализм с некоторой долей фанатизма своей идеи, самоотверженность пылкость, доброта, способность при этом незаметно для себя переступить через человека). Причем если знать полную версию событий по роману Харди, то образ, созданный Фёртом, еще лучше понятен. Вчера посмотрел фильм, и до сих пор не выходит из головы лицо Фёрта, когда его раскаявшийся герой возвращается к брошенной им женщине и понимает, что опоздал... Лучшая сцена в фильме.
Тэсс (Настасья Кински). Кински здорово играет сложную, неоднозначную личность, но... одна маленькая проблема и, боюсь, здесь и режиссерская недоработка: это не совсем та Тэсс, которую нарисовал Харди. По книге, Тэсс - человек кристалльно чистый, все ее поступки продиктованы самоотверженностью, старанием не для себя, а для близких). В фильме это не очень видно: она - жертва, ее жалко, но драматизм отчасти снижен из-за того, что снижен диссонанс между ее святостью и предательствами окружающих по отношению к ней. Скажем, в книге она отправляется знакомиться с семейством д`Эрбервиллей и поступает к ним в услужение потому, что спасает семью от нищеты и казнит себя (в общем-то напрасно) за гибель единственной лошади в семье. В фильме это не видно.
Алек (Ли Лоусон). Режиссер подобрал неожиданный типаж для Алека: Алек вышел очень обаятельным, причем неизбежное сокращение ряда сцен привело к тому, что Алек вовсе не выглядит таким мерзавцем и лицемером как в книге. У Лоусона получился отнюдь не подонок (как у Харди), а неплохой по большому счету мужчина, у которого есть отдельные слабости. У меня есть сильное подозрение, что это не случайные недоработки актера и режиссера, а акт сознательный, видимо, призванный придать герою неоднозначности. Между тем Алек, каким он описан в книге, полностью убедителен, а переделки неизбежно заставляют более критически взглянуть на Тэсс, чего быть не должно.
Из фильма полностью убрана важная для книги религиозная (точнее, антирелигиозная) тема: нету обращения и последующего отступничества Алека; нету увлечения Эйнджела и Клэр либерально-вольтерьянскими идеями; нету богословских полемик внутри семьи Клэров и прорисовки весьма симпатичного по книге Клэра-старшего. Может, это и правильно: со времен Харди многое изменилось и, наверное, Полански счел соответствующие места устаревшими и несколько прямыми. Но для книги они важны: мне кажется, не стоило совсем уж это выбрасывать.
Режиссерская работа в целом исключительно талантлива. Кадры вечерней молотьбы - одни из самых красивых кадров, какие я вообще видел в кино. Масса мелких неожиданных находок: скажем, ритмичный шум мотора в сцене, где Алек встречает Тэсс на поле, воспринимается как жесткая современная музыка.
Рекомендую всем смотреть, но перед этим или после прочесть роман: тогда образ Тэсс будет понятнее.
8 из 10
Lychnos
Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).
Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.
Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.
В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.