Тихое место / A Quiet Place
История одной семьи, которая проживает в небольшой уединённой ферме в далёкой американской глубинке. У главных героев есть двое детей. Казалось бы, жизнь этих людей совершенно не отличается от жизни других таких семей. Но главные герои живут в месте, который наполнен ужасными монстрами, реагирующими на любой звук. Герои разучили целый комплекс специальных жестов, которые помогают им общаться друг с другом, не издавая ни единого звука. Кроме того, каждый из членов семьи должен очень тихо передвигаться, чтобы опасные существа не заметили их. Однако дом, где живут маленькие дети, не может быть самым тихим местом на земле.
- Съёмки проходили в основном на Уэст-Дувр Роуд в городе Паулинг в штате Нью-Йорк, а иногда - в городе Литтл Фолз, тоже штат Нью-Йорк.
- Милли Симмондс является глухой с младенчества (глухота наступила в результате врачебной ошибки). В 2017 году на экраны вышла драма Тодда Хейнса «Мир, полный чудес» с её участием. «Тихое место» - её дебют в жанре фильмов ужасов.
Тссс...!
Пишу эту рецензию после просмотра «Тихого места» и стараюсь не сильно стучать по клавиатуре, одновременно думая о том - с чего начинается создание фильма, который выделяется среди сотен однообразных поделок в одном из самых клишированных жанров киноискусства? Конечно, только с собственных страхов его создателей, сумевших перенести на экран так и не ушедшие навсегда кошмары детства. Первоначальный замысел «Тихого места» появился у сценаристов фильма Бека и Вудса десять лет назад под влиянием пережитого ужаса детства, когда они росли вдвоем на такой же ферме, как будет показано в фильме, в самом заброшенном округе штата Айова в окружении первозданной дикой природы. Тогда двух забитых в угол детей пугал малейший шорох, каждый звук в ветхом, продуваемом, скрипящем, полупустом доме и им казалось, что за каждым этим звуком притаились враждебные и свирепые монстры...
В отличие от кошмарных воспоминаний сценаристов, слепые монстры в фильме, визуально созданные из туловища членистоногих тварей из «Звездного десанта» Верховена и головы «Венома» и обладающие сложнейшей системой эхолокации, совсем не условны, хотя их происхождение никак не объясняется. Никто не знает - откуда они появились на Земле в 2020 году, быстро уничтожив привычный всем мир и создав новый уникальный мир, в котором продолжительность жизни храпящих людей измеряется в масштабах одной ночи, а любой приступ чихания может оказаться смертельным. Судя по полному отсутствию у монстров намека на интеллект (услышал звук - прибежал, никого не нашел - убежал), можно предположить, что эти существа не прилетели из других миров, а стали побочным эффектом секретного биологического эксперимента. Но предыстория в фильме не важна и она показывается косвенно, через газетные вырезки в подвале на ферме и на стенде на улице заброшенного города. Именно на этом стенде в самом начале фильма режиссер иронично показывает в заголовке газеты и главную разгадку фильма - «Это звук»!
«Тихое место» это фильм о звуке в беззвучном мире, вдохновленный немыми фильмами начала прошлого века, в котором зритель словно на ощупь осязает шелест каждого осеннего листа, принизывающий сонный провинциальный мир американского среднего Запада, едва уловимый звук босых ног по старательно посыпанным белым песком дорожкам в лесу, осторожные прикосновения мужа и жены друг к другу в интимно-плавном танце или бешеный стук собственного сердца когда в 10 сантиметрах от твоего лица появляется голова безжалостного «веномного» монстра. И еще это фильм-метафора о семье, точнее о ее трансформации под угрозой выживания во все более враждебном современном мире, в котором шумными «монстрами» можно считать потоки информационного зомбирования телевидением, интернетом и социальными сетями, не менее страшными для сознания, чем саблезубые тигры за пределами пещер неандертальцев.
Сюжетно разделив «Тихое место» на две части с началом в виде постапокалиптической психологической семейной драмы и окончанием в духе стандартного хоррора, Красински вложил свою душу именно в первую часть фильма, сделав ее манифестом традиционных семейных ценностей. Тщательно прорисовывая семейные сцены в заброшенном доме в лесу режиссер показывает, что в отчаянные времена, которые угрожают не только образу жизни, но и самому смыслу жизни, только традиционная гендерная модель семьи, в которой муж является добытчиком и защитником, а жена - хранительницей домашнего очага, могут обеспечить воспитание и выживание потомства. В этой модели семьи нет места эмансипации, борьбе за первенство и выяснению отношений, потому что любая борьба внутри семьи неизбежно закончится очевидным смертельным финалом, но зато есть место обрядам и ритуалам, возникшим в архаичную эпоху, например, в виде традиционной инициации сына, блестяще показанной в сцене рыбалки на реке. Этот семейный манифест Красински начал «писать» девять лет назад в своем первом фильме - «Короткие интервью с подонками», но полностью завершил именно в «Тихом месте», воплощая эти идеи и в собственной «тихой» семейной жизни на лоне сельской природы с двумя детьми и Эмили Блант.
Завершив первую часть фильма обрядом инициации Маркуса и создав прочную систему эмоциональной идентификации каждого зрителя с тем или иным персонажем семьи, Красински быстро переходит к традиционным компонентам фильма-ужасов, которые благодаря нагнетаемому с первых кадров фильма саспенсу в виде беспокойства, сопереживания и постоянной тревоги ощущаются гораздо сильнее, чем во многих других хоррорах. Динамика фильма, до этого скрученная в виде сжатой пружины, начинает резко раскручиваться, достигая своего пика к финалу. Если в подавляющем большинстве триллеров/фильмов ужасов элемент неожиданности строится на резкой смене плана и мощном музыкальном аккорде, то Красински пошел другим путем. Сначала он усыпляет внимание зрителей волшебной медитативной музыкой Марко Белтрами и сценами безмятежной деревенской природы, создавая мягкий ритм и неторопливо-плавное движение картины, перетекающей из сцены в сцену, а затем резко обрывает все на неожиданном звуке. И каждый зритель будет вжимаясь в кресло ждать последствий этого звука - придут или не придут, 50 на 50, жизнь или смерть. Подобный подход буквально пронизывает фильм ощущением саспенса за счет ожидания неминуемой атаки кровожадных тварей, хотя в нем хватает и традиционных хоррорных скримеров в виде прячущихся во тьме кукурузных полей монстров или плача беззащитного новорожденного ребенка в метре от застывшего в броске чудовища.
К сожалению хоррорное отделение фильма, в отличие от его психологической части, не осталось без большого количества логических лакун, которые мешают полному погружению в происходящее на экране и заставляет задавать себе немыслимое даже по меркам жанра количество вопросов. Зачем необходимо жить в сельском доме, а не в подвале торгового центра в городе, в который не проникнут никакие монстры? Почему нельзя на время родов переехать жить ближе к водопаду, который экранирует любые другие звуки? Откуда появился огромный гвоздь в лестнице, по которой герои фильма спускались в подвал тысячи раз? Как монстры дифференцируют звук, например, от упавшего дерева и звук от выпавшего из рук предмета? Как при своей очевидной уязвимости монстры не были быстро уничтожены армией? Обычно ответы на эти и многие другие вопросы даются во флешбэках, которые кстати и были в первоначальном сценарии фильма, но ограниченность бюджета не позволила их реализовать. И это, наряду с очевидной глупостью некоторых поступков родителей и банально-пафосным финалом, не позволяет фильму стать безусловным эталоном жанра. Однако на фоне сотен других безликих и шаблонных фильмов-ужасов и триллеров последнего времени, «Тихое место» остается оригинальным, концептуальным камерным психологическим хоррором, расположенным в элитном пространстве между «Птицами» Хичкока и «Знаками» Шьямалана, с прекрасными актерскими работами Эмили Блант и Милли Симмондс, показывающим как важно сохранять теплоту традиционных отношений в «тихом месте» своей семьи, когда в современном мире появляется все больше и больше различных монстров и угроз.
Striking Queen
Мертвая тишина
«Тихое место» - прекрасный режиссерский дебют Джона Красински в жанре фильмов ужасов. Премьера состоялась на кинофестивале «На юг через юго-запад» (SXSW) и лента была небезосновательно обласкана критиками. Это не просто умный и тонкий фильм ужасов, это фильм, который обладает сильнейшей тревожной атмосферой, способной с необыкновенной легкостью держать в напряжении даже самых опытных поклонников хоррор-жанра.
Мысленно ленту можно разбить на две части: относительно спокойный первый акт, постепенно погружающий нас с помощью визуальных и звуковых подсказок в пост-апокалиптический мир жуткой тишины, достаточно скоро и резко переходит в мощную и эффектную вторую часть ленты. После этого перехода фильм на протяжении почти целого часа будет держать зрителя в постоянном напряжении, и абсолютно лишен провисаний. Настолько мощного эффекта фильмы жанра horror на зрителя не оказывали уже очень давно.
Благодаря основному сюжетному трюку, ловко избегая привычных клише, создателям «Места» удалось добавить в повествование большое количество ярких и прекрасно поданных напряженных и местами страшных моментов (сцена на мосту и центральный эпизод в ванне - высший пилотаж), а также пару просто интересных и хитрых находок (по большей части связанных с персонажем Милли Симмондс), заставляющих поерзать на стуле и приятных уху и глазу.
Также фильм может похвастаться яркой и сочной картинкой, не новым, но все равно достаточно стильным дизайном существ и, как всегда, отлично проделанной работой Марко Белтрами.
Джон Красински и Эмили Блант благодаря естественной химии смогли создать на экране живую, правдоподобную и сильную семью, за каждого члена которой искренне переживаешь, как за родного.
Если проводить сюжетные и атмосферные параллели, то первым делом приходят на ум такие ленты, как «Война миров» и «Не дыши». Местами нельзя не заметить присутствие безоблачного настроения «Оно приходит ночью», а кое-где сказывается влияние ранних лент М. Найта Шьямалана («Знаки» и «Темный лес») с точки зрения таинственной недосказанности.
С полной уверенностью можно сказать, что перед нами настоящий изумруд жанра, который ни в коем случае нельзя упускать из виду хоррор-фанатам, а любителям просто хорошего кино, пожалуй, стоит обратить на него внимание.
Вообще говоря, по-хорошему поразительно, насколько легко Красински чувствует себя в новом жанре. Своей работой он поднимает планку зрелищности современного ужаса и заставляет с нетерпением ждать своих следующих работ, поскольку им сделан очень твердый шаг в правильном направлении.
Тихое место - отчасти оригинальный, напряженный, захватывающий и технически выверенный пост-апокалиптический приключенческий хоррор-триллер с отличными актерами и впечатляющей второй половиной повествования.
8,5 из 10
Мишаня06
Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).
Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.
Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.
В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.
Комментарии
|
От пользователя Ragnar:
Фильм на протяжении всего хронометража раздражал своей тишиной, тут главные герои даже не разговаривают, а общаются как глухонемые, ходят босиком и бояться шелохнуться иной раз, потому что рядом всегда находятся инопланетные монстры. В то же время муж с женой как-то заделывают ребёнка в такой ситуации, не понятно как они собирались его воспитывать.) Кино проходное, мысль неординарная, но совершенно не цепляет.
|
11:33 / 26.12.2019 |
|
|
От пользователя Firs Kh:
Не могу сказать, что интересного в этом фильме. Но смотрится на одном дыхании.
|
22:50 / 05.06.2018 |
|