Только Бог простит / Only God Forgives
Джулиан, бежавший от американского правосудия, руководит в Бангкоке клубом тайского бокса, который служит ему прикрытием для торговли наркотиками. Его мать, глава крупной преступной организации, приезжает из США, чтобы забрать тело своего любимого сына Билли: брата Джулиана только что убили за зверскую расправу над молодой проституткой. Охваченная яростью и жаждой мести мать требует, чтобы Джулиан нашел и покарал убийц. Молодому человеку придется столкнуться с Чангом — странным полицейским на пенсии, которого обожают его коллеги.
«Только Бог простит» (англ. «Only God Forgives») - криминальный арт-хаусный триллер режиссёра и сценариста Николаса Виндинга Рефна. Главные роли исполняют американец Райан Гослинг и таиландец Витхая Пансрингарм. Премьера фильма состоялась в мае 2013 года на 66-м Каннском кинофестивале. Релиз картины в российском прокате - сентябрь 2013 года. В США фильм вышел в прокат 19 июля 2013 года.
«Только Бог простит» стал вторым проектом подряд, над которым вместе работали режиссёр Рефн и актёр Гослинг (в 2011 году Гослинг исполнил главную роль в рефновском «Драйве»). Картина была преимущественно отрицательно принята мировыми кинокритиками, сетовавшими на чрезмерную жестокость и нераскрытость характеров персонажей.
- Это второй фильм Николаса Виндинга Рефна, который посвящен Алехандро Ходоровскому (первый - «Драйв» (2011)).
- Николас Виндинг Рефн признался, что вдохновлялся работами Гаспара Ноэ, когда снимал кино. Последний был замечен на съемочной площадке в Бангкоке. В конечных титрах ему выразили особую благодарность.
- Американцев играют британские актеры.
- Первоначально на главную роль взяли Люка Эванса, но он покинул проект из-за несогласованности расписаний съемок с фильмом «Хоббит: Неожиданное путешествие» (2012). В итоге роль досталась Райану Гослингу.
- Главный герой первоначально был британцем, но после изменения сценария стал американцем.
- Это третий фильм Николаса Виндинга Рефна с актером Гордоном Брауном.
- Николас Виндинг Рефн рассказал, что персонаж «Одноглазый» из фильма «Вальгалла: Сага о викинге» (2009) может появиться в этом фильме в новой реинкарнации.
- Сцены снимали в хронологическом порядке. Каждый день после съемок их монтировали.
- Идея картины возникла у режиссера, когда его жена была беременна второй дочерью. Он чувствовал внутри себя гнев и хотел выплеснуть его наружу. Так он «спроецировал» свои переживания на образ решительного героя, готового вступить в борьбу с Богом.
Джулиан Томпсон (Райан Гослинг) - американец, но живёт в Бангкоке, где держит клуб тайского бокса и заодно занимается контрабандой наркотиков. Он покинул родину после совершённого им жестокого убийства собственного отца. Однажды его брат Билли (Том Бёрк) убивает 16-летнюю проститутку, за что его очень быстро лишает жизни её отец. За убийством Билли стоит лейтенант тайской полиции Чанг (Витхая Пансрингарм), известный в городе под прозвищем «Ангел мести». После устранения юноши Чанг отрубает руку отцу проститутки за то, что он знал о работе дочери и всячески покрывал её.
Одна из ключевых сцен фильма - хладнокровное убийство Кристал лейтенантом Чангом
В это же время в Бангкок прибывает мать братьев - Кристал (Кристин Скотт Томас). Она хочет забрать тело своего убитого первенца и вынуждает младшего сына отомстить за брата любой ценой. Джулиан допрашивает выжившего отца проститутки, выяснив у него, кто заказал убийство Билли. Он оставляет его в живых, посчитав, что тот уже заплатил свою цену за это преступление, лишившись руки, но Кристал даёт указание своим людям устранить его. Она же организовывает провалившееся покушение на Чанга.
Джулиан находит Чанга и вызывает его на бой в своём боксёрском клубе. Чанг, прожжённый боец, легко и жестоко избивает Джулиана. Вслед за этим Кристал, опасаясь, что Чанг убьет её за организацию покушения, приказывает сыну убрать его и всех, кто с ним близко связан.
Джулиан с помощником пробираются в дом к Чангу, запланировав устроить засаду, когда он вернется. Чанг, тем временем, навещает Кристал и перерезает ей горло в гостиничном номере. В квартиру Чанга возвращается его жена и маленькая дочь. Помощник Джулиана убивает первую и направляется ко второй, но Джулиан не даёт ему сделать это, разрядив в него практически всю обойму.
Джулиан возвращается в отель и находит труп матери. После перенесения нескольких сюрреалистических видений Джулиан оказывается в поле вместе с Чангом. Зрителю не ясно, реальная это сцена или очередное видение Джулиана, но лейтенант отрезает ему обе руки. В финальной сцене картины Чанг исполняет тайскую песню на сцене любимого бара.
Кара Божья
Начнем с далека. Если стараться искать хоть какую-то логику в том, что происходит на экране, за исключением сценарной основы «брата убили - надо отомстить» и некоторых нюансов, вроде явного нежелания главного героя мстить убиенного брата, то найти можно аж ничего. Все идет от названия.
Упоминание Бога - это не просто громкое словцо, чтобы звучало повнушительнее. Рефновская сомнамбулическая атмосфера ночного Таиланда пропитана мифичностью и Бог здесь получил свое символическое воплощение. Что может дать кому-то повод назвать новый фильм Рефна претенциозной чертовщиной, оспаривающей «неопровержимый факт» о Милости Господней. Дескать, снизошел на землю Ангел Возмездия и айда вершить Великое Мщение Мечом Карающим над теми, кто это заслужил.
А вокруг него все и крутиться. Ведь всегда найдется отступник, кто рискнет вызвать Бога на поединок, имея при себе лишь надежду на то, что с победой, вся кровь на его руках будет прощена. Без кровавой расплаты. И только потерпев поражение, он осознал, что жизненный путь вел его к этой расплате с того самого момента, когда он родился. Родился во тьме и ничего светлого за свою жизнь не видел.
Эта мифическая трагедия о насилии и Боге разворачивается на фоне локаций «страны тысячи улыбок» - начиная с грязных закоулков, в которых Чанг вершит свой суд на глазах своих соратников, и заканчивая залитыми неоном интерьерами борделей, отелей и бойцовских клубов, через которые и пролегал медленный путь Джуллиана к его расплате. На ментально-подсознательном уровне.
Отсюда стоит заметить, что соль «Only God Forgives» в том, что эту самую мифическую трагедию, Рефн удосужился интерпретировать в не совсем обычную реальность. Неизбежность рока тут превращается в самый настоящий ночной кошмар. Тягучий, полный сюрреализма, напрягающий каждую клетку тела сон. Что бы «спящий» не делал, все становится для него только хуже. Надо только смириться. И здесь фильм больше всего напоминает «Валльгаллу», того же Рефна. Там тоже явь ни с того, ни с сего становилась подобием личной Преисподней, путь по которой ведет к уготованному вечному покою. Хотя тут уже каждый сам для себя додумает.
В конце концов, когда нечестивцы таки понесли Кару Божью и для пущей эффектности не хватало лишь кровавого дождя, Бог все равно будет воспевать любовь, а его ученики, вместе с остальными простыми смертными, устремят глаза к сцене и будут покорно внимать. Как говорится: Можно показать вам кровь и любовь без риторики, а можем кровь с риторикой, без любви. Единственное, что невозможно - это объединить любовь с риторикой без всякой крови. Без крови нельзя - на ней всё замешано. (с) Вот так и Рефн. Даже имея за собой, в принципе, чистые намерения, он использует один из основных элементов драматургии и провоцирует им людей.
ТРОНутый Дюдаист
Снова Николас Виндинг Рефн безо всяческих компромиссов заставляет привыкать к своему стилю. Нельзя сказать, что «Только Бог простит» является чем-то вроде испытания для аудитории, но смело можно утверждать одно - этот фильм еще страннее, чем «Драйв». Но от этого он хуже не становится. Только лучше. Любопытно в первые пятнадцать минут. Одно мгновение - и приглушенные постмодернистские тона Бангкока затягивают с головой.
В «Боге» есть даже какая-то определенная абстракция, несмотря на то, что завязка проста и понятна. Молчаливые образы, негласный символизм и роскошная игра со светом вносят ощущение сюрреализма. Некоторые моменты могут быть непонятны, какие-то вообще останутся без объяснений. Но непроизвольно от всего этого получаешь какой-то странный кайф. Нормально ли это?
Да, нормально, если вы принимаете и понимаете творения Рефна по максимуму. От «Драйва» щенячьих восторгов у публики было мало, зато фестивальщики были сражены наповал. «Только Бог простит» - это уже откровенный неоново-кровавый плевок в лицо людям, которые сами не знают, чего хотят увидеть на экране. И знаете что? Такой плевок получить несомненно приятно.
У «Драйва» и «Бога» есть одна прекрасная общая черта: насилие здесь возводится в некий эстетический культ. В большинстве случаев, это можно посчитать несколько больноватой затеей, но не в этом случае. На жестокость у Рефна хочется смотреть, этим хочется наслаждаться. Она не бессмысленна. Здесь каждый удар, каждый выстрел точен, выверен и содержит в себе нехилый сгусток энергетической агрессии.
В спокойные моменты - это чрезвычайно красивое, стильное и ленивое зрелище. Нарочито замедленное, чтоб зритель мог посмаковать безупречную визуализацию и плавные операторские наезды, притереться к неспешному развитию событий и нетипичному образу Райана Гослинга, который в этой картине олицетворяет себя настоящего - напряженного и немногословного. Если, конечно, очерк из прошлогоднего GQ не является липовым.
Многие вещи здесь остаются за кадром. Это несколько странно могло бы быть у кого угодно, но только не у Рефна. У него форма превалирует над содержанием. Так было в «Драйве», это повторяется и в «Боге». Иногда создается впечатление, что ты смотришь не художественное полотно, а инсталляцию в арт-центре, где по случайному недоразумению оказались актеры и текст. Несомненно, в этой ленте Николас показывает свои отлично прокачанные киномускулы, но местами уж слишком заигрывается.
Однако, это можно простить. Ведь в случае с режиссером прощает только зритель.
РэйнМэн
Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).
Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.
Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.
В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.