Три дня Кондора / Three Days of the Condor
Работающий в одном из замаскированных отделов ЦРУ в Нью-Йорке парень по имени Джо Тэрнер занимается анализом бульварно-детективной литературы, в которой выискивает интересующие Ведомство «оригинальные приёмы».
В последний предрождественский рабочий день Тэрнер, вернувшись после обеденного перерыва, с ужасом обнаруживает в конторе трупы своих 6-х коллег. Он звонит по «аварийному» телефону в дежурную часть ЦРУ. Начальство назначает ему встречу. Но она оказывается ловушкой. Тэрнеру остаётся лишь одно: на свой страх и риск выяснить причины устроенной на него охоты.
Экранизация по произведению: Джеймс Грэйди
1976 - специальная премия Давид ди Донателло за режиссуру (Сидни Поллак)
1976 - премия Эдгара Аллана По за лучший художественный фильм (Лоренцо Семпл и Дэвид Рэйфил)
1976 - номинация на премию «Золотой Глобус» лучшей драматической актрисе (Фэй Данауэй)
1976 - номинация на премию «Оскар» за лучший монтаж (Фредерик Стейнкамп и Дон Гвидис)
1977 - номинация на премию «Гремми» за лучший оригинальный альбом-саундтрек (Дэйв Грузин)
Агент Джо Тернер, известный под псевдонимом «Кондор», служил в небольшом отделе ЦРУ, занимающимся мониторингом СМИ. В день, когда неизвестные убийцы, ворвавшиеся в офис, методично перестреляли его коллег, Джо уцелел, потому что вышел перекусить во время обеденного перерыва. Но опасность для него не миновала: некто очень могущественный решил уничтожить всех до одного сотрудников отдела. Кондор, связавшись с руководством, доложил о случившемся, но вскоре выяснилось, что убийство совершили агенты ЦРУ. И теперь, чтобы уцелеть, Кондор должен выяснить: что же узнали незадолго до смерти его коллеги? © Fast-Torrent.ru
Полет на крыльях кондора
Правда делает свободным.
Девиз ЦРУ
Джо Тэрнеру на 3 дня пришлось стать 007 или, как его назвали, Кондор. А до этого он был читателем всей остросюжетной литературы, скорее всего романы Яна Флеминга ему тоже попадались. Наконец, он в огромном потоке информации нашел, даже не золото, а плутоний - шифровки, спрятанные в пространных книгах. Это напоминает умопомешательство математика в Играх Разума, только здесь все по-серьезному.
В начале фильма не понимаешь кто же стоит за расстрелом? Немудрено запутаться ведь и ЦРУ, и внутренние отступники может быть и преследуют разные цели, но методы одни и те же. Бездушное общение с оператором наталкивает на мысль, что эта организация в средствах неразборчива.
Кстати, телефонист, принимающий звонки, прикован к инвалидному креслу. Так что выражение «государство в государстве» имеет не только отрицательный смысл. Но существование особых каст в обществе заставляет сомневаться в гигантском отрыве от самобытных стран.
Киллер, который хладнокровно убивает людей, не вдаваясь в причины, или Хиггинс, который с жаром подписывает им приговор? Понятия друг и враг здесь играют в чехарду. Ведь это убийца своим звонком вывел Кондора на автора внеплановой операции, а с его смертью опасность с этой стороны для героя исчезала. Но патриот выбирает то, что должен.
Первопричина всех бед раскрывается сразу после шока в начале, потому что этот фильм не загадка, он откровение. Разумеется, с поправкой на 30 лет. Но и сегодня такие фильмы представляют не только исторический интерес.
ЦРУ бережет секреты лучше, чем грифон золото. Но когда вся правда становится известной общественности - это больше не тайна, по крайней мере убивать уже не имеет смысла. Но оглядываться он будет всегда - это как хромота, с годами не проходит.
8 из 10
Последний Том Круз
Один в поле воин?
В своё время при первом просмотре замечательного фильма «Игры разума» мне было весьма интересно наблюдать за той работой, которую выполнял герой Рассела Кроу для конторы, которую представлял персонаж Эда Харриса. Казалось бы, какая серьёзная организация вроде ЦРУ или АНБ будет поручать заниматься таким бредом, как выискивание потенциальных вражеских рабочих приёмов в художественной или научной литературе. В фильме Рона Ховарда это и оказалось болезненной галлюцинациями Джона Нэша.
Однако, как оказалось, ещё в середине 1970-х в Голливуде этот сюжетный ход обыгрывали как вполне реальную ситуацию. Герой Роберта Редфорда Джо Тэрнер является одним из многочисленных (согласно фильму) представителей этой специфичной работы книжных червей под крылом ЦРУ. Фильм и начинается с демонстрации работы одного из участков данного ЦРУ-шного отдела. Уже по первым кадрам можно разглядеть примерную характеристику главного героя, Кондор (оперативный псевдоним Тэрнера), который, несмотря на многочисленные опоздания на работу, является профессионалом в своём деле. Однако в один ноябрьский день этот профессионализм сыграл с ним злую шутку: когда Тэрнер отсутствовал на рабочем месте, в контору вошла группа людей в камуфляже и с оружием во главе с матёрым наёмным убийцей Жибером (Макс Фон Сюдов после игры в шахматы со Смертью и изгнания дьявола переквалифицировался в персонажа который сам устраивает людям встречу со смертью, если ему заплатить) и методично перестреляла весь народ, находившийся в здании. Несколько позже выясниться, что виновником этих событий стал Кондор, пославший в Вашингтон интересный отчёт, найденный в каких-то книжных материалах, и натравивший на себя серьёзных людей на высоких постах ЦРУ. В общем попал парень по полной программе. Далее следует неравная борьба простого одиночки с мощной структурой, в которой одни являются явными предателями, а другие считают Тэрнера двойным агентом и организатором расстрела его коллег в офисе. И спасти Кондора в этой борьбе могут только инстинкт самосохранения, отличные аналитические способности, без которых его бы не взяли книжным червём, и армейский опыт работы связистом (об этом факте в его биографии докладывает своему начальству ЦРУ-шник Хиггинс) ему тоже пригодится.
Для жанра шпионского триллера фильм безусловно знаковый, т. к.:
1) Снят в период расцвета данного направления, когда после Уотергейта была крайне популярна критика спецслужб и других властных структур;
2) Отсылки к «Кондору» можно найти во многих современных шпионских хитах вроде «Врага государства» или «Идентефикации Борна».
Сидни Поллак проделал просто отличную работу. Несмотря на отсутствие экшна, кино смотриться на одном дыхании, во всяком случае я не заметил ни единого провисания или затянутости от первого до последнего кадра. Пишу это не будучи замутнённым ностальгией по классике, поскольку впервые посмотрел данный фильм я только полгода назад. И считаю, что современные «Борн» и «Миссия невыполнима» являются просто детским лепетом по сравнению с «Тремя днями», хотя это, конечно, субъективный взгляд любителя жанра и вполне справедливо, если кому-то данная лента покажется тягомотной.
Однако интересная постановка, включающая в себя своеобразную, как заметил boris_05, атмосферу поздней ноябрьской осени, несколько сверх напряжённых сцен, как, например, безжалостный отстрел работников участка группой ликвидаторов, возглавляемых ликвидатором Жибером, и драка Тэрнера с «почтальоном» на квартире у Кэтти, или совместная поездка в лифте Кондора и Жибера, не говоря уже про финальный кадр. Операторская работа на высоте. Особый интерес вызывает музыка Дэйва Грусина, которая казалось бы совершенно не должна вязаться с мрачной атмосферой фильма (я привык слышать в подобном кино что-нибудь в стиле Бернарда Херманна, постоянного композитора Хичкока, или современных представителей жанра вроде «Ронина» и «Шпионских игр»), но на деле органично легла на сюжет и добавила яркости фильму Поллака.
Ну и основная сюжетная составляющая тоже впечатляет. Можно сколько угодно ругать американский кинематограф, но то, что они, в отличии от отечественных киношных деятелей, в состоянии критично взглянуть на собственную систему - это достойно уважения. Здесь создатели проехались по такой серьёзной организации, как ЦРУ, по самое не хочу.
Чего стоит только телефонный разговор Кондора с невозмутимым дежурным:
Кондор: На участок совершено нападение.
Дежурный: Какой уровень?
Кондор: Уровень чего?
Дежурный: Ущерба.
Кондор: Все погибли...
Дежурный: Вы на защищённой линии?
Кондор: Нет, звоню из автомата. С улицы.
Дежурный: Нарушаете протокол безопасности переговоров, Кондор.
Кондор: Слушай, ты, урод, я вернулся и принёс обед, а все мертвы.
Впрочем более высокие чины ЦРУ тоже в этом фильме хороши. Чего стоит Хиггинс, который при первый встрече со словами «Мне жаль» даёт понять Тэрнеру, что ему придётся «вызвать огонь на себя». А в финале он вообще разразился таким оправдательным монологом про общественные интересы, которые защищает контора, что сразу видно, какое значение данные ребята придают простому отдельно взятому человеку. Как сказал Тэрнер: «Наших... Вы, ребята, прямо как страна в стране. Наших...»
Впрочем совсем уж полными козлами создатели их не выставляют, демонстрируя конкретно Хиггинса или его начальника Уобаша лишь винтиками в сложном государственном механизме, вынужденными идти на крайние меры не из собственного удовольствия, а от того, что сама по себе работа у них грязная. Можно вспомнить их диалог:
Хиггинс: Сэр, а вы скучаете по тем временам, когда только начинали службу?
Уобаш: Нет. Я скучаю по той ясности, с которой видел тогда ситуацию.
Актёрский состав справился со своими ролями отлично.
Роберт Редфорд блестяще раскрыл характер загнанного в угол, но не опускающего рук Джо Тэрнера. Никаких соплей в духе Колина Фаррелла из «Рекрута», никакой чрезмерной крутизны в духе Борна в исполнении Метта Деймона или Тома Круза в «Миссиях», тем не менее убедительно передано внутреннее напряжение героя и вместе с тем решимость идти до конца, бросая вызов могущественным представителям организации. Как сказал про него Жибер: «Кондор - любитель. Он растерян, непредсказуем, может быть, даже сентементален. Он может ввести профессионала в заблуждение. При этом не специально, а именно из-за своей растерянности.» К этим характеристикам можно добавить сильный характер и неплохое тактическое мышление, в результате чего главный герой сумел оказать серьёзное сопротивление опасным и влиятельным людям. В подобном жанре были и другие сильные образы жизненных персонажей, попавших в подобные серьёзные переплёты. Можно вспомнить Дастина Хоффмана в «Марафонце», Джина Хэкмана в «Принцип Домино», Алена Делона в «Троих надо убрать», Джеффа Бриджеса в «Дороге на Арлингтон», но, на мой взгляд, Редфорда в подобном типе героя никому превзойти не удалось (из тех, кого я видел).
Отлично выступила и Фэй Дануэй в роли Кэтти, девушки, с которой случайно пересёкся Тэрнер. Переход от первоначального чувства растерянности к желанию помочь Кондору сыгран убедительно.
Клифф Робертсон также очень хорош в роли невозмутимого ЦРУ-шника Хиггинса, которого с виду нормальный мужик, но когда видишь его в работе, сразу неприятные эмоции вызывает этот персонаж.
Ну а Макс Фон Сюдов - просто красавец! Хладнокровный убийца в очках в его исполнении сверхколоритен. Настоящее зло во плоти. Нечто положительное проявляется в нём только в конце в доме у виновника всех неприятностей Тэрнера. Однако поступок с снабжением главного героя стволом на крайний случай нисколько не оправдывает Жибера, так как через некоторое время он может убить Кондора, не моргнув глазом, если ему заплатит контора. Об этом свидетельствует его великолепная фраза по поводу того, какие вопросы он задаёт при получении заказа.
В общем «Три дня Кондора» - настоящий эталон шпионского триллера с отличным сюжетом, впечатляющей режиссурой, блестящими актёрами и тонко сделанной открытой концовкой, когда каждый зритель сам волен додумать дальнейшую судьбу главного героя.
10 из 10
Omen2007
Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).
Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.
Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.
В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.