Тропы славы / Paths of Glory
Действие киноромана развертывается в 1916 году на Западном фронте. Полковник Дэкс командует пехотным полком французской армии. Уже два года союзники пытаются переломить ход войны с немцами. Начальник корпуса генерал Брулард приказывает дивизионному генералу Миро атаковать неприступную вражескую позицию, прозванную Муравьиным холмом.
Провал операции был очевиден изначально, но когда атака закончилась полной неудачей, генерал приказал судить и расстрелять за трусость троих человек. Полковник Дэкс тщетно пытался защитить солдат, выбранных произвольно. Они отдали свои жизни, чтобы прикрыть глупость и амбиции начальства...
Трейлер (kinopoisk)
- Фильм снят по мотивам одноименного романа Хамфри Кобба.
- В 1992 году фильм был внесён в Национальный реестр наиболее значимых фильмов в истории США.
- Фильм снят в окрестностях мюнхенского дворца Шлайсхайм.
- Идея создания фильма появилась у Кубрика в период его сотрудничества с Metro-Goldwyn-Mayer в середине 1950-х годов, когда он предложил Джеймсу Б. Харрису адаптировать книгу, которую подростком нашёл в отцовской библиотеке,- «Тропы Славы» Хамфри Кобба (1935). В основу книги легли подлинные факты, связанные с расстрелом в Суэне нескольких солдат из полка Жеро Ревейяка наподобие древнеримской децимации. На создание повести Кобба вдохновила опубликованная в 1934 году в New York Times статья, в которой сообщалось, что французский суд постановил выплатить двум выжившим солдатским вдовам компенсацию в размере около семи центов каждой.
- Metro-Goldwyn-Mayer отклонила проект Кубрика, после чего сценарий фильма попал к Кирку Дугласу. Он сообщил, что готов сыграть главную роль и берётся убедить United Artists финансировать и прокатывать фильм при условии, что Харрис и Кубрик уступают производство фильма компании Дугласа Bryna Productions, и Кубрик снимет ещё пять фильмов с Bryna Productions, в двух из которых сыграет Дуглас.
- «Тропы славы» не стыковались с официальной позицией французских и бельгийских властей, старавшихся не афишировать позорные страницы Первой мировой войны. В этих странах фильм был снят с проката. ФРГ присоединилась к бойкоту, чтобы не портить отношений с французами, а Испания - в связи с неприятием идей пацифизма милитаристским режимом Франко. Окончательно эти запреты были сняты только в конце 1970-х гг.
- В этом фильме Кубрик впервые применил один из своих излюбленных приёмов: кажущееся бесконечным движение камеры, которое открывает всё новые и новые детали. Именно в этой манере камера почти 10 минут петляет по траншеям, которые для свободного передвижения съёмочной группы пришлось сделать на треть шире, чем в реальности (180 см вместо 120 см).
- Подлинную известность и актуальность фильм приобрёл только с началом войны во Вьетнаме. В течение 1960-х гг. за лентой закрепилась репутация едва ли не лучшего антивоенного фильма (такого мнения придерживается, в частности, Стивен Спилберг), а Кирк Дуглас ещё в 1960-е стал называть роль полковника Дакса лучшей в своей актёрской карьере.
Награды и номинации:
- Номинация на премию Британской киноакадемии 1958: Лучший фильм
- Премия Итальянского национального синдиката киножурналистов 1959: Лучшая режиссура (иностранный фильм)
- Премия Юсси 1958: Лучший режиссер (иностранный фильм)
Как быть?
Зайдя в единственный в нашем городе более или менее полноценный магазин DVD, долго я искал, чтобы купить. Сначала думал: «Вот, «Ночи в стиле буги» Пола Томаса Андерсена, много слышал, надо взять.»
Но в глаза попалась слишком яркая коробка фильма «Тропы славы». Стэнли Кубрик...
В первую очередь, я удивился, какая четкая картинка для 1957-го. В техническом плане Кубрик всегда на вершине. Хотя, наверное, фильм отреставрирован на цифре. Но, тем не менее, кино смотрится легко, свежо, без физического напряжения.
Во-вторых, Кирк Дуглас. По - моему, сыграл просто восхитительно. Хоть это единственный фильм с его участием, который я видел. Но все же, заметно, что это именно режиссер достиг такой игры своего актера, а Дуглас просто четко выполнил пожелания Маэстро.
Да и вообще, актерская игра этой военной драмы удалась настолько, что современные маски абсолютно неживые, не все, конечно. Учитесь, молодые лицедеи.
В-третьих, как верно было замечено, боевые сцены - блеск. Опять же техника Кубрика. Взрывы, стрельба, продвижение солдат, камера, звук.
В-четвертых, тема. Извечная несправедливость армии, причем любой. Чины, не знающие жалости. Солдаты, идущие вперед ради Родины и страны. Но жизнь, единственная жизнь, в таких моментах - ничто, пустота. Человек всегда должен оставаться человеком, в любое, даже самое грозное время. В целом, конечно, это произведение искусства направлено против войны в любом ее проявлении.
В-пятых. Стэнли Кубрик ставит личный вопрос. Мое мнение. Кем нам быть? Идеалистом? Все ли так просто? Великий режиссер понимает, что таким людям, как полковник Дакс, очень уж трудно не сколько в армии, сколько в жизни. И как же нам быть? На словах все просто, у каждого есть совесть, честь, чувство сострадания. Но все же, о ком мы думаем в первую очередь? О себе. Только. Таких как, полковник Дакс очень мало, единицы. Но все же они есть.
Вывод. В моем коротком отзыве я хочу сказать, что Кубрик снял мощное антивоенное кино. Его первый фильм, где мы увидели, что это новый Мастер кинематографа. И такое кино можно, не боясь, смотреть в любые годы, в любое время. Потому как темы, затронутые здесь, никогда не исчезнут.
9 из 10
P.S. «Патриотизм - последнее прибежище негодяев». А вы с этим согласны?
Albert911
Тропы славы
Первый «большой» фильм Стэнли Кубрика. Потому что если более ранний «Поцелуй убийцы» и очень крепкое в своем жанре «Убийство» были всего лишь хорошими заявками начинающего режиссера (о первых короткометражках и говорить не приходится), то после «Троп славы» Стэнли Кубрик стал серьезной величиной, с которой в кинематографичном мире уже начали считаться. По мере ознакомления с творчеством Кубрика все больше прихожу к уверенности о его гениальности. Это громкое слово, применить которое могу лишь к считанным режиссерам в истории кино XX столетия. Но известная формула, согласно которой успех это всего лишь 10 процентов таланта и 90 процентов труда. Так вот при, безусловном наличии первого условия от природы, за исполнение второго он брался с некой фанатичностью, достойной восхищения. Перфекционизм - наверное, ключевое слово, которым можно охарактеризовать все творчество этого уроженца Нью-Йорка.
Тема войны всегда интересовала Кубрика, в этом легко убедится любому, хотя бы бегло знакомому с его творчеством: вьетнамская война - «Цельнометаллическая оболочка», Холодная война - «Доктор Стрейнджлав...», Первая мировая - «Тропы славы». Интересовала его и тема Второй мировой войны и, в частности, Холокоста (но после появления «Списка Шиндлера» Спилберга такая идея была отложена), и тема Наполеоновских войн (после провала схожего по тематике «Ватерлоо» студия не взялась за финансирование подобного проекта). На вопрос: почему Стэнли так интересовала военная тематика можно привести много ответов, но все сводится примерно к одному: люди, помещенные в столь экстремальные и граничные условия, склонны к проявлению подлинной природы людской сущности.
«Тропы славы» - это краткое, но, пожалуй, самое емкое высказывание на тему Первой Мировой. Французско-германское противостояние вступило в «окопную» фазу, когда наибольшим успехом каждой стороны за несколько месяцев было продвижение на несколько сот метров. Под давлением прессы, а скорее под воздействием чьей-то политической прихоти решено взять считавшуюся до сегодня неприступную высоту. Уже и определены конкретные сроки, зарезервированы награды, отдающим приказы, даже подсчитаны проценты потерь. Дело за малым - сделать это. И никого-то ведь из придурков с большими звездами на погонах не интересует, что авантюра-то рискованная, в любом случае связанная огромными людскими потерями.
Минимальное количество главных героев. Тут и Генерал N 1 «лицо со шрамом» у которого «идеей фикс» серьезная награда, а за ней... да, да слава. И тропинка к ней ой как близка, рукой подать - там за вражескими ограждениями да сотнями невинных жизней. Тут и Генерал N 2, повлиятельнее первого, может быть чуть менее прямолинеен, на первый взгляд большой добряк и либерал, но на поверку оказывающийся не меньшим поддонком, умело плетущим подковерные игры с вечной оглядкой на прессу да политиков. Тут и формальное заседание трибунала, что ведется по заранее заготовленными обвинительными лекалами - кто-то ведь должен ответить за дурость власть имущих - ничего ведь проще нет чем дернуть из каждой роты или взвода по одному козлу отпущения да возместить на них всю свою беспомощность. Все они рисованные грубыми, но яркими мазками Кубрика-художника.
Другое дело второстепенные персонажи, даже массовка. Простые солдаты - грязные, необразованные, косноязычные, ругающиеся матом но, главное, живые и с желанием той самой жизни. Здесь один только взгляд рядового, наблюдающего из окопа за «поднимающим боевой дух» «начальника», говорит больше чем полчаса моральных нотаций на тему «война - это зло», которыми всегда находилось кому полечить честный люд. Никто не хочет умирать, ни от пули, ни от взрыва, ни от штыка - это свойство человека - инстинкт самосохранения. И приговоренного к казни в этом не переубедит ни добрый падре, ни пафосная речь о чести флага, ни самый идеально проведенный парад в честь твоей же смерти.
Словно связующее звено между двумя такими разными мирами существует полковник Дэкс. Его бы рады принять в том высшем мире, прими он только их правила игры. Но пока у полковника есть хоть крупицы совести, а они у него, несомненно, есть, и, причем не крупицы, делать это он вряд ли станет. Потрясающая роль Кирка Дугласа, одного из лучших актеров своего поколения. Его пламенные речи, веские доводы, резонные вопросы то и дело направляющиеся в правильном направлении так и застревают где-то в вязкой оболочке из черствости, формальности, равнодушия и бесчеловечности окутавшей адресатов. И, тем не менее, полковник Дэкс - тот лучик надежды в жестком антивоенном высказывании 29-летнего мастера Кубрика.
Ну и, конечно, никаких шансов зрителю не оставляет финальная сцена. Именно по таким сценам и их наличии можно судить о степени «великости» того или иного режиссера. В данном случае сомневаться не пришлось и секунды. Маэстро Стэнли попал в самую точку.
Что же, вместо итогов лишь очередное «Браво!» в копилку Кубрика и осознание того, что на один просмотренный шедевр стало больше.
orange3005
Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).
Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.
Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.
В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.