Цареубийца
В ночь с 16 на 17 июля 1918 года в Екатеринбурге без суда и следствия был убит отрекшийся от престола Николай II вместе с женой, дочерьми и неизлечимо больным наследником.
О событиях той страшной ночи спустя несколько десятилетий рассказывает «очевидец» — бывший зэк, а ныне старожил психиатрической больницы, считающий себя цареубийцей.
История создания:
Примерно за год до начала съёмок фильма «Цареубийца» Карен Шахназаров и Александр Бородянский писали сценарий фильма «Палата № 6» по повести А.П. Чехова для совместного проекта с итальянскими продюсерами. Шахназаров мечтал снять этот фильм (его мечта осуществится в 2009-м году), а Марчелло Мастроянни в той кинокартине должен был играть главную роль - доктора Рагина. Однако, ещё в процессе написания сценария, итальянские продюсеры отказались от финансирования этого проекта, и «на руках» Шахназарова остался богатейший, но нереализованный материал о людях, лежащих в клиниках для душевнобольных.
Однажды Карен Шахназаров прочитал большую статью о расстреле царской семьи. Факты мытарств и расстрела семьи Романовых поразили режиссёра. Вот здесь-то и родилась идея воссоздания этих событий в кинокартине «Цареубийца», но сценарий будущего фильма решено было писать в двух временных измерениях: 1918-й год и современная жизнь, чтобы появилась возможность для творческой импровизации. Таким образом, сценаристы Бородянский и Шахназаров «развязали себе руки», не желая замыкаться только на событиях кровавого расстрела. В этот момент очень пригодился материал нереализованного сценария «Палата № 6».
Так и появился образ доктора-психиатра Смирнова (в исполнении Олега Янковского), который по сюжету фильма сначала представляется императором Николаем II, а затем «вживается» в плод своих собственных фантазий и ему самому уже непонятно - кто же он: психиатр или император, убитый Юровским?
«Цареубийца» - самый «сложный» фильм Карена Шахназарова, потому что этот проект реально мог не состояться (развалиться). В период съёмок катастрофически не хватало денег, а из-за занятости актёров (особенно Макдауэлла) на других кинопроектах, КПП (контрольно-постановочный план) переписывался несколько десятков раз. Плюс ко всему, Карен Шахназаров из тех режиссёров, которые любят снимать быстро (все его предыдущие фильмы сняты за 20-30 дней), а в «Цареубийце» на натурных съёмках было необходимо отснять все четыре времени года - ведь действие фильма происходит и зимой, и летом, и весной, и осенью. Режиссёр вспоминает, что приходилось надолго останавливаться, распускать киногруппу, потом вновь её собирать и пытаться «на той же ноте» отснять новый материал. Для Шахназарова это была настоящая катастрофа.
Единственное, что «согревало» режиссёра - это полное отсутствие цензуры, потому что Худсоветы «самоликвидировались» и теперь уже никто не перечёркивал сценарий, никто не корректировал отснятый материал, никто не заставлял Шахназарова при монтаже выбрасывать «в корзину» лучшие сцены из фильма.
Интересные факты:
- Художник картины Людмила Кусакова рассказывала, что для съёмок пришлось в Екатеринбурге восстанавливать дом инженера Ипатьева, который был полностью разрушен. Она пыталась найти хоть какие-то сведения о доме, в городском музее, разговаривала со старожилами. Случайно обнаружилось, что в местном ЖЭКе сохранились копии планов этажей дома, и по ним, впоследствии, были построены в павильонах интерьеры. Одну лестницу пришлось развернуть на 90 градусов, потому что она не умещалась в павильоне.
- Малкольм Макдауэлл, работая над фильмом, несколько месяцев прожил в Москве, на скромной съёмной квартире.
- Гонорар Макдауэлла за съёмки в фильме составил два миллиона долларов. Актёр согласился сниматься в картине после того, как прочитал сценарий и встретился с Шахназаровым на Каннском кинофестивале.
- По воспоминаниям Шахназарова при написании сценария изначально задумывалось, что главные роли будут исполнять Янковский и Макдауэлл. С Янковским была предварительная договорённость, а о Макдауэлле Шахназаров даже не мечтал. Но после их встречи и знакомства в Швейцарии, Шахназаров был уже твёрдо убеждён, что Макдауэлл («звезда первой величины») будет сниматься в этом фильме.
- Было два варианта фильма - русский и английский (для европейского показа).
- В русском варианте Малколма Макдауэлла озвучивает Юрий Беляев, который сыграл в этом фильме эпизодическую роль царя Александра II.
Ника, 1992 год
Победитель:
Лучшая мужская роль ( Олег Янковский )
Лучшая работа художника по костюмам
Номинации:
Лучший сценарий
Лучшая работа художника-постановщика
Каннский кинофестиваль, 1991 год
Номинации: Золотая пальмовая ветвь
Ад, который в тебе...
В ту ночь, как теплилась заря,
Рабы зарезали царя.
(Гейне)
Это был 1991 год - почти апокалипсис советского государства. Апокалипсис, подводящий итоги - как оказалось - бесславному прошлому, апокалипсис, мрачно выносящий нелестные оценки историческим персоналиям и событиям. Как кстати подоспел Шахназаров со своим «Цареубийцей», напомнив об одной из нелегких страниц нашей истории, дав своим фильмом пищу для обсуждений не только характера событийного, но и художественного его воплощения, тем паче, что воплощение было весьма нестандартным.
Облекая трагедию убийства семьи Романовых в столь странные художественные образы и формы, Шахназаров решал, на мой взгляд, одновременно несколько задач, улавливал событие сразу с нескольких взглядов, сторон. Определенная ценность и даже дальновидность в этом есть: не дать плоского изображения, усложнить его возможными средствами, тем самым открыв многоплановость повествования, показывая событие не только внешне, но, прежде всего, внутренне. Открывая глубину поступка, его исторический резонанс и его предысторию, когда подобное уже было, и было толковано.
Итак, режиссер «утраивает» персонаж Тимофеева - психически больного - еще двумя: убийцей Александра 2-го народовольцем Гриневицким и убийцей Николая 2-го Юровским. Сложная система персонажа - сложный внутренний мир, расстраивающий сознание Тимофеева - шизофрения.
Второй главный герой - доктор Смирнов, чье сознание постепенно перейдет в отождествление себя с Николаем вторым. И именно с этого момента современные реалии качнутся в сторону прошлого, будто навсегда отрывая Тимофеева и Смирного от их физического сейчас и перенося навсегда в их исторических двойников.
Странные игры разума, чьими прихотливыми и мучительными воспоминаниями будет показана история трагедии. Горькая ирония судьбы, когда величайшая царская династия будет уничтожена рукой ничтожества, по собственному определению Юровского, - рукой сына бедняка, решившего запечатлеть тем себя в истории.
Мы теперь можем только предполагать, какие мысли бродили в голове Юровского, как в нем вызревала идея собственного величия через такое страшное деяние. И как случилось так, что идея себя не оправдала? Когда двадцать лет спустя Юровский будет умирать от прободной язвы, он с изумлением признается себе, что умирает-то он тем, кем и родился - рядовым обывателем. Он спросит себя, где он совершил ошибку, почему все оказалось лишь иллюзией?..
Шахназаров стыкует кадры современности-прошлого перемежая их диалогами героев, пытающихся разобраться как в себе, так и в самом поступке. Неодноцветные, сложные характеры не позволяют вынести однозначного определения их обладателям. Здесь, пожалуй, не случится ни злодея в чистом его виде, ни святого в свойственном ему сиянии и непорочности. Здесь будут просто люди: слабые, потерянные, ищущие, со своей моралью и кодексом чести, запутавшиеся в обстоятельствах жизни и судьбы... И в этой сложном смешении откроется истинный человек - такой простой и обычный, тонким намеком показанный Шахназаровым. Без идеологии, без пафоса какой-либо стороны, без патетики и морализаторства.
Да, фильм сложен, в нем множество деталей, некоторые из которых так и останутся лишь на уровне догадок. Шахназаров не даст четких ответов на многие вопросы, кроме, пожалуй, одного очевидного. Он совершенно определенно покажет тяжесть. Тяжесть гнетущую и убивающую даже спустя десятилетия. И в этом можно усмотреть метафору ада, который будет не где-то на небе, не внешне, не в виде истязания плоти, но прежде всего и только - в душе самого ее носителя. И как страшно то состояния ада в самом себе, когда ты продолжаешь жить, но только в этом бесконечном мраке вопроса-страдания, и никто, и никогда не даст тебе ни ответа, ни прощения...
Конечно, смотреть и пересматривать, разбираясь и в себе. Удивительное кино, так нелегко давшееся самому режиссеру, так долго не отпускающее от себя зрителя.
Nitaya
Не суждено предугадать, чем все это обернется...
Фильм Карена Шахназарова не просто о расстреле царской семьи Николая второго и об убийстве царя Александра-Освободителя. Фильм о том, что нам не суждено знать, кто мы на самом деле или кем мы могли бы быть в прошлом.
В провинциальном городе в психбольнице уже давно содержится странный пациент Тимофеев. Считается, что он болен шизофренией. Странность его в том - что он не просто представляет себя Гриневицким - террористом-бомбометателем, убившим императора Александра II и по совместительству еще и Яковом Юровским - начальником расстрельной команды Николая II и его семьи, но с ним еще и происходят странные вещи - каждый год в один и тот же день у него появляюется тонкая красная полоска на шее - как будто от веревки. И самое удивительное то, что появляется она именно в тот день, когда Гриневицкому отрубили голову...
Об этом фильме можно говорить много. Я лишь обозначу в общих чертах. Безусловно, фильм небанален и по сюжету и по исполнению. Кадры современности перемежаются с кадрами не то припоминания, не то реальности исторического континиума - 1918 год и 1881 год. Мастерски, на мой взгляд, использован прием, когда одну и ту же ситуацию, сцену показывают глазами разных людей и разных пространственных точек зрения.
Отдельное браво Янковскому и Джигарханяну - Янковскому за то, что его Николаю II я «Верю», он показал нам именно живого человека, а не политическую фигуру, а Джигарханяну - за мудрость. Из его уст что ни реплика - так просто цитата, которую потом можно повторять и повторять.
Получается, что этот фильм - еще одна попытка взглянуть на самую таинственную и загадочную пору нашей истории - конец 19-начало 20 века. Попытка при всех оговорках - достаточно удачная. Безусловно, это авторская версия нашей российской истории, но смотреть ее надо - поскольку эта версия, лично на мой взгляд, недалека от относительной истины. Ибо настоящей истины, правды о тех событиях - мы все равно никогда уже не узнаем...
anastasiya
Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).
Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.
Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.
В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.