Цезарь и Клеопатра / Caesar and Cleopatra
Исторические данные свидетельствуют о том, что, прибыв в Египет, Юлий Цезарь сделал шестнадцатилетнюю Клеопатру своей любовницей и единовластной царицей Египта. О том же и картина - о взаимоотношениях стареющего Цезаря и юной Клеопатры.
- Экранизация по произведению: Джордж Бернард Шоу
Фильм был номинирован на «Оскар » в категории «Лучший художник-постановщик» (Джон Брайан)
Одна из самых помпезных британских постановок того времени показала, что англичане могут ставить фильмы не менее масштабные, чем Голливуд, а Вивьен Ли может блистать не только в "Унесенных ветром". Тогда же Орсон Уэллс сказал о ней: "Раз в поколение появляется леди, от которой не может отвести глаз весь континент". Исторические данные свидетельствуют о том, что, прибыв в Египет, Юлий Цезарь сделал шестнадцатилетнюю Клеопатру своей любовницей и единовластной царицей Египта. О том же и картина - о взаимоотношениях стареющего Цезаря и юной Клеопатры, то есть костюмный вариант "Пигмалиона", любимой комедии Бернарда Шоу. Бросается в глаза не только тончайшее лицедейство Вивьен Ли и Клода Рейнса (возможно, лучшего Цезаря в мировом кино), но и фирменная для Шоу ирония над человеком и обществом, зовись этот человек императором Юлием Цезарем или профессором Хиггинсом, будь это общество древнеегипетском двором или лондонскими трущобами.
Все о Вивьен.
«Она бы стала ползать по разбитому стеклу, если бы думала, что это поможет ей лучше исполнить свою роль»
Элиа Казан о Вивьен Ли.
Это был смелый театральный эксперимент, Лоуренс Оливье режиссер, она - актриса на гравных ролях Главных, потому что их было две. Моноблок из двух спектаклей, объединенных одной героиней, в один вечер. Больше ничего общего. Обе пьесы написаны величайшими английскими драматургами. «Цезарь и Клеопатра», шедшая первой, создана через три сотни лет после «Антония и Клеопатры» - нумера второго.
Вневременная актуальность шекспировской драмы с любовью, как главной движущей силой против острой современности драматургии Шоу, со словесной эквилибристикой диалогов и асексуальными героями. Необходимость воплотить два диаметрально противоположных образа, созданных двумя гениями; прожить женскую жизнь от шестнадцатилетней испуганной и дерзкой девчонки до могущественной царицы - эталона женственности двух тысячелетий. И Шоу терпеть не мог Шекспира.
Просто быть зрителем такого спектакля достаточно утомительный марофон. Больше семи часов, учитывая антракты. А играть в нем? Как подсчитать уровень энергозатрат, риски профессионального выгорания? Она была Актриса (именно так, с заглавной) и не задумывалась о том, сколько отдает и что получит взамен. Да и кто на ее месте отказался бы: две роли, о которых всякая актриса только мечтать может, созданные в партнерстве с великим человеком и любимым мужем.
Критики хвалили, зритель принял благосклонно, но неумолимые законы рентабельности оставили действо в рамках эксперимента на один сезон. И я думала, что никогда не увижу Вивьен Ли в роли Клеопатры. Лет с десяти, когда прочла книгу о ней и влюбилась, ни в одной роли еще не видав, на всю жизнь. Отчего-то уверена была, это только на театре. И в 14, когда читала Шоу, второй после Пигмалиона, стала пьеса о Цезаре. Представляла, какой была в этой роли она.
А фильм таки есть. Снятый в 45-м в технологии «Техниколор», безумно дорогой по тем временам и провалившийся в прокате. Ни изумительная цветопередача, ни тонны привезенного из Египта песка, ни номинированные на Оскар декорации, ни даже актерский ансамбль Клода Рейнса и Вивьен ли не спасли. Почему так? Поди разбери. Может оттого, что и впрямь не столь хорош? Но уйма всякого барахла ежегодно зашкаливает в рейтингах, чтобы через пару лет ни под гипнозом. ни под наркозом не вспомниться. Просто такая удача.
Для меня возможность увидеть ее в этой роли была подарком. Тем более ценным, что и мечтать о нем не могла. Боже, как хороша. Тридцать два, а в роли шестнадцатилетней органична. Впрочем, это было ее особенностью, секстиль Меркурия к соединению Луны и Урана в гороскопе - женственность с девчачьими, даже почти мальчишескими нотками. Хичкок отказал в роли Ребекки именно с этой формулировкой: «играет недостаточно взросло». Глупец, хотя и гений. Она могла сыграть все.
В остальном фильм, ну как сказать? Исторический, костюмный, довольно милый, хотя безнадежно устаревший. Цезарь хорош, Стюарт Грейнджер в роли Апполодора, тягающего знаменитый ковер. В остальном - это возможность видеть ее. Видеть совершенство.
Majj-s
... Одна из самых знамеитых пар в истории...
Наверно, каждый человек на планете знает Цезаря и Клеопатру, знает их историю любви. Этот фильм далек от правды, но он показывает всю философию, что хотел передать Бернард Шоу. Фильм очень понравился, очень приятно, что и в столь далекие времена фильмы снимали столь красочно и ярко, не хуже чем теперь, а может и лучше.
Вивьен Ли просто неподражаемая в этой роли!
каждое слово, каждый жест отличается харизматичностью. Очень увлекательно смотреть. как Цезарь учит ее жизни, а она, как маленький котенок плетется за ним.
Клод Рейнс был признан самым лучшим Цезарем в истории кинематографа. и я думаю, что заслужено. В отличии от Тимоти Далтона в «Клеопатре`1999 и Рекса Хариссона в «Клеопатре`1963,он постает перед нами не просто, как полководец, а как уникальная личность с незаурядным умом и собственной философией жизни.
Знаменитая любовь показывается несколько в другом свете, но в свете очень приятном. Чего только стоит диалог Клеопатры при виде уплывающего корабля Цезаря:
-Не плачьте моя госпожа. Рано или поздно он вернется!
-Очень надеюсь. что нет. Но, все равно не могу не плакать.
10 из 10
Film fanatic
Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).
Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.
Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.
В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.