Цвет граната
Самый выдающийся фильм грузинского режиссера Сергея Параджанова об армянском гуру искусств Арутюне Саядяне, известного под псевдонимом «Саят-Нова» и проживающего в столице Грузии. В картине, лишенной диалогов, показаны зарисовки из жизни поэта, известного четверостишьями, написанными на грузинском, армянском и азербайджанском языках. Миниатюры о его детстве, старости, любви, а также о жизни и традициях местного населения, вырисовывают четкий колорит народов Кавказа. Все это проходит под аккомпанемент его поэзии и музыкальных произведений армянского композитора Тиграна Мансуряна. © tvcok.ru
Трейлер 1
Цвет времени
Не всем мой ключ гремучий пить: особый вкус ручьев моих!
Не всем мои писанья чтить: особый смысл у слов моих!
Не верь: меня легко свалить! Гранитна твердь основ моих!
Саят-Нова
Давно мечтала посмотреть что-нибудь из Параджанова. Еще в глубоком детстве видела «Ашик-Кериб». Удивительно, что в памяти это отложилось, хотя фильм не увлек. Для того, чтобы смотреть такое кино, надо повзрослеть...
«Цвет граната» вообще как-то сложно назвать «фильмом» в общепринятом понимании, настолько он статичен, нетороплив, бессюжетен. Фигурки людей перемещаются на фоне каменных стен, ковров, барельефов, вращающихся ангелов или же стоят неподвижно и смотрят на зрителя глубоко, внимательно, без лишних эмоций. Иногда поют песни, читают молитвы, принимают пищу, пасут овец, ткут полотно, творят ритуалы и обряды. Возможно, во всем этом скрыты некие символы.
Лучше всего для творений Параджанова подходит слово «кинокартина», потому что их автор не столько режиссер, сколько художник, изображающий правдивую и волшебную реальность. «Цвет граната» - это яркие фрески, отражающие радости, тревоги и чаяния народов Закавказья в ХVIII столетии. На них фантасмагорично показана обыденность. Когда смотришь этот фильм кажется, что традиции, обычаи и ритуалы - великая вещь, и, отказываясь от них, мы лишаем свою жизнь красоты и гармонии.
Что же касается судьбы главного героя - поэта, певца и композитора Арутюна Саядяна по прозвищу «Саят-Нова», то она прослеживается слабо. Детство, любовь, монашество... Кого играет Софико Чиаурели? Первую возлюбленную, жену или ту роковую женщину, из-за которой поэта отправили в изгнание? Многое неясно. Ясно лишь, что героиня Чиаурели прекрасна неземной, магической необыкновенной красотой.
Возможно, нечеткость сюжета - специфический почерк режиссера. Но есть и другое объяснение. Параджанов всегда вел себя смело и вызывающе, откровенно плевал на советскую мораль. Неудивительно, что цензура искромсала его фильм. Хотя, что может быть антисоветского в судьбе бедного грузинского поэта армянского происхождения? В общем, фильм переименовали (изначально он назывался «Саят-Нова»), изрезали и кое-как склеили. В таком виде он и стал классикой. Потом, правда, часть драгоценных кадров была найдена. И, если верить анонсу, я смотрела фильм, уже дополненный этими кадрами.
Увы, полностью восстановить оригинал невозможно. Но даже в усеченном виде, фильм «Цвет граната» уникален, неповторим и незабываем.
Поэт умирает, но муза его бессмертна
Сергея Иосифовича Параджанова (настоящая фамилия Параджанян, что свидетельствует об армянском происхождении этого замечательного визионера советского кинематографа) можно причислить к наиболее активным деятелям украинской культуры эпохи «шестидесятников», то есть к одним из тех, кто активно выступал за свободу слова и защиту национальной культуры. Власти таких людей ненавидели и преследовали, ну а в итоге сажали за решетку под самыми мерзкими предлогами. Похожая участь постигла и Параджанова, которого в конце концов узнавали как «армянина, родившегося в Грузии, отсидевшего в русской тюрьме за украинский национализм». Сразу чувствуется широкая душа космополита, что еще лучше выражается в его творчестве. В его экранизации Михаила Коцюбинского «Тени забытых предков» дотошно воссоздается культура и быт гуцульских крестьян (этническая группа украинцев, живших в Карпатах), а в его главном и рецензируемом здесь шедевре выстраивается мир загадочного средневекового Кавказа, причем совершенно уникальным и доселе невиданным киноязыком.
Фильм описывает жизнь средневекового армянского поэта Саят-Новы, начиная с его детства, заканчивая его смертью. Казалось бы, история длиною в жизнь... но назвать фильм «историей» или просто биографией язык никак не поворачивается. Это воссоздание духовного мира Художника и той эпохи, в которой он жил. Его отношения с семьей, властью, религией, простыми людьми - все это выражается без единого слова, а путем чистейшей кинематографической выразительности. Фильм состоит из нескольких миниатюр, каждую из которых можно смело выставлять в дорогих национальных музеях и выставках, причем не просто за их визуальную красоту - национальный колорит тут просто зашкаливает, что выражается в богатых убранствах, предметах быта и прочее, а музыкальное сопровождение картины делает его совершенно неразрывным с её изображением. Манера актерской игры в данном фильме - это пантомима, что еще раз подчеркивает новаторский подход Параджанова. Хоть пантомима существовала еще во времена немого кино, совершенно очевидно, что цели у Параджанова совсем другие: актеры в его фильме играют далеко не центральную роль, это лишь часть общей кинокомпозиции, которая в своем законченном варианте образует какой-то свой непостижимый смысл. Иными словами, содержание этого фильма заключается в его форме, их нельзя разделить. Это говорит о том, что произведение получилось целостным и абсолютным.
Большим поклонником Параджанова был сам Андрей Тарковский. Это вполне логично, особенно если провести параллель между «Цветом граната» и «Андреем Рублевым». Казалось бы, фильмы совершенно разные, потому что картина Тарковского снята с очень мощным эпическим размахом и в эстетике черно белого кино, а Параджанов создал ряд цветных миниатюр. Однако оба фильма отражают эпоху Средневековья как нельзя лучше, но даже это не самое главное. Главное то, что два советских виртуоза сняли кино о самом дорогом и наболевшем - о высоком предназначении искусства и о месте художника в этом мире. Потому что настоящее искусство - бессмертно, оно преображает, очищает и позволяет хотя бы ненадолго объединиться и забыть о мелочных обидах и конфликтах, которые могут привести к разрушительным последствиям. Кинематограф Тарковского и Параджанова никому не навязывает свою истину, это тот случай, когда истина сама находит своего зрителя.
Новаторский киноязык этого фильма, к большому сожалению, почти никем не развивался. Впрочем, сложно объяснить, как и в каком направлении его можно развивать. Любая попытка снять нечто подобное, скорее всего, повлечет за собой лишь закос под киномир Сергея Параджанова, поэтому «Цвет граната» можно назвать примером фильма-первопроходца, который был и остался единственным и неповторимым в своем роде произведением, хоть и очень на любителя.
Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).
Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.
Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.
В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.