Тугой узел
История о том, как председатель колхоза взял к себе в дом Сашу Комелева, сына умершего секретаря райкома. Парень начал работать в колхозе и поступил на заочное отделение института. Особо тоскливые вечера он проводил с черноокой Катей. А она очень скоро полюбила нового секретаря райкома, который в отличие от Саши был смелым и решительным...
- Экранизация по произведению: Владимир Тендряков
- Фильм был выпущен после переделок в 1957 году под названием «Саша вступает в жизнь». Прежний вариант «Тугой узел» восстановлен и вышел на экран только в 1989 году.
Совесть
Владимир Фёдорович Тендряков как-то сказал: «Часто мы слышим: писатель должен знать жизнь. Жизнь знают все, ибо каждый в ней так или иначе варится. Далеко не все умеют ДУМАТЬ над жизнью. А это главное для писателя». Тендряков именно ДУМАЛ над жизнью, оттого его произведия и получались остро-социальными. Роман «Тугой узел» родился из повести «Саша отправляется в путь», впервые опубликованной в «Новом мире» в 1956 году. Для создания произведения писателем использовался опыт работы секретарем Подосиновского райкома комсомола, многочисленные поездки по районам Кировской и Вологодской областей, встречи с председателями колхозов, работниками районного аппарата, с сельскими тружениками. «Повесть основана на жизненных конфликтах... Я старался показать борьбу нового со старым в человеческом, общественном плане», - позднее писал Тендряков. Именно данная публикация, посвящённая проблемам сельской жизни, теме, связанной с ломкой старых устоев в хозяйствах и повсеместно возникающими «тугими узлами», была актуальной для того времени, и Михаил Швейцер охотно согласился перенести историю на экран. Пока Швейцер снимал картину, Тендряков продолжал работать над повестью, превратив её в роман: «Название не соответствует повести. Дело не только в показе Саши-коммуниста, дело в показе линии жизни. Название буду менять». В «Роман-газете» (1956, N 9) произведение выходит уже под названием «Тугой узел».
По воспоминаниям режиссёра, съёмки (фильм снимался в селе Красном Костромской области) проходили без особых сложностей, киногруппа работала с опережением графика, студия приняла фильм почти без замечаний. Проблемы начались после того, как готовую ленту отправили на утверждение в Главное управление по производству фильмов. Рабочая версия картины насторожила отдельных секретарей ЦК КПСС, присутствовавших на просмотре. Их реакция стала поводом для включения вопроса о «Тугом узле» в повестку дня на собрании парткома «Мосфильма», состоявшемся 4 января 1957 года. Фильм был признан «идейно порочным». Через два месяца, в начале марта, на студии прошло расширенное заседание художественного совета, на которое явились не только кинематографисты, но и литераторы - Константин Паустовский, Эммануил Казакевич, Маргарита Алигер. К числу защитников картины относился и Александр Твардовский, заявивший во время выступления, что «фильм будет иметь триумфальное шествие по стране, что его поймут и в низах и в верхах, что он сделает большое дело». Поддержка писателей не помогла: худсовет «Мосфильма» отменил своё собственное решение о принятии «Тугого узла»; для устранения «идейных ошибок» картина была отправлена «на коренную переработку».
Партийные рецензенты вручили создателям картины список претензий на нескольких машинописных страницах, в котором, в частности, требовалось переиначить трактовку образов партийных деятелей, исключить реплики, негативно характеризующие систему взаимоотношений между райкомами и обкомом, перекроить историю самоубийства одного из председателей колхозов, переписать музыкальный фон, сделав его «светлым и оптимистическим», поменять некоторых актёров (в частности, вместо Владимира Емельянова привлечь к роли секретаря обкома Ивана Переверзева). Преобразованный фильм был выпущен под названием «Саша вступает в жизнь». В 1986 году при Союзе кинематографистов СССР была создана конфликтная комиссия под председательством Андрея Плахова, занимавшаяся возвращением на экран так называемых «полочных фильмов». В первую секцию - идеологическую - попал и «Тугой узел», который был восстановлен и вышел на прокат в 1988 году. Писателя Тендрякова уже не было в живых, и Швейцер смог лишь частично восстановить первоначальный вариант «Тугого узла». Поэтому те, кто надеется, увидеть «режиссёрскую версию», могут прождать до Второго Пришествия, потому что такового не существует. Есть лишь вариант 1988 года с вступительным и финальным закадровым монологом, объясняющим судьбу картины.
Для пытливого зрителя не составит труда восстановить возможные пробелы, опираясь на первоисточник - роман Тендрякова «Тугой узел», который заметно расширяет рамки картины. Первоначально роман кончался сценой собрания, где молодой герой готовился к первой своей речи против Мансурова. В окончательном варианте автор добавил три главы, существенно усилив основные акценты романа. Тендряков считал, что финал в журнальном варианте был облегчённым, не вскрывал корней такого социального явления, как Мансуров и «мансуровщина». И все-таки автор не был до конца удовлетворён романом. Много лет спустя в разговоре с критиком Ю. Томашевским он так отозвался о романе: «А знаешь, почему в «Тугом узле» как раз не получилось тугого узла? Потому что вместо романа надо было написать статью». С творческими личностями всегда так: не даёт им покоя созданное произведение. Непременно хочется его улучшить, доработать. Точно также и Михаил Абрамович Швейцер был недоволен тем, что фильм был варварски перемонтирован и выпущен под ничего не говорящим названием «Саша входит в жизнь», что навсегда отбило у режиссёра охоту делать острое социальное кино, и он посвятил себя экранизациям классики.
Как бы там ни было, фильм существует и производит сильное впечатление, ибо показывает только правду. Нелицеприятную, горькую, жестокую, но - правду. По всей видимости, концентрация правды оказалась слишком сильной, и начало хрущёвской оттепели не сумело её переварить. Сделали это гораздо позже - через 31 год, когда было уже слишком поздно. Ведь такие как Мансуров никуда не делись. Они были всегда и всегда чувствовали себя «в своей тарелке» в отличие от простого труженика, который постоянно жил «под домокловым мечом» «мнения сверху». А наверху всегда и чище и спокойнее, да к тому же - навозом не пахнет. Таким как Мансуров легко руководить, ведь все его «партийные устремления» базировались на том, что у него даже не было профессии, и лиши его должности, - куда бы он пошёл?.. Без сомнения очень сильное и знаковое кино с прекрасным актёрским составом.
FRIDMON
Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).
Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.
Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.
В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.