Тюремный эксперимент в Стэнфорде / The Stanford Prison Experiment
В основу фильма положен эксперимент американского психолога. Он выбрал добровольцев, которые сыграли роль надзирателей и заключенных, и устроил им в одном корпусе настоящую тюрьму. Люди быстро освоились и, к огромному удивлению психолога, стали вести себя непредсказуемо. К чему приведет вышедший из-под контроля эксперимент?
Награды и кинопремии
Кинофестиваль «Санденс 2015»
Победитель в номинации:
Приз за работу сценариста имени Валдо Солта
Приз имени Альфреда Слоуна
Номинации:
Гран-при в категории «Драматический фильм»
Эксперимент «Повиновение»
14 августа 1971 года профессор психологии Стэнфордского университета Филип Зимбардо начал очень амбициозный эксперимент, в ходе которого несколько молодых людей должны были примерить на себя роли надзирателей и заключенных в тюрьме, искусственно воссозданной прямо в стенах университета. Целью Филипа Зимбардо и его исследовательской группы было изучить, как меняется психология человека, когда он предстает в роли осужденного или охранника. Тюремный эксперимент в Стенфорде известен и по сей день, поскольку в ходе него происходили вещи, которых не ожидали даже сами организаторы этого исследования. Неудивительно, что кинематографисты не обошли эксперимент стороной - эта история стала основой множества фильмов, некоторые из которых вы наверняка уже видели. Например немецкий триллер «Эксперимент», основанный на произведении художественной литературы, которое тем не менее очень напоминало исследование Филипа Зимбардо, или американский фильм с таким же названием, являющийся ремейком своего немецкого предшественника. Эксперимент так же дал жизнь менее известным работам, таким как телевизионный фильм итальянского режиссера Карло Туции «Клетка» и документальный фильм «Тихая ярость». В 2015 году на экраны вышла еще одна картина, рассказывающая зрителям о знаменитом тюремном эксперименте в Стэнфорде. Ее снял молодой независимый режиссер Кайл Патрик Альварез, для которого фильм об этом нашумевшем и неоднозначном исследовании стал третьей полнометражной работой в качестве режиссера.
Ключевым моментом тюремного эксперимента в Стэнфорде было то, что все его участники были примерно одного и того же возраста и социального положения - в качестве «подопытных кроликов» Филипа Зимбардо интересовали только молодые студенты. Все участники обладали схожим опытом, багажом знаний и в реальной жизни не было ничего, что могло было бы поставить их выше или ниже друг друга. Тем молодым людям, кому выпала роль охранника, было внушено, что они были выбраны на эту должность из-за своих личностных качеств, в то время, как на самом деле их судьбу решала всего лишь подброшенная монета. Об этом прямо говорит главный герой фильма «Тюремный эксперимент в Стэнфорде», прототипом которого был Филип Зимбардо, отмечая, что единственное, что отличает «надзирателей» от «заключенных» это то, какая сторона монеты им выпала по жребию. Исполняющие роли тюремных охранников не проходили никакой специальной подготовки, а лишь получили форму и дубинки. Таким же образом и те, кто играл осужденных не нарушали закона, но лишь были облачены в унизительную форму с пришитым на нее номером, который символизировал то, что они теперь стали цифрами в системе. Этого оказалось достаточно, чтобы каждая группа переняла классические схемы поведения людей, которых они в этом эксперименте представляли. Не понадобилось много времени, чтобы «надзиратели» установили жесткий тоталитарный контроль над заключенными, которые в свою очередь очень быстро лишились индивидуальности и воли к сопротивлению. В фильме «Тюремный эксперимент в Стэнфорде» режиссер очень четко воспроизводит сущность эксперимента, рассказывая и о том, чего планировал достичь экранный (да и настоящий) Филип Зимбардо, и о том, какой результат он получил на самом деле.
Из всех фильмов о тюремном эксперименте в Стэнфорде картина Кайла Патрика Альвареза больше всего привязана к реальной истории и пытается воспроизвести не только ход самой истории, но и дух времени, в которое она произошла, так что приготовьтесь к очкам-авиаторам и длинноволосым мужчинам. Не забывает режиссер и о критике эксперимента и сомнениях в том, являлся ли он этичным с самого начала. Автор картины заключил, что исследование Филипа Зимбардо вышло далеко за пределы групп «надзирателей» и «осужденных», поскольку в ходе него изменилась и психология самой исследовательской группы. Работа Кайла Патрика Альвареза очень напоминает картину еще одного независимого режиссера Крэйга Зобела, который в своем «Эксперименте „Повиновение" рассказал еще одну реальную историю о наших взаимоотношениях с властью, и о том, что мы часто забываем, что закон не выше права, а следовательно законная власть еще не значит правовая. Как и Зобел, режиссер фильма „Тюремный эксперимент в Стэнфорде" показал прекрасное понимание истории, которую он рассказывает, и человеческой психологии в принципе.
Виктория Бувье
Доминируй, властвуй, унижай
Помнится, при обсуждении немецкого и американского фильмов, посвященных эксперименту в Стэнфорде, было сломано немало копий.
На этот раз скажу коротко. Фильм снят достойно, любителям жанра стоит посмотреть. Если в первых двух версиях львиная доля внимания отводится участникам эксперимента, то в данной авторы постарались соблюсти баланс, достаточно ясно обозначив противоположный лагерь, т. е. психолога Зимбардо и его окружение. В этом фильме нет главных ролей, как и среди заключенных нет безоговорочного лидера. Честно говоря, хотелось бы, чтобы их характеры прорисовали более детально. В первые полчаса условные преступники ничем не отличались друг от друга, выглядели неинтересно и блекло. Возможно, такова была задумка режиссера, желающего показать, как быстро и безжалостно система ломает любого, стирая индивидуальность и делая его марионеткой. Но мне не хватило искры. Не зрелищности и драйва, а именно яркой личности, характера, персонажа, который оказался бы интересен сам по себе.
И еще момент: заключенные практически сразу забыли об изначальной цели, деньгах. Снова упомяну предыдущие версии, где финансовая сторона играла решающую роль. Кто-то готов был терпеть любые мучения, но положить в карман оговоренную сумму. К середине данной ленты о деньгах уже никто не говорил, а я не могла понять, почему в таком случае ни один человек не попытался поставить экспериментаторов перед фактом: опыт закончен. В общем, или я плохо разбираюсь в психологии, или сужу о происходящем со своей колокольни...
Зато очень порадовал эпилог фильма, сделанный в виде мини-интервью с участниками эксперимента. Вчерашние тираны и жертвы старались объяснить свои ощущения и поведение во время опыта.
Отдельный плюс за передачу духа 70-х, костюмы и манеру съемки.
Scarlatto
Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).
Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.
Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.
В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.