Учитель / The Final Master
Чэнь Ши прибывает в город Тяньцзинь, славящийся своими боевыми искусствами, чтобы открыть здесь свою школу винчуня. Этот стиль абсолютно неизвестен на севере, и Чэнь Ши быстро покоряет своим мастерством лидера местных учителей Чжэна. Тем не менее, правила Тяньцзиня таковы, что открыть свое заведение в городе может только тот, кто победит представителей восьми местных школ - причем, не сам, а руками своего ученика. Чэнь Ши совсем не рад тому, что ему придется ждать так долго, но другого выхода у него нет - он берет в жены местную «опороченную» официантку, а в ученики - горячего грузчика с талантом к боевым искусствам.
Поэзия с драками
После общепризнанного шедевра, фильма «Любовное настроение», в карьере гонконгского режиссера Вонга Кар-Вая началась черная полоса. «2046» очень сложное, эпическое продолжение «Любовного настроения» никто толком не понял, а «Мои черничные ночи» его англоязычный дебют, наоборот обозвали слишком попсовым фильмом, снятым в угоду широкой, западной публики. Свой следующий полнометражный проект, фильм о самом известном китайском мастере кунг-фу, основателе школы Вин-Чун, Ип Мане, Кар Вай снимал целых пять лет. За это время ушлые до кассы, гонконгские киношники, успели наштамповать, никак не меньше пяти фильмов об этом самом мастере. Так что имя Ип Мана стало уже неким трендом, ровно как Бэтмен и Человек паук. И фильм Кар-Вая, продюсерами преподносился, как очередной продукт с мордобоем о всем известном мастере кунг-фу. Именно поэтому «Великий мастер» (так называется этот фильм) стал самым кассовым в карьере Вонга.
Вообще планировалось, что «Великий мастер» должен угодить вкусам самых разных категорий зрителей. Поклонники фильмов о боевых искусствах, порадуются первоклассным дракам, ставил которые сам Юэнь Ву-Пин (наверное, самый великий постановщик боевых сцен за всю историю кинематографа). А любители всего интеллектуального и авторского найдут в картине самые главные лейтмотивы творчества, культового уже режиссера. Но получилось в итоге, все ровным счетом наоборот. Любители тупого мордобоя, изплевались уже через 30 минут этой поэтичной, эстетской ленты. А интеллектуалы видимо не очень заинтересовались историей вражды северной и южной школ кунг-фу. Так у нас в городе, например, в кинотеатре, до конца этого эпоса практически никто не досиживал, и фильм сняли с проката меньше чем через неделю после премьеры.
Да «Великий мастер» сложная картина уже потому что, ее жанр определить не так- то просто. Это и не кунг-фу фильм в каноническом представлении этого жанра и уж точно не серьезный фильм-биография великого мастера боевых искусств. Что же тогда это все такое? Прежде всего, это фильм Вонга Кар-Вая. Режиссера сформировавшего свою эстетику в кинематографе, которую по значительности можно сравнить с эстетикой Тарковского, Феллини и Линча. И который к своим 50 годам решил таки снять патриотичный фильм о Китае - раз, и о боевых искусствах (то что это главная тема в китайском кинематографе, вряд ли кто-то оспорит) - два. И именно поэтому ему было просто необходимо выдерживать масштаб заявленных тем.
Как всегда у Вонга в этом фильме практически отсутствует сюжетный скелет. Первую половину, фильм повествует о вражде южной школы кунг-фу и северной. Глава северной школы Гон Ютянь, решает уйти на покой, но на последок хочет сразиться с лучшим бойцом южной школы, коим и является Ип Ман. Интеллектуальный поединок с Ип Маном, Гон Ютянь проигрывает, но за честь северной школы решает отомстить дочь Гон Ютяня, Гон Эр. И ей таки удается одолеть Ип Мана. Но стоит сказать, что вся эта вражда протекает очень миролюбиво и уважительно. Как мы вскоре понимаем Гон Эр, вообще по уши влюблена в Ип Мана и пронесет эту любовь все свою жизнь. А дальше начинается война с японцами. Приемник Гон Ютяня, гордый и самолюбивый Масан, получает пост в японском правительстве, за что собственно с позором изгоняется Гон Ютянем, но так сложились обстоятельства, что Масан буквально одним ударом убивает дедушку Ютяня и за него, как и положено мстит гордая Гон Эр. В это же время в фильме вдруг совершенно из ниоткуда появляется еще один важный персонаж. Агент гомильдана по прозвищу лезвие, который, совершенно никак не связан с общей историей. За весь фильм у него буквально три сцены, две из которых боевые. На вопрос, зачем он здесь вообще нужен? У меня лично есть лишь один ответ. Ну не мог Кар-Вай обойтись без своего любимчика Чжань Чженя.
Сложности и нелогичности в повествовательном плане стали главной помехой на пути этого фильма к сердцам массовой аудитории. Все дело в том, что режиссерскую работу Кар-Вая можно сравнить с джазовой импровизацией. У него не бывает четкого сценария и что собственно, он будет снимать сегодня, неведомо даже его главным актерам. В итоге весь отснятый материал он начинает резать и доводить до нужного ему экранного времени. Такая манера съемок хороша, когда снимаешь бессюжетный арт-хаус, но вот для биографического фильма, она не очень подходит. Но, даже не смотря на все сюжетные неровности, чувствуется, что «Великий мастер», кино очень хорошее. Это канонический Кар-Вай да еще и с превосходными драками. Весь фильм решен в привычной для него черно-желтой цветовой гамме. При этом как всегда у Вонга буквально каждый кадр можно смело вставлять в рамку и отправлять на фотовыставку.
Ну и конечно в фильме про боевые искусства нельзя обойти стороной драки. В «Великом мастере» их довольно таки много. Начинается все с поединка Ип Мана под проливным дождем с многочисленными противниками. В финале против Тони Люна выходит многократный чемпион по боям без правил Кунг Ле. Бой с ним, не смотря на капли дождя и всю карваевскую поэтичность, получился жестким и брутальным, чего никак нельзя сказать о поединке Ип Мана с Гон Эр. Он больше напоминает балет или же пекинскую оперу. Главным условием было ничего не сломать из интерьера. Тони Люн и Чжан Цзыи буквально порхают как мотыльки в тесной комнате. А далее следует лучший бой в этом фильме. Агент гомильдана Лезвие сражается против группы противников, как и положено под проливным дождем и под бодрую музыку. Вот тут то все фанаты Джеки Чана и Джета Ли, преждевременно покинувшие сеанс, могут смело кусать локти. На мой взгляд, это вообще один из лучших поединков за всю историю боевого кино. И можно сказать финальный бой Гон Эр против Масана на вокзале, на фоне мчащихся поездов, чем-то напоминает финальную схватку в первой «Матрице» ставил, которую все тот же Юэнь Ву-Пин. Я конечно не большой знаток в настоящем кунг-фу, но подозреваю, что фильм в полной мере демонстрирует Вин-Чун во всем его многообразии.
Но венчается данная картина все-таки не драками, а неизменными темами всего творчества Вонга Кар-Вая. Великой любовью, которую герои проносят через всю свою жизнь, но которая так и не сделала их счастливыми. Тоской и меланхолией от скоротечности времени. И самое главное тем, что человеку, не смотря ни на что, необходимо уметь держать удары, которые наносит судьба, как это делают великие мастера боевых искусств подобные Ип Ману. Ведь в нашей жизни, как и в кунг-фу по большому счету все сводится лишь к двум словам - лежишь, стоишь. Лег - проиграл, а пока стоишь - побеждаешь.
murad-HD
Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).
Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.
Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.
В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.