Укрощение огня
Фильм рассказывает о зарождении, становлении и развитии советского ракетостроения — от первых пятилеток до создания сверхдальних современных ракет. В фокусе внимания создателей ленты судьба Андрея Башкирцева, главного конструктора, отдавшего жизнь осуществлению великой мечты — освоению Космоса.
- Генерал из ОКБ-3, а также политическое руководство СССР оказывали давление с требованиями переделать сценарий и переснять, или просто вырезать, многие сцены. Из-за этого фильм не вышел в прокат в 1971 году к 10-летию полёта Гагарина.
- Окончательное разрешение на выход фильма было дано Устиновым после закрытого просмотра у Брежнева. Фильм вышел в прокат в СССР на 11-ю годовщину полёта Гагарина в апреле 1972 года. Урезанная версия фильма в 1973 году была отдана в заграничный прокат. Именно эта урезанная версия сейчас выпущена на видеокассетах и дисках. Из-за этого общеизвестная современная версия фильма на 100 минут короче первоначального режиссёрского варианта.
- Съёмки проходили в 1970-71 годах на космодроме Байконур, в Звёздном городке, в Евпатории, в Феодосии а также в Кремле при участии ведущих московских и ленинградских актёров.
- Оборудование командного пункта на Байконуре и центра управления - не настоящее; это декорации, имеющие с реальной обстановкой мало общего.[4]
- Вместо устаревшей к тому времени двухступенчатой баллистической ракеты Р-7 при съёмках использовались современные ракеты, впрочем, созданные на её основе. В частности, при выведении первого спутника показана трёхступенчатая ракета, и слышен доклад телеметриста об окончании работы третьей ступени, что есть явный грех против подлинной истории события.
- В сценах на космодроме более 1000 метров фильма были вырезаны и уничтожены кураторами из-за советской цензуры и завесы секретности над ракетно-космической промышленностью СССР.
- Башкирцев выпивает коньяк утром 1 мая с конструктором зенитных ракет. Это Грушин Пётр Дмитриевич. Грушину докладывают по телефону о полёте Пауэрса. В разговоре надеются на его ракету.
- Главный конструктор ждёт новостей о летчике Пауэрсе на Красной площади во время первомайской демонстрации 1960 года. В одном из кадров видна гостиница «Россия», строительство которой было начато в 1964 году.
- На Байконуре Башкирцев вечером перед полётом беседует с Гагариным на фоне планетного радара АДУ-1000, что находится в Евпатории.
- Наташа бежит к деревянной пристани с которой уплывает Башкирцев. Эти кадры снимались в Феодосии. Героиня Ады Роговцевой пробегает мимо церкви Иоанна Предтечи (1348 г.) в сторону моря на фоне стены цитадели генуэзской крепости. Отчетливо видны башни Климента VI и Криско. Затем в кадрах появляется Доковая башня - мимо неё идет дорога к мосткам - и, наконец, в конце сцены снова видна цитадель с теми же башнями со стороны моря. (00.18.36 - 00.19.49 в хронометраже фильма)
- Встреча Башкирцева и Наташи после похорон его матери снята на фоне Средневековой армянской церкви Святых Архангелов Михаила и Гавриила (1452 г.) в Феодосии. (01.37.41 - 01.08.04 в хронометраже фильма)
- В проливной дождь «скорая помощь» едет по сухому шоссе с выключенными дворниками.
- Главная музыкальная тема из кинофильма использовалась в заставке новостей ОРТ в аранжировке Сергея Чекрыжова в 1997-2001 годах.
Протяжное эхо рокота космодрома
Невозможное сегодня станет возможным завтра
К. Циолковский
В горячих цехах «красной» кузницы иллюзий царил парадоксальный по своей природе дефицит, во многом более непостижимый, чем нехватка докторской колбасы и хозяйственного мыла на продовольственных прилавках «полигона социализма». Дефицит кинопроектов, воспевающих одну из эпохальных и неоспоримо величественных страниц антологии свершений «человека новой формации» и одно из самых успешных планетарных начинаний страны Советов. Удивительно и даже противоестественно, но картины, посвященные истинным событиям и подлинным вершителям покорения околоземных пространств можно пересчитать по пальцам. В свою очередь, большинство из них задумывалось и исполнялось в форме научно-популярной документалистики, или гибридов игрового и хроникального кино. Художественных изделий, которые бы касались деталей прорыва советского человека за пределы земной колыбели и очерчивали предпосылки космического рывка, было изготовлено только два. И оба основывались преимущественно на эпизодах жизненного пути зодчего практической космонавтики и ракетной техники - легендарного Сергея Павловича Королёва. Более поздний «Разбег» (1982), взявший за точку опоры юношеские чаяния и устремления будущего командора отечественной космической инженерии, не вызвал ни зрительского отклика, ни сколь-нибудь серьезного резонанса в кинокритической среде.
Напротив, первая картина о начале освоения космоса «Укрощение огня» Даниила Храбровицкого была встречена овацией и триумфально прошествовала по «домашним» смотрам и фестивалям стран соцлагеря. Очевидно, что главной причиной тёплого приёма послужил романтический ореол поднимаемой проблематики, претензия на взгляд изнутри и первопроходческая репутация в деле нащупывания разгадки мистерии космического прыжка. Разумеется, фильм не стрелял, да и не мог выстрелить прицельной очередью фактов по мишеням государственных тайн, не разрушал многочисленные идиллические клише о единстве партии, народа и научной интеллигенции и не пытался размифологизировать культурное пространство. Вездесущий, овеянный густой патетикой, подчас вульгарный и нарочитый соцреализм здесь выполняет тройственную роль: партитура для творческой кинобригады, пресловутая технология отображения действительности и единственно возможное кинематографическое решение в период «вельветовой» сусловской реакции, пришедшей на смену мимолетной оттепели. Кормчий Иосиф театрально благороден, статен и справедлив, уютно набивает трубку Герцеговиной Флор и сыплет меткими афоризмами. Крупный ученый с высокопоставленным военным ведут трепетные гуманистические беседы о моральной стороне применения ядерного оружия и баллистической доставки боеголовок до цели. Удачный запуск ракеты неизбежно сопровождается хоровым «Интернационалом».
Образ покорителя орбиты Башкирцева представляется неубедительным в своей отрепетированной собирательности и щедро покрывается толстым слоем героико-патриотического пафоса. Кирилл Лавров при всей своей броской харизматичности добавляет в восприятие центрального персонажа, ставшего прототипом сразу трёх академиков (Королёва, Келдыша, Челомея), порцию неестественной атрибутики глашатая светлого коммунистического будущего: восторженного рвения в деле служения партии и народу, наивного, безалаберного бесстрашия и «партизанского» стоицизма. Учитывая массивный цензурный каток, который вогнал в архив не один десяток лент на не один десяток лет, не вызывает удивления полное игнорирование темы репрессий. Разгон Реактивного института в конце 1930-х гг., казни военных инженеров-ракетостроителей, расстрельная статья Королёва, в последний момент заменённая на 10 лет ИТЛ без права переписки, пытки и истязания Прометея из Житомира в «гостеприимных» лубянских застенках, многолетний рабский труд в шарашках будущего демиурга космической революции - всё это аккуратно выпало из поля зрения объектива кинокамеры, поскольку закономерно внесло бы сумятицу в зрительское любование невероятными достижениями послушных сынов страны рабочих и крестьян.
Но несмотря на многочисленные умалчивания, многократные искажения и множественные передёргивания в деле художественного запечатления фундаментальных вех долгого и драматического создания лестницы в небо, в «Укрощении огня» есть то, что ставит этот продукт советской кинофабрики на планку выше среднестатистического пропагандистского киноспектакля. Фильм отчётливо передаёт небывалый энтузиазм, идейную одержимость и поражающий воображение размах замыслов пионеров космической эры. Горящие страстным азартом глаза Башкирцева яростно источают энергию преобразований. Режиссёр восхищается всесокрушающим воодушевлением, всепоглощающим упорством и всепобеждающей силой мечты человека, изменившего облик цивилизации. Эта горячая эйфория избранных идеалистов, в волнах которой вопреки обстоятельствам и семи смертям назло зарождался и созревал советский космический скачок, пробивается сквозь экран и отчётливо даёт понять, что волевой напор личности способен укротить нерв времени, бросить вызов алчным побуждениям обывателя, заставить разумного примата оторваться от земной тверди и взмыть за пределы стратосферы.
В свете величия времени ушедшего, среди исполинских масштабов наследия Королёва, в неуклюжей емелиной гонке за достатком мы выглядим лилипутами. Топим Фобосы и Глонассы, как нежеланных котят, медленно и верно превращаемся в космических извозчиков. Разинув рты, наблюдаем за зигзагами Хаббла и восхищаемся техническим совершенством Кьюриосити. То ли пассионарность канула. То ли хам победил окончательно. То ли стоит просто немного подождать, пока Господь вновь осенит перед достойным его крестный путь.
...люди - идиоты. Они сделали кучу глупостей: придумывали костюмы для собак, должность рекламного менеджера... Людям дали возможность бороздить космос, но они страстно желают заниматься потреблением: пить пиво и смотреть сериалы...
Р. Брэдбери
WizeThinker
Победа разума!
Обожаю такие фильмы, фильмы про человека, который сделал себя сам, как сказали бы американцы self made man.
Этот фильм я посмотрела довольно давно, и он сразу запал мне в душу. Какая актерская игра, какая музыка! Какой заряд энергии дает этот фильм.
Ведь умели же при минимальных бюджетах делать КИНО. НАСТОЯЩЕЕ КИНО.
10 из 10
Beautiful Marina
Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).
Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.
Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.
В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.