Укрощение огня

Укрощение огня
Недостаточное количество голосов

 
Дата выхода: 12 Апрель 1972
Продолжительность: 2:46
Просмотрели: 1863

Фильм рассказывает о зарождении, становлении и развитии советского ракетостроения — от первых пятилеток до создания сверхдальних современных ракет. В фокусе внимания создателей ленты судьба Андрея Башкирцева, главного конструктора, отдавшего жизнь осуществлению великой мечты — освоению Космоса.

 

  • Генерал из ОКБ-3, а также политическое руководство СССР оказывали давление с требованиями переделать сценарий и переснять, или просто вырезать, многие сцены. Из-за этого фильм не вышел в прокат в 1971 году к 10-летию полёта Гагарина.
  • Окончательное разрешение на выход фильма было дано Устиновым после закрытого просмотра у Брежнева. Фильм вышел в прокат в СССР на 11-ю годовщину полёта Гагарина в апреле 1972 года. Урезанная версия фильма в 1973 году была отдана в заграничный прокат. Именно эта урезанная версия сейчас выпущена на видеокассетах и дисках. Из-за этого общеизвестная современная версия фильма на 100 минут короче первоначального режиссёрского варианта.
  • Съёмки проходили в 1970-71 годах на космодроме Байконур, в Звёздном городке, в Евпатории, в Феодосии а также в Кремле при участии ведущих московских и ленинградских актёров.
  • Оборудование командного пункта на Байконуре и центра управления - не настоящее; это декорации, имеющие с реальной обстановкой мало общего.[4]
  • Вместо устаревшей к тому времени двухступенчатой баллистической ракеты Р-7 при съёмках использовались современные ракеты, впрочем, созданные на её основе. В частности, при выведении первого спутника показана трёхступенчатая ракета, и слышен доклад телеметриста об окончании работы третьей ступени, что есть явный грех против подлинной истории события.
  • В сценах на космодроме более 1000 метров фильма были вырезаны и уничтожены кураторами из-за советской цензуры и завесы секретности над ракетно-космической промышленностью СССР.
  • Башкирцев выпивает коньяк утром 1 мая с конструктором зенитных ракет. Это Грушин Пётр Дмитриевич. Грушину докладывают по телефону о полёте Пауэрса. В разговоре надеются на его ракету.
  • Главный конструктор ждёт новостей о летчике Пауэрсе на Красной площади во время первомайской демонстрации 1960 года. В одном из кадров видна гостиница «Россия», строительство которой было начато в 1964 году.
  • На Байконуре Башкирцев вечером перед полётом беседует с Гагариным на фоне планетного радара АДУ-1000, что находится в Евпатории.
  • Наташа бежит к деревянной пристани с которой уплывает Башкирцев. Эти кадры снимались в Феодосии. Героиня Ады Роговцевой пробегает мимо церкви Иоанна Предтечи (1348 г.) в сторону моря на фоне стены цитадели генуэзской крепости. Отчетливо видны башни Климента VI и Криско. Затем в кадрах появляется Доковая башня - мимо неё идет дорога к мосткам - и, наконец, в конце сцены снова видна цитадель с теми же башнями со стороны моря. (00.18.36 - 00.19.49 в хронометраже фильма)
  • Встреча Башкирцева и Наташи после похорон его матери снята на фоне Средневековой армянской церкви Святых Архангелов Михаила и Гавриила (1452 г.) в Феодосии. (01.37.41 - 01.08.04 в хронометраже фильма)
  • В проливной дождь «скорая помощь» едет по сухому шоссе с выключенными дворниками.
  • Главная музыкальная тема из кинофильма использовалась в заставке новостей ОРТ в аранжировке Сергея Чекрыжова в 1997-2001 годах.

 

Протяжное эхо рокота космодрома

Невозможное сегодня станет возможным завтра

К. Циолковский

В горячих цехах «красной» кузницы иллюзий царил парадоксальный по своей природе дефицит, во многом более непостижимый, чем нехватка докторской колбасы и хозяйственного мыла на продовольственных прилавках «полигона социализма». Дефицит кинопроектов, воспевающих одну из эпохальных и неоспоримо величественных страниц антологии свершений «человека новой формации» и одно из самых успешных планетарных начинаний страны Советов. Удивительно и даже противоестественно, но картины, посвященные истинным событиям и подлинным вершителям покорения околоземных пространств можно пересчитать по пальцам. В свою очередь, большинство из них задумывалось и исполнялось в форме научно-популярной документалистики, или гибридов игрового и хроникального кино. Художественных изделий, которые бы касались деталей прорыва советского человека за пределы земной колыбели и очерчивали предпосылки космического рывка, было изготовлено только два. И оба основывались преимущественно на эпизодах жизненного пути зодчего практической космонавтики и ракетной техники - легендарного Сергея Павловича Королёва. Более поздний «Разбег» (1982), взявший за точку опоры юношеские чаяния и устремления будущего командора отечественной космической инженерии, не вызвал ни зрительского отклика, ни сколь-нибудь серьезного резонанса в кинокритической среде.

Напротив, первая картина о начале освоения космоса «Укрощение огня» Даниила Храбровицкого была встречена овацией и триумфально прошествовала по «домашним» смотрам и фестивалям стран соцлагеря. Очевидно, что главной причиной тёплого приёма послужил романтический ореол поднимаемой проблематики, претензия на взгляд изнутри и первопроходческая репутация в деле нащупывания разгадки мистерии космического прыжка. Разумеется, фильм не стрелял, да и не мог выстрелить прицельной очередью фактов по мишеням государственных тайн, не разрушал многочисленные идиллические клише о единстве партии, народа и научной интеллигенции и не пытался размифологизировать культурное пространство. Вездесущий, овеянный густой патетикой, подчас вульгарный и нарочитый соцреализм здесь выполняет тройственную роль: партитура для творческой кинобригады, пресловутая технология отображения действительности и единственно возможное кинематографическое решение в период «вельветовой» сусловской реакции, пришедшей на смену мимолетной оттепели. Кормчий Иосиф театрально благороден, статен и справедлив, уютно набивает трубку Герцеговиной Флор и сыплет меткими афоризмами. Крупный ученый с высокопоставленным военным ведут трепетные гуманистические беседы о моральной стороне применения ядерного оружия и баллистической доставки боеголовок до цели. Удачный запуск ракеты неизбежно сопровождается хоровым «Интернационалом».

Образ покорителя орбиты Башкирцева представляется неубедительным в своей отрепетированной собирательности и щедро покрывается толстым слоем героико-патриотического пафоса. Кирилл Лавров при всей своей броской харизматичности добавляет в восприятие центрального персонажа, ставшего прототипом сразу трёх академиков (Королёва, Келдыша, Челомея), порцию неестественной атрибутики глашатая светлого коммунистического будущего: восторженного рвения в деле служения партии и народу, наивного, безалаберного бесстрашия и «партизанского» стоицизма. Учитывая массивный цензурный каток, который вогнал в архив не один десяток лент на не один десяток лет, не вызывает удивления полное игнорирование темы репрессий. Разгон Реактивного института в конце 1930-х гг., казни военных инженеров-ракетостроителей, расстрельная статья Королёва, в последний момент заменённая на 10 лет ИТЛ без права переписки, пытки и истязания Прометея из Житомира в «гостеприимных» лубянских застенках, многолетний рабский труд в шарашках будущего демиурга космической революции - всё это аккуратно выпало из поля зрения объектива кинокамеры, поскольку закономерно внесло бы сумятицу в зрительское любование невероятными достижениями послушных сынов страны рабочих и крестьян.

Но несмотря на многочисленные умалчивания, многократные искажения и множественные передёргивания в деле художественного запечатления фундаментальных вех долгого и драматического создания лестницы в небо, в «Укрощении огня» есть то, что ставит этот продукт советской кинофабрики на планку выше среднестатистического пропагандистского киноспектакля. Фильм отчётливо передаёт небывалый энтузиазм, идейную одержимость и поражающий воображение размах замыслов пионеров космической эры. Горящие страстным азартом глаза Башкирцева яростно источают энергию преобразований. Режиссёр восхищается всесокрушающим воодушевлением, всепоглощающим упорством и всепобеждающей силой мечты человека, изменившего облик цивилизации. Эта горячая эйфория избранных идеалистов, в волнах которой вопреки обстоятельствам и семи смертям назло зарождался и созревал советский космический скачок, пробивается сквозь экран и отчётливо даёт понять, что волевой напор личности способен укротить нерв времени, бросить вызов алчным побуждениям обывателя, заставить разумного примата оторваться от земной тверди и взмыть за пределы стратосферы.

В свете величия времени ушедшего, среди исполинских масштабов наследия Королёва, в неуклюжей емелиной гонке за достатком мы выглядим лилипутами. Топим Фобосы и Глонассы, как нежеланных котят, медленно и верно превращаемся в космических извозчиков. Разинув рты, наблюдаем за зигзагами Хаббла и восхищаемся техническим совершенством Кьюриосити. То ли пассионарность канула. То ли хам победил окончательно. То ли стоит просто немного подождать, пока Господь вновь осенит перед достойным его крестный путь.

...люди - идиоты. Они сделали кучу глупостей: придумывали костюмы для собак, должность рекламного менеджера... Людям дали возможность бороздить космос, но они страстно желают заниматься потреблением: пить пиво и смотреть сериалы...

Р. Брэдбери

WizeThinker

Победа разума!

Обожаю такие фильмы, фильмы про человека, который сделал себя сам, как сказали бы американцы self made man.

Этот фильм я посмотрела довольно давно, и он сразу запал мне в душу. Какая актерская игра, какая музыка! Какой заряд энергии дает этот фильм.

Ведь умели же при минимальных бюджетах делать КИНО. НАСТОЯЩЕЕ КИНО.

10 из 10

Beautiful Marina

Если у вас не воспроизводится фильм - мы поможем вам
Забрать видео к себе
VideoCDN HD Video Часть 1 (ivi) Часть 2 (ivi)

Переверните телефон, чтобы посмотреть фильм.

Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).

Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.







Ваш комментарий

Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.


В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.

Похожие фильмы

Поэма о крыльях

Биография, Драма
Дата выхода: 15.04.1980

Чайковский

Биография, Драма
Дата выхода: 18.09.1970
Показать больше

Комментарии

Еще комментарии

Ваше сообщение принято

Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину:


Обязательное поле


Если у вас возник вопрос к администрации, задайте его на форуме http://www.tvcok.ru/forum/ или заполните поле «E-mail» и мы свяжемся с вами.