Управляющий Сансё / Sanshô dayû
Действие происходит в средневековой Японии. Мидзогути рассказывает историю о женщине и двух ее детях, попавших к работорговцам; о нелегкой судьбе ее детей и о тех трудностях, которые им пришлось пережить, соблюдая заветы отца.
Венецианский кинофестиваль, 1954 год
Победитель: Серебряный лев
Номинации: Золотой лев
Мидзогути настоящий певец традиционной Японии, восточной живописи и новатор в области киноязыка. Его долгие общие планы с потрясающе выразительными и колоритными пейзажами феодальной эпохи узнаются сходу и раскрывают руку мастера. Подобная художественная особенность лент Мидзогути объяснялась его тяготению к традиционной живописи. Кэндзи по образованию художник, в своих картинах он пытался переложить на язык кинематографа всю глубину и выразительность японской и китайской живописи с ее особенностями и философией.
Движение, заключенное в один монтажный план роднит режиссера с японским театром. Здесь нет динамичного движения. Японцы плавны и не торопливы в танце, они фиксируют красоту формы, как заставшее мгновение. Равновесие актера плавно перемещается и переходит в другой элемент танца. Так в фильме «Управляющий Сансё», длинные общие планы перетекают друг от друга методом наложения. Последующий кадр рождается из предыдущего, как плавный жест танцора сменяет собой другой. Каждое долгое изображение - жест художника, в который он хочет вложить максимум живописности, красоты и смысла. Созерцательность - вот главная черта японских картин, и она вовсе не предполагает непосредственного вмешательства в происходящее на полотне. Мы растворяемся в изображении, но мы не ассоциируем себя с ним и не вкладываем себя в него, но вмещаем его в себя.
Отсюда и слоистые общие планы, и базеновские глубокие мизансцены в классической картине Мидзогути «Управляющий Сансё», выполненной в жанре исторической драмы «Дзидай Гэки». Лента сугубо традиционна и традиционность эта подчеркивается не только стилем изображения, но и временем действия сюжета. Мидзогути режиссер социальный и симпатизирующий исторической эпохе, потому его выбор классического японского текста в основе сценария, вполне закономерен. «Действие этой повести относится к эпохе Хейан (794-1185). Для Японии это были смутные времена, и человечность в людях еще не пробудилась». Так вводит нас в курс дела субтитр в начале фильма. Здесь же задается основная тематика ленты - тема человечности и милосердия. В этой картине Мидзогути стремился отойти от своей традиционной тематики публичных домов и проблем свободы.
Он хотел поставить главный акцент на добродетели, милосердии и разрушающей их силе власти. Но режиссеру было тяжело уйти от родных для него тем, потому мать забирают в рабство и она становится проституткой, сестра жертвует собой ради спасения брата, а трепетное отношение к матери, какое свойственно японцам, выходит на первый план. «Управляющий Сансё» это сугубо конфуцианская картина. Особый акцент в конфуцианстве ставился на воспитании чувства долга, в особенности перед родителями. По Конфуцию, лучше умереть, чем предать или забыть родителя.
В итоге получилась картина с нотками модного в те времена неореализма, правда, пропущенного через призму средневековья. Здесь нашли место и реалистично поставленные герои, реалистичные сцены пыток и наказаний, а так же идеализм добродетели и натурные съемки.
Органичный синтез японского театра, живописи, философии, вкупе с тончайшей интерпретацией литературного текста, делает эту ленту настоящим шедевром кинематографии, открывает европейскому зрителю богатство традиционной Японии. Тематика близка человеку любой культуры и любой национальности. Эта история, повествующая о тщетности усилий в поиске счастья, обличающая непостоянство жизни, несправедливость власти, ничтожность денег и положения перед чувствами и семейными узами. Это повесть о жестокости людей и о всепобеждающей силе добродетели и милосердия по отношению к другим людям, которые в свою очередь тоже чьи то дети и чьи то родители. Таким образом, ценность семьи раз взращенная в отдельно взятом человеке, обнимает сразу все человечество и несет в мир добро
10 из 10
QUB
Удел человеческий
Без милосердия человек перестаёт быть человеком (с)
В те далекие годы, когда японцы еще не снимали мультфильмы, которые страшно показывать детям, они умели ставить удивительно человечное кино для взрослых. Казалось бы, что может быть такого необыкновенного в старом, снятом уже более полувека назад, японском фильме? Тем не менее, редкая картина вызывает столь глубокие и сильные чувства, как этот классический шедевр режиссера Кэндзи Мидзогути.
Экранизация старинной японской легенды переносит зрителя в смутные времена средневековой эпохи. Семья губернатора области, несправедливо сосланного за излишнюю мягкость, отправляется вслед за главой семейства, но путь их оказывается крайне печальным и долгим. Странники попадают в руки работорговцев, и их разлучают: мать продают в отдаленный публичный дом на острове Садо, а несчастных детей - в одно из «образцовых» поместий, настоящий Ад на земле, где вершит суд безжалостный и властный управляющий Сансе. Окружающий мир жесток: здесь достигают предела условия человеческого существования, здесь за попытку бегства ставят клеймо, а за повторную - перерезают сухожилия, но именно здесь взрослеют разлученные с матерью брат и сестра. Проходят десять тягостных лет. Давно забыты милосердные заветы отца, Будда далеко, а Сансе близко, и вот уже Дзусио становится ревностным исполнителем воли управляющего... Но однажды едва уловимое дуновение ветра с далекого острова Садо приносит печальные звуки. Это протяжная песня, боль матери о своих потерянных детях. Где ты, Андзю? Где ты, Дзусио?..
Сложно поверить, что в этот момент глаза зрителя еще сухие. Описать силу самой беззаветной любви на свете - материнской, с такой исключительной мощью и экспрессией, как это сделал Мидзогути, больше не удавалось никому. Один из столпов японского кинематографа в юности рано остался без матери, безжалостно угнетаемой отцом, и воспитывался сестрой, которая работала гейшей в одном из токийских баров. Во многом поэтому Мидзогути в дальнейшем стал самым известным японским мастером женского портрета, а самым притягательным для режиссера стали образы женщин сложной судьбы, страдающих от порочности наделенных властью мужчин. Еще со времен театра Кабуки в Японии культивировался идеальный мужской образ «татэяку», самурая, ставящего превыше всего верность своему господину и без колебаний приносившего в жертву себя и своих близких. Но в фильмах Мидзогути именно женщины сильны и благородны и способны на искреннее самопожертвование. Вот и «Управляющий Сансё», пожалуй, лучшая картина режиссера, является грустным и искренним посвящением всем матерям и сестрам, которые были и остаются оплотом духовности и сострадания.
Снятая в окрестностях Киото, средневековой столицы страны, картина очаровывает традиционной японской эстетикой. По-восточному плавные движения камеры с остановками на общих планах лаконично показывают тихую и обаятельную красоту природы. Чистая вода горной речки, струящаяся в лучах солнца. Капельки воды, разбивающиеся о камни, как слезы матери. Все эти детали пронизаны любовью режиссера к родной Японии и являются непревзойденными по мастерству художественной реализации. Именно благодаря выдающейся операторской работе Кадзуо Миягава гуманизм Мидзогути так сильно воздействует на зрителя. Магия кино наполняет жизнью черно-белые гравюры пейзажей, превращая их в деликатных участников драмы, и вместе с вдохновенной игрой живых актеров вызывает искреннее чувство сопереживания.
«Управляющий Сансе» - глубокая и поэтичная драма о бесплодных поисках человечности в несправедливо жестоком мире, где милосердие еще не пробудилось в людях. Одна из величайших по накалу эмоций финальных сцен потрясает горьким чувством утраты. Но остается всепобеждающая любовь к своим близким и истинно буддистская надежда на счастье в следующей жизни. И только спо
GANT1949
Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).
Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.
Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.
В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.