Узкая грань / The Narrow Margin

Узкая грань
Недостаточное количество голосов

 
Дата выхода: 02 Май 1952
Режиссёр: Ричард Флайшер
Продолжительность: 01:11:27
Просмотрели: 3

Жена бандита решает дать свидетельские показания против него, и находится под прикрытием, чтобы не быть убитой. Теперь, когда его будут судить, ей нужно проехать пол страны на поезде чтобы выступить свидетелем.

Полицейский Уолтер Браун и его напарник были назначены сопровождающими. Однако бандиты убили его напарника, и находятся в том же поезде, что и он, и теперь ему в одиночку предстоит в целости доставить ее в суд.

Трейлер (Youtube)

Трейлер (Кинопоиск)

Сценарий фильма написан по неопубликованной истории Мартина Голдсмита и Джека Леонарда.

Оскар, 1953 год
Номинации (1):
Лучший сценарий игрового фильма

Узкая грань - культовый нуар

Если начинающим кинематографистам нужен гид по операторскому мастерству, то «Узкая грань» Ричарда Флайшера - самое оно. Работа Джорджа Дисканта в этом фильме приближена к идеалу, если не является таковой. Практически все действие будет сведено в узкое пространство нескольких железнодорожных вагонов. Но благодаря филигранной работе камеры, клаустрофобии, даже тесноты, совсем не возникнет. Присмотритесь внимательнее - каждый раз камера занимает нестандартный, неожиданный ракурс, тем самым искусственно расширяя пространство вагона - сверху, снизу, сбоку, она будто обгоняет действие и этим придает ускорение фильму.

Остальное добавил Ричард Флайшер сведя повествовательную часть к минимуму. Сократив хронометраж он насытил ленту действием показав только действие, и создав тем самым один из самых мощных нуаров в истории кино.

Полностью согласен с тем мнением, что актеры в этом фильме абсолютно заменяемы. Но как классно смотрится в картине Чарльз МакГроу. Его немногословная мужская харизма украсила фильм. И пускай только мне одному он здорово напомнил Стива МакКуина из «Буллита», но Чарльза тут был неподдельно крут. Крутой МакГроу, крутое кино. И сюжет, кстати прост, но тоже крут - банда гангстеров весь фильм будет охотиться за важным свидетелем. Просто и круто. Рекомендую.

9 из 10

cyberlaw

Где-то между раем и адом или первосортный нуар «второсортного» кинематографа

Подчас остается только поражаться тому, насколько мощные, глубокие, интересные и главное, куда как более смотрибельные, чем современные, фильмы выходили пачками с легкой руки американских киноделов даже спустя продолжительное время после заката золотой эпохи. Одной из таких, во всех отношениях, слаженных картин является лента режиссера Ричарда Флейшера, работавшего, в основном, на ниве развлекательных голливудских фильмов, которые, тем не менее, сохраняли авторский отпечаток. «Узкая грань» по сути является компиляцией из жанров - с одной стороны это представитель нуара с его мрачной атмосферой и тяжелой моральной проблематикой, с другой - динамичный полицейский боевик, сделанный по канонам жанра, а с третьей - триллер с вкраплениями саспенса, возданный в подражание Хичкоку и являющийся интерпретацией концепта легендарной картины «Леди исчезает» (впоследствии Флейшер также создаст ремейк культовой «Веревки»). С картиной сэра Альфреда «Тонкую грань» роднит не только загадочность и сногсшибательные повороты сюжета, но и смелость в чисто техническом отношении.

Почти все действие ленты, за исключением первых пятнадцати минут разворачивается в поезде. Сохранять внимание зрителя к происходящему в рамках одной локации, да еще и постоянно повышать градус динамики - одна из самых сложных задач для постановщика, которую и поставил перед собой Ричард Флейшер, решивший занять подобающее место в когорте истинных мастеров после «пяти лет ученичества». Чтобы действительно уяснить скольких сил требовала подобного рода картина в начале пятидесятых годов прошлого века нужно принять во внимание два фактора. Первый - съемочное оборудование не позволяло выкидывать никаких фокусов, которые сегодня может сделать даже школьник со смартфоном. Любой длинный план, наезд или проход камеры требовал кропотливейшей планировки. В случае с «Тонкой гранью» дополнительные трудности возникали в связи с крохотными локациями, которых в фильме по сути дела всего три - небольшое купе, коридор и вагон-ресторан. Флейшер со своим оператором Джорджем Дискентом буквально выворачиваются наизнанку - каждый план бьет точно в цель, каждый ракурс выбирается безошибочно, ибо ошибаться, в данном случае, попросту нельзя. В данном фильме вы ни найдете ни стремительных пролетов камеры, ни поражающих воображение углов обзора. Напротив, точка съемки абсолютно стандартна, однако ее эффективность ошеломительна. Флейшер подобно виртуозному музыканту, играющему на задрипанной скрипке, уверенно держит ритм и складывает мелодию столь гармонично, что каких бы то ни было недостатков инструмента заметить попросту невозможно.

Второй фактор заключается в отсутствии бюджета. Данная лента является истинным представителем картин категории Б. Однако в данном разряде она стала образцово-показательной и дала понять, что терпение, труд и профессионализм могут преодолеть любые финансовые ограничения. После премьеры Нью-Йорк Таймс так писала о фильме: «Эта лишённая претензий работа приклеит каждого к краешку кресла и докажет, раз и навсегда, что и малое может быть сделано так, что будет стоить многого». Впоследствии «Тонкую грань» стали и вовсе считать кратким курсом режиссуры высокого уровня для фильмов категории Б, служащим наглядным пособием для начинающих режиссеров.

Однако, стоит заметить, что достоинства картины отнюдь не исчерпываются технической составляющей. Другой ее особенностью является скрытая дискурсивная насыщенность сюжета. На первый взгляд история в «Тонкой грани» чисто номинальная и служит только плацдармом для развертывания действия. Однако при более глубоком анализе обнаружится, что проблематика ленты совсем неоднозначна, а за фасадом типичных сюжетных наработок и казалось бы стандартных ходов кроются темные бездны неразрешимых парадоксов, в связи с чем данную картину нередко и относят к абсолютному нуару.

Поначалу, действие разворачивает по типичной форме - двое крутых полицейских Уолтер Браун и Гас Форбс получают задание перевезти вдову гангстера в Лос-Анжелес для дачи важных показаний. По пути Гас умирает от пули, находясь в двух шагах от пенсии. Уолтер серьезно мучается оттого, что на этом свете у его старшего коллеги осталась жена и две дочери без средств к существованию. Тогда же ему приходится познать и всю низость души своей подопечной, которая явно недостойна таких жертв. Вскоре подоспевают и охотники за вдовой с деловым предложением - обменять свидетельницу на деньги, которые могли бы очень пригодиться семье погибшего товарища. Да и есть ли смысл во всей этой затее с транспортировкой, если преступники все равно откупятся и выйдут на свободу? Однако, переселив себя, Уолтер отказывается от сделки...Увы, напрасно, ведь свидетельницу все равно убьют, а семья Гаса останется без гроша.

Но даже не этот чисто нуарный поворот делает «Тонкую грань» представителем жанра, а тот воистину потрясающий сюжетный твист, который совершает фильм в самом конце, переворачивая всю нарративную модель с ног на голову. Безусловно, именно он принес фильму номинацию на «Оскар» за лучший сценарий, а также вывел его в разряд первостатейных представителей «истинного нуара». В конечном счете, окажется, что абсолютно бессмысленна не только смерть вдовы и Гаса, но и «героический» риск Уолтера, который de facto и является причиной всех проблем. Проще говоря, при полной пассивности героя, а также принятии им предложения преступников все сложилось бы к лучшему.

Флейшер наглядно репрезентирует ту «тонкую грань» добра и зла, долга и личных интересов, которая оказывается в высшей степени мобильной и произвольной. Так, только в конце фильма мы понимаем, что черное всегда было белым, вдовы - вовсе не вдовы, что смерть никогда не бывает справедливой, а человеческая жизнь все еще стоит не больше коробки конфет. В финале режиссер как бы меняет всю онтологию фильма, за счет одного только смещения точки зрения на происходящее. Во многом концовка напоминает финал «Лодки», где также в радикальной форме выражается вся абсурдность бытия и ненужность героических свершений. В мире «Лодки» и «Тонкой грани» не существует общепринятой дихотомии добра и зла, хорошего и плохого, это мир голой фактичности, в котором есть только два состояния - либо ты живой, либо мертвый. Третьего не дано. Однако стоит заметить, что Флейшер, очевидно по требованию продюсеров, слегка ретуширует довлеющую над фильмом мрачность, прилепляя к картине подобие хэппиэнда. Очевидно, что это диктуется отнюдь не его авторским видением, а цензурными соображениями и волей спонсоров.

В итоге, «Тонкая грань» один из тех самых очень значимых, но забытых и непопулярных фильмов прошлого. Снятый за тринадцать дней, при грошовом бюджете и с малоизвестными актерами, спустя шестьдесят лет по смотрибельности он может легко соревноваться с любой современной картиной, производство которой обходится в десятки миллионов. Интересно, что знаменитый магнат и авантюрист Говард Хьюз так впечатлился «Тонкой гранью», что пришел к Флейшеру с чемоданом денег и предложением за хороший гонорар переснять фильм на широкую ногу со звездами первой величины, на что режиссер не думая ответил вежливым отказом. Видимо, настоящим творцам подачки противопоказаны.

shnur777

Если у вас не воспроизводится фильм - мы поможем вам
Забрать видео к себе
HD Video Профессиональный многоголосный (ВК)

Переверните телефон, чтобы посмотреть фильм.

Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).

Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.







Ваш комментарий

Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.


В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.

Комментарии

Еще комментарии

Ваше сообщение принято

Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину:


Обязательное поле


Если у вас возник вопрос к администрации, задайте его на форуме http://www.tvcok.ru/forum/ или заполните поле «E-mail» и мы свяжемся с вами.