Ваджда / Wadjda
История десятилетней девочки из Саудовской Аравии, которая мечтает о зеленом велосипеде и преодолевает социальные запреты и табу, чтобы получить его.
Британская академия, 2014 год
Номинации: Лучший фильм на иностранном языке
Венецианский кинофестиваль, 2012 год
Победитель:
Премия Международной конфедерации художественного кино (C.I.C.A.E.)
Премия CinemAvvenire «Лучший фильм»
Международная премия
«Продавец сказал, что хранит его для одной храброй маленькой девочки»
Международный гендерный отчёт мирового экономического форума 2010 года поставил Саудовскую Аравию по равенству полов на 129-е место среди 134 стран, даже с учётом того, что в данной стране наблюдается определённая оттепель с середины двухтысячных годов касательно прав человека.
Сложно спорить о том, что реально ли женщины Саудовской Аравии хотят радикальных изменений или соглашаться с иностранными критиками относительно положения женщин, ведь даже многие сторонники реформ в стране отвергают многие выпады и разговоры о правах, поскольку «иностранцы не в состоянии понять уникальности саудовского общества».
Мне видится это фильм не как осуждение современного построения общества Королевства Саудовской Аравии и точно не как критика Ислама, а скорее всего как борьба за что-то индивидуальное, что-то что не противоречит морали и религии, и борьба в данной теме выливается в невинное желание получить зелёный велосипед.
Однажды один известный российский путешественник назвал Саудовскую Аравию одной из самых лицемерных стран мира, в их обществе запрещены кинотеатры, но домашние системы с кучей западных фильмов есть у многих, строго запрещён алкоголь, но его пьют повсеместно политики, шейхи, граждане, туристы и достать его при знание нужных людей не проблема, строго осуждается прелюбодеяние и похоть, но количество распутных женщин и наличие проституток вас очень удивят. Всё это происходит за ширмой, мы этого не видим и они не хотят видеть, следовательно у меня возникает вопрос как на фоне всего вышеперечисленного можно осуждать ребенка за такую детское желание как велосипед, и поэтому я по настоящему наслаждался борьбой, храбростью и смекалкой маленькой девочки.
И напоследок идеально подходит высказывание одного из ведущих саудовских феминистов и журналиста Вайха аль-Хувайдера: «Подавление женщин и стирание их индивидуальности - это пятно, характерное для большинства домов в Саудовской Аравии»
P.S. Отдаю должное за смелость создателям картины и особенно женщине режиссёру Хайфе Аль-Мансор.
9 из 10
badmaev_timur
Догадайся по глазам
Не так часто можно встретить кино из Саудовской Аравии, страны с девизом: «Нет Бога кроме Аллаха, и Мухаммад - Его посланник». На «кинопоиске» таких фильмов всего семнадцать. «Ваджду» от остальных отличает наличие трех наград Каннского кинофестиваля, и женщина в качестве режиссера. Нетрудно догадаться, что речь в фильме пойдет о правах женщин в мусульманских странах. И даже не столько о правах гражданских, сколько о моральных ограничениях, гласных и негласных.
Ваджда - маленькая девочка, единственный ребенок в семье. Носит кеды со звездами, дружит с мальчишкой, мечтает о велосипеде. Пацанка, можно сказать. У нас бы подарили пару кукол, да и махнули бы рукой, если не помогло. Ваджда же вынуждена закрашивать звезды на кедах черным фломастером и мириться с отказом родителей покупать ей железного коня. Официально крутить педали девочкам не запрещено, но фактически не приветствуется - не принято, мужское занятие. Для матери героини дело скорее не в страхе, что общество их осудит. Она прежде всего думает о будущем дочери: не так долго ребенку осталось ходить без хиджаба, некоторые из ровесниц уже сосватаны, девочки постарше под особым вниманием полиции нравов. Нужно привыкать к роли женщины и ее образу жизни. Нужно становиться осторожнее в вопросах своей чести. Все это кружит в теплом аравийском воздухе вокруг пока еще маленькой, смелой и жизнерадостной Ваджды. Долетает до нее обрывками фраз, ароматами мужских духов, тайком увиденными сценками.
Как и перед Вадждой, перед зрителем приоткрывается тайна жизни того мира, где все женщины в черном, а мужчины - в белом. Плавными движениями камеры картина показывает, что именно отличает мусульманских женщин от остальных. О несогласии режиссера с такими условиями можно догадаться, взглянув на ее фотографию. Но нет в фильме обличительного напора, тут не кидаются с вилами на жестоких притеснителей. Здесь мать учит дочь читать Коран нараспев, чтобы слова шли от самого сердца. И в невинности и чистоте сердца этого ребенка сомневаться не приходится никому. В невинности содержания некоторых сур - может быть, но это уже совсем другая история.
В картине Хальфы Аль-Мансор религиозной морали отведено довольно много места. Причем иногда ее напрямую нарушают и не всегда это имеет последствия. Просто во главу угла создатели поставили мораль совсем другого типа. Для них гораздо важнее внутреннее осознание человеком понятий добра и зла, а не четкое следование своду правил. Нет в фильме осуждения канонов религии, есть несогласие с ними. Так мать Ваджды - самая непогрешимая из взрослых героинь и на деле, и в помыслах. Ей приходится отдать любимого мужа второй жене. Она безропотно принимает свою судьбу, хоть и горюет. Но после этой потери женщина все же позволяет своей дочери еще немного побыть ребенком: счастливым, беззаботным, открытым. И, может быть, девочка вырастет и откажется следовать законам предков. Ведь ее считают недостойной даже маленького листка на семейном древе. А, может, она вырастет и примет свой мир таким, какой он есть. Ведь соседский мальчишка уже обещал на ней жениться.
Это и есть самое приятное в фильме: без лишних усложнений он дает понять, что у каждого свой взгляд на вещи. Совсем нелегко пойти наперекор традициям отцов, покинуть свою семью, свою страну. Ведь люди так живут и многие живут счастливо. По-женски мягко, почти что нежно картина дотрагивается до одной из болевых точек современного общества. Прямолинейность сглаживается добротой и любовью, которыми окружена главная героиня. Простота языка помогает лучше осознать всю сложность вопроса. И что история Ваджды - это тоже чей-то взгляд, собранный из ностальгических воспоминаний, фактов и личного протеста.
aftsa
Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).
Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.
Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.
В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.