В истории человечества есть такие предания и легенды, которые известны практически каждому. Особенно, если эти истории связаны и одной из самых массовых религий мира. Они с испокон веков передаются из уст в уста и, наверное, нет такого верующего, который бы не был знаком с историей распятия Иисуса Христа. Каждый год все православные и католики празднуют Пасху, которая олицетворяет собой увековечивание памяти о той жертве, которую принёс Иисус Христос. Многие агностики и атеисты связывают рассказ о последних днях Иисуса с религией и не особо интересуются, что же там было на самом деле. А что, если у нас появилась ещё одна возможность поразмышлять о великих вещах непредвзято? Что если, откинув весь свой скепсис, мы сможем просто подумать о великих вещах, о поступках и о судьбе людей, которые неразрывно связаны с самым известным фактом из жизни Иисуса Христа? Именно такую возможность даёт нам новый фильм Евгения Емелина «Варавва».
На заре веков, когда ещё люди жили по старинным устоям, появился человек, который называл себя Сыном Божьим и проповедовал истину о Боге. Звали его Иисус Христос. Всей своей жизнью он старался вразумить людей и привнести в их жизнь более высокие ценности. Это не многим тогда нравилось и за свои деяния Иисус был приговорён к распятию. Одновременно с ним, к такой же мере наказания был приговорён и преступник Варавва. Однако, по нелепой случайности и благодаря древним обычаям, Варавва сумел избежать смерти и вместо него казнили Иисуса. Получив такой неожиданный шанс на жизнь, Варавва полностью меняет своё отношение к жизни и начинает задаваться вопросами. В поисках истины, Варавва неожиданно открывает для себя правду, которая полностью изменит не только его жизнь, но и многих его потомков…
Иногда очень полезно обычному человеку выбираться за пределы своего куба восприятия и смотреть на некоторые вещи под другим углом. Есть вещи, на которые мы не обращаем внимания, считая их очень мелкими, а они заслуживают более внимательного изучения. Так происходит и с Вараввой. О нём не много сказано в Библии, о нём мало кто знает и желание создателей фильма расширить познания человека об исторических процессах заслуживает глубочайшего уважения. Очень радует, что сегодня, в мире, который только и делает, что создаёт кино для развлечения, находятся люди, которые делаю кино для переосмысления ценностей, преследуя более высокие цели, чем обычное желание заработать.
Фильм «Варавва» — это бенефис настоящего человеческого сознания. Это философская притча, которая подана невероятно красиво и со вкусом, позволяя зрителю не только насладиться отличной картинкой и хорошо продуманным сценарием, но и затрагивает самые тонкие ниточки человеческой души. Фильм невероятно вдохновляет и окрыляет. А главное — что он увлекает и оставляет после просмотра невероятное чувство киношного удовлетворения, так как ведёт непринуждённый диалог со зрителем, позволяя задавать самому себе правильные вопросы.
Фильм не скатывается в дешёвую религиозную пропаганду. Он рассказывает историю, за которой думающий человек без труда найдёт скрытый подтекст, который расшевелит потаённые мысли о природе человеческой натуры и человеческой души.
Если оценивать кино просто киношными мерилами, то тут все крайне гармонично. Режиссёр фильма подобрал очень характерных актёров, которые не занимаются самолюбованием или переигрыванием, а на самом деле вживаются в свои роли и выглядят крайне убедительно. Невероятные для нашего кино декорации позволяют с головой перенестись в ту эпоху и полностью отдаться истории. Сценарий не проседает, весь рассказ последователен, невероятно точно передаёт настроение главных героев и мягко подталкивает зрителя к правильной расстановке нужных акцентов.
Я фильм крайне рекомендую к просмотру, так как сегодня у нас невероятный дефицит таких умных, красивых и невероятно интересных фильмов. Даже если на сеанс попадёт зритель, который полностью отрицает религию, то этот фильм расскажет ему удивительную историю и напомнит, что в этой жизни самое ценное. Очень хорошее кино.
9 из 10
Bagl
«Варавва» — так называется новый фильм Евгения Емелина. Перед нами редчайший гость в наших кинотеатрах — пеплум. Снятый в лучших традициях христианских пеплумов «золотой поры» Голливуда, а также тогдашних мастеров европейского кинематографа. Смотря этот фильм, нельзя не вспомнить что «Алую плащаницу», что знаменитого «Бен-Гура», что «Понтия Пилата» (с Жаном Маре в главной роли). И ведь фильм удался! При явно не самом, мягко говоря, небольшом бюджете, видимом даже невооруженным глазом простого зрителя. И тем ценнее тот факт, что картина получилась. Хороший сценарий, пусть и основанный на романе Марии Корелли, замечательная актёрская игра, южная природа… Горы и пустыни тоже могут не только подавлять.
И пусть про знаменитого древнего разбойника и душегуба Варавву уже снято несколько картин (в том числе и с известными голливудскими актёрами), фильм Евгения Емелина вполне достоин встать рядом с ними в одной когорте.
Особо хотелось бы отметить просто великолепную актёрскую игру других персонажей — Понтия Пилата в исполнении Константина Самоукова, Залима Мирзоева в роли Мельхора и Альберта Филозова в роли Иосифа Аримафеского. Эти три актёра сыграли просто очень, очень хорошо. Да, здешний Понтий Пилат довольно молод (в отличие от его воплощений из многочисленных экранизаций того же романа Булгакова) — но есть в нём сила и дух, есть профиль римлянина. Филозов… Тут можно ничего не добавлять. Мастер! Но как поразил меня Мирзоев! Его персонаж, апокрифичный по сути своей — он реально смог стать по сути вторым главным лицом этого фильма. И именно его персонаж помогает зрителю лучше понять весь смысл развернувшейся почти две тысячи лет назад драмы.
Главное в этом фильме — рассказ о выборе. Точнее, о свободе выбора, данного человеку Творцом. И о том, что можно быть добрым, но выбрать зло, и, наоборот, злодей тоже может постичь истину и выбрать добро… Очень красноречив в этом плане сокамерник Вараввы. Обратите на него внимание. Ну и вообще, это не только и не сколько история распятия Христа, сколько рассказ о людях той эпохи. И вневременных вопросах и истинах. Как раз в духе той эпохи, эпохи ветхозаветных пророков и античных философов. Тут нет великолепной суровости «Страстей Христовых», но есть вполне понятные нам сейчас люди. Уже не персонажи — но люди. Это и сам Варавва, и Пётр, и Пилат, и некий мудрый старик, и римские легион еры…
Сильное, завораживающее, замечательное получилось кино. Историческая драма, притча, сказка… История, пробуждающая разум и душу.
Добрый фильм!
Дикий Пушистик