Юноша Савва, покуда родители уехали в Венецию, занимается с репетитором по зарубежной литературе. Учитывая, что в фильме две роли, избежать мелодрамы не удастся. Да и постер фильма об этом не интригующе намекает.
Навскидку такая история кажется банальной, но и вспоминается от силы пара сюжетов на эту тему. Недобрый советский фильм Куколка и что-то ещё из дивного советского прошлого. Ах да! Ток-шоу Я сама, где в обсуждении всплывал роман учителя с учеником и его оценка феминистками и традиционалистками. Но это уже из области трэша. А вот Куколка была драматичной историей. Здесь как бы овеянная юношеской романтикой первой любви тема…
Вот только решена она странно и неоднозначно. Только успеешь улыбнуться реплике о социальных сетях или забавным диалогам в быту, как тут же отвешивается пубертатное подглядывание в полуоткрытую дверь. Есть вроде бы интересные персонажи с более-менее прилично выстроенной психологией: высокомерная учительница с претензией к нелитературности и неинтеллектуальности времени и вполне современный одновременно и романтический и сексуально раскрепощенный мир юношества (Савва здесь не одинокий персонаж)… Но вместо чуть более глубокой прорисовки персонажей режиссёр стремится сделать «красивые» паузы в духе клипов какого-нибудь Муз-ТВ. Или делающие бэкграунд героини (она все же не чистый лист) сцены с глуповатым почитателем Чейза сменяются слегка фальшивыми и неуместными сценами с соседкой (такие любопытные дамы, скорее, остались в прошлом или смотрят Пусть говорят), да и с героем-любовником соседом тоже. Тонко разыгранные отдельные сцены (например, с контрацептивом) упираются в растерянность режиссёра (он же сценарист) в развитии основной сюжетной линии… Наконец, метания в жанре — то ли ироничная мелодрама, то ли драма взросления, а то и молодежная комедия. И, увы, это не комплимент. Да и тонко пройти по грани, отделяющей, чего уж там, пошлятину из эротических «шедевров» кабельных каналов от романтичной истории первой любви, тоже не удалось.
Вот и просмотр фильма шёл в попеременных милых улыбках (реже — саркастичных усмешках, что тоже неплохо) и хмурых отворачиваниях от экрана.
Объяснить это легко — Ваш репетитор стал дебютом в кино Антон Коломейца, оттого и все эти шероховатости, несуразности и раздвоенность между тонким качественным жанровым мейнстримом и толстым форматом вечернего сеанса то ли на канале Россия, то ли на ТНТ. Остаётся понадеяться, что на ТВ молодой человек не пойдет, а наконец-то вместе со своим Саввой выпустится из института, а мадам Бовари (кстати, редкая и потому приятная в нашем кино литературоцентричность) вытравит Чейза и Барбару Картланд из его кино.
smidmi1979
".. прочесть её образ, как образ вульгарной, алчной, сладострастной женщины.. Для современного молодого человека, понять трагедию Эммы довольно непросто»
Будучи поклонником ранних короткометражных работ Антона Коломееца, которые я открыл для себя на фестивалях и позже в сети, его дебютный полнометражный фильм я очень ждал. Тонкость и чувствительность, с которой Коломеец смотрит на своих героев пленила меня еще при просмотре короткометражного фильма Четыре женщины. Его глубинное понимание трагедии образа одинокой женщины среднего возраста, как и одинокой женщины в целом, лучше всего отразилось именно в этом фильме, что и заставило меня поискать и другие его работы.
Как выяснилось, эта тема женского одиночества неприкрыто скользит почти во всех его работах, включая ВГИКовские этюды. С невероятной поэтичностью, без тени пошлости, и тем не менее абсолютно по-мужски, Коломеец рассказывает историю за историей, главными и второстепенными героинями которых являются тихо страдающие от одиночества женщины, гордо несущие свое страдание с собой по-всюду.
Фильм Ваш репетитор исключением не является. В очередной раз по-новому раскрытая тема любви между взрослой женщиной и подростком, преподавательницей и учеником подана очень достойно. Взгляд на чувства в фильме мне показался современно-романтизированным, не лишенным умеренной легкости и чувства юмора.
Встреча поколений в лице частной преподавательницы по литературе, интеллектуальной, неприступной, и открытого, смелого и честного абитуриента Саввы, так же оказывается встречей гордыни и раскрепощенности, и одиночества и принадлежности к своему слою общества. Эти параллельные миры соединяет, по большому счету, только то самое сильное увлечение, которое и является главным двигателем этой истории.
Ваш репетитор так же является очередным дуэтом режиссера Антона Коломееца и оператора Егора Кочубея, и дуэтом, безусловно, успешным. Чувствуется единство сюжета и изображения. Изображение, к слову, крайне натуралистичное, и при этом довольно художественное, что, увы, является все большей и большей редкостью в отечественном кинематографе. Хотя местами картинка кажется чрезмерно потухшей, нерезкой, и, совершенно однозначно, недосвеченной и недодержанной, вкус в ней, тем не менее, безусловно присутствует, как и ощущение единомыслия.
В целом, я считаю фильм достойным режиссерским дебютом. Легкая затянутость во второй половине, и определенный поиск жанра — качества фильма, свойственные молодому режиссеру не помешали мне получить удовольствие от просмотра этой поэтичной картины. Ради этого удовольствия, а так же ради поддержки такого редкого феномена, как качественное отечественное кино, я советую посмотреть её.
7 из 10
alex_rayevskiy
|
|