Великий диктатор / The Great Dictator
Премьера фильма состоялась 15 октября 1940 года. «Великий диктатор» — первый полностью звуковой фильм в творчестве Чаплина — был очень нетипичен для США того времени, так как во время его создания США и Германия ещё находились в состоянии мира. Фильм имел большой коммерческий успех, и в то же время он был весьма спорным из-за политической подоплёки.
«Вели́кий дикта́тор» (англ. The Great Dictator) - классический кинофильм Чарли Чаплина, политическая сатира на нацизм и в особенности на Гитлера.
Премьера фильма состоялась 15 октября 1940 года. «Великий диктатор» - первый полностью звуковой фильм в творчестве Чаплина - был очень нетипичен для США того времени, так как во время его создания США и Германия ещё находились в состоянии мира. Фильм имел большой коммерческий успех и, в то же время, вызвал большие споры из-за политической подоплёки.
Картина удостоена пяти номинаций на премию «Оскар», включая за лучший фильм года, лучшую мужскую роль (Чаплин) и мужскую роль второго плана (Джек Оуки).
Известные сцены
Фильм содержит некоторые из наиболее известных сцен Чаплина. Речь Хинкеля в начале фильма - весьма правдоподобная пародия на ораторский стиль Гитлера. Интересна сцена, в которой цирюльник бреет клиента под звуки Венгерского танца № 5 Иоганна Брамса. Но самая известная сцена фильма - та, в которой очарованный мечтой о мировом владычестве диктатор танцует «в паре» с глобусом (вернее, с воздушным шаром в виде глобуса) под звуки увертюры Вагнера «Лоэнгрин».
Фильм кончается сценой того, как цирюльник, принятый за диктатора, читает речь на митинге по поводу захвата Томанией Остерлиха (явное указание на аншлюс Австрии Германией 12 марта 1938 года). Эта речь часто интерпретируется критиками как выражение собственных взглядов Чаплина. Часто эту спорную речь, полную политических мотивов, рассматривают как одну из причин изгнания Чаплина из США в эпоху маккартизма (подробности см. в статье о Чаплине).
Что интересно, трибуной для выступления в этой сцене является монумент, на котором написано слово «Liberty» (Свобода). Это можно заметить в тот момент, когда герой Чаплина поднимается по ней.
Более скрытым политическим посланием было то, что некоторые вывески на домах в еврейском гетто были написаны на эсперанто (международный язык эсперанто был создан Лазарем Заменгофом, польским евреем).
Ещё одной знаменитой сценой стала встреча Хинкеля и Бензино Напалони. Хинкель, чтобы подчеркнуть своё превосходство, пытается сесть выше Бензино Напалони. Затем они соревнуются в парикмахерской - кто выше сядет в поднимающемся кресле. Идея сцены появилась во время встречи Чаплина с королём Бельгии, который также намеренно садился на стул с более высокими ножками, чем был у Чаплина.
Создание фильма
Сценарий был написан Чаплином, который являлся также и режиссёром фильма. Фильм был большей частью снят на киностудии Чаплина «Chaplin Studios» и в окрестностях Лос-Анджелеса (например, на улице Лорел Каньон).
Идея фильма возникла из-за сходства «бродяги» (герой Чаплина во многих фильмах) и Гитлера, прежде всего из-за усов. Были и другие пункты сходства между Чаплином и Гитлером: оба родились в апреле 1889 года (Чаплин был всего на четыре дня старше Гитлера) и выросли в бедности. Также Чаплина волновал рост преследований евреев в Европе в тридцатых годах, о чём он узнавал напрямую от своих европейских друзей и коллег-евреев. Чаплин работал над сценарием в течение 1938 и 1939 годов. Съёмки начались в сентябре 1939 года, через неделю после начала Второй мировой войны. Через шесть месяцев, к моменту окончания съёмок фильма, Франция уже была захвачена нацистами. Речь в конце фильма была введена в сценарий уже во время съёмок, она была написана Чаплином под впечатлением событий в Европе.
Фильм был номинирован на премию Оскара за лучший фильм, Чаплин получил номинацию «Лучший актёр», а Оуки - «Лучший актёр второго плана». Фильм был выбран для сохранения в национальном регистре фильмов США. Этот фильм был первым по-настоящему звуковым фильмом Чаплина (а вообще эпоха немого кино закончилась уже в 1920 годах), он также помог Чаплину избавиться от обвинений в луддизме, которые предъявлялись ему после выхода немого фильма «Новые времена» в 1936 году.
Создание фильма совпало с ростом международной напряжённости. Ходили слухи, что этот фильм, как и некоторые другие антифашистские фильмы (например, «Mortal Storm» и «Four Sons»), не выйдет в прокат, чтобы не навредить нейтральным отношениям между США и Германией. Однако этого не произошло из-за того, что Чаплин был финансово и творчески независим от других студий. К тому же отказ вывести фильм в прокат привёл бы к банкротству Чаплина, так как он вложил в него полтора миллиона долларов.
В конце концов премьера фильма в Нью-Йорке состоялась в сентябре 1940 года, в остальной части США - в октябре, а в Великобритании - в декабре того же года. Во Франции премьера фильма состоялась в апреле 1945 года, после освобождения Парижа.
Когда позднее журналисты спрашивали Чаплина о создании фильма с таким щекотливым сюжетом, Чаплин отвечал: «В ходе создания фильма мне стали приходить беспокойные письма из „United Artists"... однако я был полон решимости доделать этот фильм, потому что Гитлер должен был быть высмеян».
Имена соратников Хинкеля похожи на имена соратников Гитлера. Гарбич (что звучит похоже на англ. garbage - мусор), правая рука Хинкеля, похож на Йозефа Геббельса, маршал Херринг был явно скопирован с шефа люфтваффе Германа Геринга. Также нет сомнения в том, что Бензино Напалони был пародией на Бенито Муссолини.
В документальном фильме «The Tramp and the Dictator» (2001 год) сообщается, что фильм был послан Гитлеру, и Гитлер сам видел этот фильм (этот факт подтверждается свидетелями. По данным IMDb, Чаплин, услышав, что Гитлер посмотрел фильм, сказал: «Я бы отдал всё, чтобы узнать, что он думает об этом фильме».
Согласно мемуарам маршала К. А. Мерецкова, во время Великой Отечественной войны фильм был предложен для проката в СССР, но после закрытого просмотра для членов правительства Сталин дал низкую оценку художественным качествам фильма.
Фильм был хорошо принят после премьеры и был популярен среди американской публики. Реакции критиков были неоднозначны, многие критиковали речь в конце фильма. Многие также считали некорректным образ штурмовиков из фильма.
Однако еврейская публика была тронута изображением еврейских персонажей, их верностью долгу, что было табу в тогдашнем Голливуде.
В своей автобиографии, опубликованной в 1964 году, Чаплин пишет: «Конечно, если бы я знал тогда о подлинных ужасах немецких концлагерей, я не смог бы сделать „Диктатора", не смог бы смеяться над нацистами, над их чудовищной манией уничтожения».
Фильм демонстрировался в Лондоне во время битвы за Британию и, как сообщалось, способствовал поднятию боевого духа.
Раскрыть тему истребления евреев нацистами в форме обличительной комедии в 1997 году попытался режиссёр Роберто Бениньи в фильме «Жизнь прекрасна» (итал. La vita e' bella).
- Еврейская публика была тронута изображением еврейских персонажей, их верностью долгу, что было табу в тогдашнем Голливуде. В своей автобиографии, опубликованной в 1964 году, Чаплин пишет: «Конечно, если бы я знал тогда о подлинных ужасах немецких концлагерей, я не смог бы сделать «Диктатора», не смог бы смеяться над нацистами, над их чудовищной манией уничтожения».
- Фильм был хорошо принят после премьеры и был популярен среди американской публики. Реакции критиков были неоднозначны, многие критиковали речь в конце фильма. Многие также считали некорректным образ штурмовиков из фильма.
- Создание фильма совпало с ростом международной напряжённости. Ходили слухи, что этот фильм, как и некоторые другие антифашистские фильмы, не выйдет в прокат, чтобы не навредить нейтральным отношениям между США и Германией. Однако этого не произошло из-за того, что Чаплин был финансово и творчески независим от других студий. К тому же отказ вывести фильм в прокат привёл бы к банкротству Чаплина, так как он вложил в него полтора миллиона долларов.
- Имена соратников Хинкеля похожи на имена соратников Гитлера. Гарбич (что звучит похоже на англ. garbage - мусор), правая рука Хинкеля, похож на Йозефа Геббельса, маршал Херринг был явно скопирован с шефа люфтваффе Германа Геринга. Также нет сомнения в том, что Бензино Напалони был пародией на Бенито Муссолини.
- По данным документального фильма «Бродяга и диктатор» (2002), фильм был послан Гитлеру, и Гитлер сам видел этот фильм (этот факт подтверждается свидетелями). Чаплин, услышав что Гитлер посмотрел фильм, сказал: «Я бы отдал всё, чтобы узнать, что он думает об этом фильме».
- Согласно мемуарам маршала Мерецкова, во время Великой Отечественной войны фильм был предложен для проката в СССР, но после закрытого просмотра для членов правительства Сталин дал низкую оценку художественным качествам фильма.
- Фильм демонстрировался в Лондоне во время битвы за Британию и, как сообщалось, способствовал поднятию боевого духа.
Первый полностью звуковой фильм Чарльза Чаплина. Он играет сразу две роли: фашистского диктатора Аденоида Хинкеля (недвусмысленно загримированной под Гитлера) и еврея - парикмахера, который как две капли воды похож на него.
Подробное описание:
Начало фильма - окопная сцена Первой мировой войны. Герой Чаплина, рядовой (в мирной жизни - еврей-цирюльник), сражается в составе армии Томэнии (вымышленное государство, явная пародия на Германию). Ему удаётся спасти лётчика Шульца (солдат помогает обессилевшему Шульцу вести самолёт), однако в результате жёсткой посадки солдат теряет память и попадает в больницу.
Прошли годы. В проигравшей Первую мировую войну Томэнии к власти пришёл диктатор Аденоид Хинкель (пародия на Гитлера), по иронии судьбы, похожий на цирюльника, как близнец. Ему помогают править министры Гарбич (намёк на Геббельса, по-английски - «мусор») и Херринг («селёдка», пародия на Геринга). Еврейский квартал превращён в гетто. По улицам ходят штурмовики.
Однако цирюльник - бывший солдат - не знает об этом: всё это время он лежал в психиатрической клинике. Покинув больницу, он возвращается в свою парикмахерскую и начинает приводить её в порядок, готовясь к возвращению к работе. В это время штурмовик начинает писать на витрине парикмахерской «еврей». Парикмахер, всё ещё не ведающий о царящем в стране положении дел, пытается остановить штурмовика. Начинается драка, в которую на стороне цирюльника включается и симпатичная соседка Ханна.
После этого штурмовики пытаются поймать и проучить цирюльника, и, наконец, им это почти удаётся. Цирюльника, которого штурмовики уже собрались повесить на фонарном столбе, спасает случайное появление Шульца (того самого лётчика), который за прошедшие годы стал приближенной к диктатору персоной. Тот узнаёт своего спасителя и требует прекратить его преследования.
Между тем Хинкель под влиянием своего министра Гарбича начинает мечтать о мировом владычестве. Однако на пути к мечте, первым этапом осуществления которой должен стать захват страны Остерлих (явный намёк на Австрию, немецкое название которой - нем. Österreich), встают трудности финансового плана. Ни одно государство не желает давать кредиты Томании; единственный, кто может дать деньги, - еврейский банкир Эпштейн. Чтобы задобрить его, Хинкель приказывает прекратить все преследования евреев.
Кажется, что жизнь в еврейском квартале стала нормальной. Штурмовики не издеваются более над его жителями, а наоборот, ведут себя с ними вежливо и предупредительно. Цирюльник опять занимается своим ремеслом, как и до Первой мировой войны. Впрочем, кое-что всё-таки изменилось: цирюльник и Ханна явно испытывают друг к другу серьёзные чувства. Однако банкир отказывает диктатору. Месть диктатора - возобновление преследования евреев в ещё более широких масштабах. Штурмовики устраивают в еврейском гетто погром. Цирюльнику и Ханне удаётся спастись на крыше.
Шульц, осознавший гибельность и бесчеловечность политики Хинкеля, в лицо заявляет ему протест, но у Хинкеля разговор с оппозицией короткий - Шульц попадает в концлагерь. Однако ему удаётся оттуда бежать, и он укрывается в гетто, где вместе с цирюльником и его соседями планирует заговор против Хинкеля. Цель заговора - взорвать дворец Хинкеля. Однако сам Шульц не может выполнить роль бомбиста (его все знают). Для определения героя, который должен будет пожертвовать собою ради свободы родины, устраивается своеобразная лотерея: все участники заговора (кроме Шульца) получают порцию пудинга. Тот, в чьей порции окажется запечена монетка, и станет героем. Однако Ханна, узнав о замысле Шульца, запекает по монете в каждую порцию. В результате заговорщики решают отказаться от своего замысла.
Тем временем обостряются отношения между Хинкелем и его союзником Бензино Напалони, диггатиче государства Бактерия (намёк на Муссолини и Италию): он тоже намерен напасть на Остерлих и даже уже успел придвинуть свои войска к остерлихской границе. Для переговоров по данному вопросу Напалони приглашается в столицу Томании. Следует бурная комическая сцена между Хинкелем и Напалони; в конце концов Хинкель обманывает союзника, и тот соглашается отвести свои войска.
Сцена между Аденоидом Хинкелем и Бензино Наполони
Тем временем в гетто врываются штурмовики, разыскивающие Шульца. Цирюльник пытается помочь ему спастись; после погони по крышам, оба схвачены и отправлены в концлагерь, но некоторым соседям, в том числе и Ханне, удаётся бежать в Остерлих. Однако Шульц и цирюльник совершают побег, переодевшись в военную форму. Они направляются к границе с целью бежать в Остерлих. В это время всё уже готово к вторжению томанийских войск в Остерлих. Однако Хинкель, случайно упавший в воду во время охоты на уток, выловлен оттуда штурмовиками, разыскивавшими сбежавшего цирюльника, принят за него и отправлен в концлагерь. Зато военные принимают цирюльника за Хинкеля, и он въезжает в Остерлих как триумфатор.
Парикмахер под видом диктатора произносит речь
На митинге, организованном по поводу присоединения Остерлиха к Томании, диктатор должен произнести речь. Цирюльник на подкашивающихся ногах подходит к микрофону и начинает говорить. Однако говорит он совсем не то, что ожидают услышать от диктатора, - он говорит, что не хочет никого покорять. Он говорит о братстве всех людей, о том, что все должны помогать друг другу. Он говорит о том, что люди из-за своих амбиций перестали быть людьми. Он говорит, что людям нужно меньше техники и больше человечности. Он призывает всех людей объединиться в борьбе с тиранией. В конце своей речи цирюльник обращается к Ханне. Она слушала выступление по радио и, разумеется, была удивлена, услышав как диктатор обращается прямо к ней. Последние кадры фильма - Ханна, наполненная чувством оптимизма, смотрит вверх.
«Сначала мы уничтожим евреев, а потом займемся брюнетами»
Я аналогичным образом, как и все, скажу, что это самый смелый фильм, который я когда-либо видел. И надо же, кто бы поверил, что эту ленту снял сам Чарльз Чаплин. Для того, чтобы во всем убедиться, нужно самостоятельно посмотреть это творение. Вы только представьте, в Европе, да и во всем мире постепенно накаляются страсти, готовится бомба медленного действия, так называемая, а Чарли Чаплин выпускает свою картину, которая одним махом высмеивает все политические и военные планы, принципы. Чаплин первым разглядел всю сущность Адольфа Гитлера и изобразил ее в «Великом диктаторе» с помощью своего Аденоида Хинкеля, не побоявшись никого.
Само действие картины разворачивается в 1918 году во время Первой Мировой войны. Неумелый, скромный еврей однажды спасает жизнь своему однополчанину Шульцу на поле боя, так называемом. Но во время этого происшествия еврей получает травму, и его отправляют в госпиталь. Травма настолько развивается, что превращается в настоящую амнезию, в общем, еврей все забывает, ничего не помнит. Ему кажется, что на самом деле в больнице он лежит совсем недолгое время, недели две, но на самом деле это совсем не так. По профессии этот парень цирюльник, он очень переживает за свою цирюльню, которая находится в центре города Гетто. За время болезни этого человека многое поменялось. Ситуация в стране обострена. Во главе стоит диктатор по имени Аденоид Хинкель. В планы этого вождя входит завоевание мира и истребление еврейского народа. Наш герой стал уязвимым, как никогда раньше. Теперь настало очень тяжелое время.
Перед началом ленты на экране появляется надпись, говорящая о том, что совпадение между Хинкелем и евреем из Гетто совершенно случайно. Мне кажется, что здесь есть свой философский подтекст. Чарльз Чаплин этим хочется сказать то, что все люди очень похожи друг на друга. Ведь все люди братья по определению. То есть получается, что на месте Гитлера (по киношному Хинкеля) мог оказаться, кто угодно. А на месте еврейского цирюльника тоже мог оказаться любой из нас. А этой озвученной надписью в начале ленты Чаплин обозначил свою основную идею. Основное, на что должны опираться и что проповедовать люди - мир во всем мире, пусть и звучит банально, словно из уст какой-нибудь королевы красоты. Будет мир на нашей планете, значит, будут и шаги по улучшению этого мира. Конечно, все идет со стороны диктаторов, а они с помощью своего ораторского мастерства способны самым наисильнейшим образом воздействовать на толпы людей. Поэтому во главе любого государства просто необходим здравомыслящий человек, который будет осознавать, что войны означают крах всей вселенной.
Это творение знаковое. Это первый полностью звуковой фильм Чарльза Чаплина. Фильм, в котором он не побоялся экспериментировать. Каким же образом? Ну, во-первых, поменялся уровень юмора, на этот раз перед нами сатира на политику и диктаторский режим. Во-вторых, как многие отмечают, и это, конечно же, самое обидное, нет всеми полюбившегося Маленького Бродяги. Чарльз Чаплин полностью отказался от этого образа. Бродяга остался жить в немом кино. В звуковом формате же настало время новых образов и персонажей. Ради всего этого Чаплин не пожалел себя, не пожалел своих средств, ведь на производство картины Чарльз потратил свое собственное нажитое на то время состояние в размере 2 миллиона долларов. Случись что, и Чарли остался бы ни с чем. Конечно, был риск, что лента может не окупиться из-за сложившейся мировой ситуации. Был также риск, что картину могут вообще не пропустить в широкий прокат, но Чаплин допустить этого никак не мог, боролся с этим, не жалея своих сил. В итоге, «Великий диктатор» полюбился американской публикой, а особенно евреями и окупился в несколько раз. Да, естественно, что в некоторых странах лента в прокате так и не появилась, а в Германии Чарльз стал самым ненавистным деятелем мирового кинематографа, этого и стоило ожидать.
Что уж тут говорить, актерская игра всех и каждого здесь выглядит просто замечательно. В те времена мастерами своего дела были просто все, это можно сказать без какого-либо преувеличения. Про Чарльза Чаплина уже сказано достаточно слов, чего-то нового уже и не придумаешь. Скажу лишь, что переход на новый звуковой формат на него никак не подействовал ни в игровом плане, ни в режиссуре, ни тем более на сценарном поприще. Надо сказать, что он гениально сыграл обоих сразу: и Хинкеля, и, конечно же, еврейского цирюльника. Полетт Годдар великолепна. Это моя самая любимая актриса классических фильмов. И в этой картине она не подвела, играет очень искренне, не утаивая в себе никаких эмоций. А их пара с Чаплином отлична, они сыграли свою собственную жизнь, жаль только, что через некоторое время после выхода картины, они расстанутся.
В этом фильме есть все, что душе угодно. Здесь просто масса юмора и запоминающихся моментов. Каждый будет смеяться очень долго, найдет что-то свое. А какие диалоги, можно только восторгаться этим. Многие отдельные фразы так и вбиваются в память. Ну и не обойдется без серьезных моментов. Происходящее на экране, если признаться, заставляет серьезно задуматься. А финал картины, в котором Чаплин произносит речь уже от имени себя, дорогого стоит. Над этим нужно задуматься. Все сказанное не теряет актуальности и в наше время, да и вообще сам фильм более, чем актуален. Смотрите великие картины.
UndeR
Величайший фильм главного киногения!
Чарльз Чаплин! Его знают все: взрослые, дети, все поколения людей на планете Земля вот уже почти 100 лет! Почему? Ответ очевиден - он гений! Причем по мнению многих - единственный настоящий гений в кино. В творческом плане он универсален и многогранен: режиссёр, актёр, сценарист, оператор, монтажор и композитор, пианист, скрипач, танцор, акробат, а дебютировал на сцене вообще как певец! Ну, а в человеческом - просто великая душа! Это человек, который дарил миру самые важные ценности - смех, сострадание, добро, надежду и большую любовь ко всему живому!
Каждый его фильм - яркий пример идеального авторского творения, у которого есть своя глобальная цель! Каждый кадр наполнен глубоким смыслом, который заставляет смеяться и плакать подчас одновременно! В этом состоит знаменитая магия Чарли-режиссёра!
Каждый фильм Чаплина шедевр, но всё же «Диктатор» - особенный. Возьму на себя такую смелость и скажу, что это самый актуальный фильм, который когда-либо выходил в широкий прокат! Да, что там говорить, он же и самый смелый проект! Потрясающая сатира! Это нечто! Самый «сильный» фильм из увиденных мной!
Ну, поверьте, это нужно увидеть! (Ну, раз 10 хотя бы!)
10 из 10
Джимми Стю
Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).
Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.
Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.
В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.