«Венецианский детектив» Антонио Падована оставил приятное легкое послевкусие — наверное, слишком банально сравнивать его с просекко, но книга, по которой снят этот фильм, так и называется — Finchе c’е prosecco c’е speranza — что с итальянского переводится как «Пока есть просекко, есть надежда». Или, по-нашему, истина в вине.
Но просекко (самое известное во всем мире итальянское игристое) можно понимать здесь не только в прямом смысле, а еще и как метафору родной земли. Фильм снят в самой винодельческой зоне просекко недалеко от Венеции, где вырос и писатель Фульвио Эрвас, и режиссер Антонио Падован, — и от первого до последнего кадра картина проникнута не только любовью к этой плодородной земле, но и любовью и уважением ко всему наследию, к корням, которые у каждого свои, — но в то же время общие для всего мира. При этом здесь нет морали — до смысла истории, смакуя ее, зритель доходит сам.
Когда я шла на этот фильм, помимо встречи с режиссером (он приезжал в Москву представлять картину) — ждала детектив в духе «Восточного экспресса». Но получила что-то совершенно другое — возможно, бОльшее. В «Венецианском детективе» нет будорожащей интриги, которая заставляет строить догадку за догадкой, и экшна как такового, но в нем есть душа и красота настоящей глубокой истории. Затрудняюсь с определением жанра, потому что детективная история здесь — скорее форма, в которую облечен авторский замысел (писатель Фульвио Эрвас активно участвовал в создании сценария). Помог с жанром друг, с которым мы смотрели фильм, — он сказал, что это «отличная женская версия видения детектива». Неторопливая, чувственная и очень красивая, наполненная воздухом и зеленью венецианских холмов.
Да, «женская версия», снятая мужчиной, — но Антонио Падован, как истинный итальянец, умеет тонко видеть красоту и передавать наслаждение ей. Он с такой душой и искренностью отвечал на QA, что обаял весь зал. До него на экране это сделал Джузеппе Баттистон — было невероятно интересно увидеть его в главной роли после «Идеальных незнакомцев» — в «Детективе» он раскрылся по-новому.
Резюмируя, могу сказать, что этот фильм понравится всем, кто любит глубокое, но не заумное авторское кино на основе хорошей истории. А еще — любителям качественных экранизаций (очень захотелось прочитать роман, но на русском он пока не издавался) и всем, кто неравнодушен к природе и красоте мира.
Veronika.RianRian
Итальянское кино — это почти всегда прекрасно. Итальянский детектив — это частенько «кот в мешке». Из прочитанного мною множества детективов итальянских было совсем немного, а в душу запал только роман «Моему судье» Алессандро Периссинотто. Но я нежно люблю итальянские комедии, могу смотреть итальянские драмы, решил вот ознакомиться и с современным итальянским детективом. Долго шёл этот фильм к отечественному кинозрителю… Долго — но дошёл-таки. И скажу я что был доволен этой встречей. Кино получилось вполне достойное.
Итак, крохотный итальянский городок, затерянный среди холмов с виноградниками. Старинные узкие улочки, древние церкви и живописнейшее кладбище на солнечном склоне. И вот на этом самом кладбище находят мертвым весьма влиятельного местного жителя. Что это — убийство или самоубийство? Дальше — больше… Интрига запутывается. А ведь здешний детектив — невзрачный такой толстячок в старой куртке и свитере. Вдобавок (очевидно, как любят это делать в своих фильмах итальянцы), это попутный пинок в сторону тамошней «оптимизации» правоохранительных органов. И, пожалуй, именно вокруг фигуры главного героя и крутится всё то немногое комедийное, что есть в данной картине. А так это 100% драма и детективный триллер. Итак, толстячок должен раскрыть это дело, по сути — первое его самостоятельное серьёзное дело. Попутно ведению следствия, перед зрителем будет потихоньку приоткрываться богатый и странный мир самого детектива. Семейные, наследственные, социальные проблемы. Также весьма непростым и закрученным окажется и само ведомое им дело. И здесь режиссёр картины Антонио Падован почти что смог дотянуться до высот социальных и криминальных триллеров итальянского и французского кинематографа 70-80-х гг. Но именно что почти… Замах был, и проблема в итоге вроде как вскрыта, но…
Но до бог с ней, с этой социальной проблематикой. Важно другое. Хорошо играет исполнитель заглавной роли, Джузеппе Батистон, его герой вызывает искреннюю симпатию, да и детективом он всёж оказался весьма неплохим. И ряд проблем был поднят просто прекрасно, как личных, так и общественных. Но всёж главные герои здесь не люди. Скорее, это фильм о земле. О вине. О времени. О тех вечных и настоящих ценностях, про которые привыкли забывать жители огромных мегаполисов. О том, как прекрасен рассвет на лоне летней природы. О том, как приятно обволакивает язык вкус хорошего вина. И о том, как, наверное, всёж хорошо и правильно, если хоть кто-то придёт и уберёт мусор с твоей могильной плиты. И помянет тебя.
Древняя земля, кровь солнца, отлитые в вине… Традиции мести и возмездия… Такова эта прекрасная древняя земля, таковы и живущие на ней люди. Слабые, подверженные порою искушениям, но могущие иногда и надеть на себя маску мстительной Горгоны.
И что ведь интересно — каков контраст холодной Венеции и тёплых, словно облитых солнечными лучами полей и виноградников! Родная земля, на которую люди приходят трудиться и в которую уходят потом в час свой… В какой-то момент фильм становится чуть ли не медитативным. Смотришь и любуешься этой красивой землей, этими старинными домами и башнями…
Есть время разбрасывать камни. И есть время их собирать. И эта мысль словно адресована как главному герою, так и всем зрителям этого фильма.
Хорошая получилась драма. Браво!
Дикий Пушистик
|
|