Вердикт / The Verdict
Когда-то Фрэнк Гэлвин был хорошим адвокатом. Но дружба с бутылкой до добра не доводит. И теперь он - консультант по юридическим вопросам в похоронной конторе.
Бывший коллега Микки Моррисей, не забывший о способностях Фрэнка, подкидывает ему интересное дело. Это шанс попробовать снова встать на ноги и попытаться занять достойное место в жизни.
Молодая женщина, получившая во время родов анестезию, превращается в прикованную к постели тяжелобольную. Ее родственники хотят подать в суд на респектабельную бостонскую больницу и на церковь, которой она принадлежит, чтобы получить компенсацию за причиненный физический и моральный ущерб.
Фрэнк уверен, что сторона-ответчик виновна, но ни за что не признает медицинскую ошибку...
- Экранизация по произведению: Бэрри Рид
- Первоначально на роль Гэлвина был приглашён Роберт Редфорд, отказавшийся от роли после нескольких репетиций.
Номинации:
Оскар, 1983 год
Номинации (5):
Лучший фильм
Лучшая мужская роль (Пол Ньюман)
Лучшая мужская роль второго плана (Джеймс Мейсон)
Лучший режиссер (Сидни Люмет)
Лучший адаптированный сценарий
Золотой глобус, 1983 год
Номинации (5):
Лучший фильм (драма)
Лучшая мужская роль (драма) (Пол Ньюман)
Лучшая мужская роль второго плана (Джеймс Мейсон)
Лучший режиссер (Сидни Люмет)
Лучший сценарий
Слабым нужен кто-нибудь, кто борется за них (с)
Суд не считается ни с чем, кроме закона, снисходительного к сильным и неумолимого к слабым. (с) Фигаро
Суд существует не для того, чтобы гарантировать справедливость, суд всего лишь даёт людям шанс на справедливость. (с) Фрэнк Гэлвин
Судьба сдала плохие комбинации карт и героине фильма, прикованной к постели, и адвокату Фрэнку, жертве подставы. Казалось бы, чего ему стоило согласиться на условия, которые ему предлагала церковь, взять деньги, адекватно разделить их на три части и более не беспокоиться? Ему нужны деньги и ему совершенно нет резона пытаться сделать как-то иначе - ведь кому, как не ему, профессиональному юристу, знать о внутренней кухне судебной системы с отточенными принципами подкупа и коррупции. И это усиливается тем, что Фрэнк - алкоголик. Мы видим его в начале фильма пьющим виски. Мы видим его, робко предлагающего свою визитку людям на похоронах, когда его деликатно, но решительно выставили за дверь и приказали больше тут не появляться. Казалось бы, сюжет прям, как шпала - он возьмёт деньги, на которые некоторое время сможет жить безбедно, а семья пострадавшей сможет поместить свою родственницу в адекватные условия с опёкой и уехать из города.
Но Люмет не был бы Люметом, если бы фабула его картины была такой. Фрэнк Гэлвин, не трогавший предложенное ему дело полтора года, за считанные дни до суда начинает шевелиться, опрашивать родных пострадавшей (не забывая при этом пускать им пыль в глаза) и вообще проявлять какую-то активность. Сложно ответить, что именно перевернуло его душу, то ли беседа с компаньоном, который справедливо ругал почти спившегося коллегу, то ли общение с клиентами, то ли лицезрение женщины, которая была прикована к постели и аппаратуре... Так или иначе, но нетрезвый туман в его голове проходит, и на примере Гэлвина можно понять, что мастерство не пропьёшь. Его устами Люмет обличает разом три системы - церковную, судебную и здравоохранения. Церковь не пожалеет ненамного опустошить свой раздувшийся карман, чтобы её имя не замаралось, суд куплен на корню, а здравоохранение активно пиарит себя в прессе, ненавязчиво давая населению понять, что пытаться сказать плохое слово об этой конкретной больнице - это стыд и позор и вообще осквернение святынь. (Объясните мне, как можно оскорбить неодушевлённый предмет? Где все авторы подобных лозунгов были во время уроков родного языка?)
Однако в середине фильма Фрэнк - уже не тот Фрэнк, который мертвецки пьяным падал в своём кабинете, круша мебель. Это прежний профессиональный адвокат, сохранивший и мастерство, и мужество, и разумную рисковость, и нравственность. «Ты хочешь, чтобы я дрожал от всякого газетного бреда?» - резко говорит он, швыряя издание в мусорное ведро. И пусть даже в начале фильма скептично думаешь «Да ну, не бывает такого, чтобы у пившего и опустившегося человека от лицезрения парализованной женщины прорезалась совесть», дальнейшие события в этом переубеждают. Для Фрэнка такой случай - это шанс подняться со дна. Пол Ньюман придал своему герою самую главную черту - жизненную убедительность. Фрэнк Гэлвин смотрит на продажного судью такими знакомыми ярко-голубыми глазами Брика из «Кошки на раскалённой крыше» и Генри Гондорфа из «Афёры». Герои Ньюмана могут быть отрицательными, к ним можно относиться с антипатией, но в чём заслуга этого великого актёра - в том, что они жизненны. Им можно не симпатизировать, но им веришь так, как веришь живым людям. А сам Фрэнк Гэлвин словно бы вобрал в себя по чуть-чуть от каждого из этих образов. От Брика - пьянство и последующее «протрезвление» с возвращением адекватного взгляда на мир, от Генри - изворотливый ум, жизненную хватку и рисковое мужество игрока. Он не приемлет полумер и отказывается от компромисса. Решил - значит решил, и пройдёт эту дорогу до конца, нагло скалясь в лицо коррупционной системе и неправедному суду. Для него всё просто - пан или пропал. Чем-то Фрэнк напоминает Гая Монтэга из «451 градуса по Фаренгейту». Он был законопослушным работником системы, но последняя от него не по праву избавилась. Значит, ему теперь нет резона печься о внешних приличиях, и некогда родная канцелярия судопроизводства получит от него, что заслужила. Аморфную апатию почти спившегося юриста заменяет скромная, не бросающаяся в глаза, но очень горячая борьба одного против всех. Но уже не того «юноши бледного со взором горящим», в сердце которого пылали идеи справедливости, а прожжённого, пожившего и знающего жизнь человека.
Для людей, которые в той или иной мере жертвы и которым не может помочь закон, обычно во главе угла стоят их собственные необходимости. Выхолощенные и гладкие формулировки судебных фраз прикрывают собой бездну человеческого горя. И Фрэнк Гэлвин очень остро ощутил это горе, когда свояк пострадавшей выдал ему резкую и болезненную отповедь о необходимости денег, благоустройстве жизни и ночных слезах своей жены. И выигрыш процесса для него становится уже не просто делом чести, а делом нравственности, делом того, чтобы действительно помочь этой супружеской паре, ведь в случае проигрыша ему на всю жизнь обеспечены угрызения совести о том, что он лишил последнего шанса двух людей, которые с этой огромной бедой прошли 9 кругов ада.
Как честный режиссёр и талантливый психолог, Люмет вскрыл всю подноготную продажной судебной системы, в которой Фрэнк выступает Гулливером против армии лилипутов, маленькой деталью, взбунтовавшейся против всего механизма, и сражается до конца, даже когда ему кажется, что синяя птица счастья упущена. Он толкает скромную, но очень меткую речь перед коллегией присяжных. В этом весь Люмет, когда психологизм и некоторые утерянные части головоломки превращают судебную драму в детектив, и его развязки ждёшь со зверским напряжением. И в суде Фрэнк Гэлвин уже не тот неудачник, топящий горе в стакане, он уже иной. Таким он был раньше и таким, наверное, теперь будет всегда (с).
Под графой кодекса, вердиктом присяжных и допросами людей скрывается, как заметил Фрэнк, жажда правосудия. И раз на закон нельзя рассчитывать законно, отчего бы его непостоянства не обратить в свою пользу? Это сложно, когда против тебя целый мир. Но здесь в профессиональном адвокате словно бы живёт частичка опытного афериста и жулика из 1973 года, который обескуражил своего соперника мастерским шулерством в покер. И если судьба сдала тебе плохие карты, почему бы не попробовать её обыграть? При наличии должных способностей это можно сделать даже без каре-рояля, главное - умение и желание.
Присвячується одній чудовій людині. За адекватну позицію і чесні висловлювання про «законність» у нашому світі. Будь-яка чесність у цьому питанні нині на вагу золота.
P.S. Земля пухом, мистер Люмет... Наверное, это лучший фильм из всех за вашу долгую карьеру...
Рыжая кошка
Одинокий адвокат.
Звонок в телефонной трубке, один, второй, третий......
Звонок на другом конце провода......
Он сидит за столом и ждет.
Она сидит и тоже ждет.
«Вердикт» - отчаянье, боль, тяжесть атмосферы и... виски. Хаос, пыль, скомканные листы бумаги на столе «горе-адвоката», который однажды оступился. Всего один раз... А потом еще раз, но... уже о стакан с бутылкой. И это бы продолжалось бесконечно, если бы друг не рискнул вытащить Фрэнка (так зовут адвоката-алкоголика в черном элегантном пальто). Теперь у него есть дело, которое при удачном раскладе может принести большую прибыль. Он всего лишь должен аккуратно сложить свои принципы в лист белоснежной бумаги, скомкать и выкинуть в урну с мусором, улыбнуться и взять чек на 70000$. И все! Но Фрэнк слишком амбициозен для этой сделки с дьяволом.
И снова телефоны-автоматы, бары, виски, страх и ... женщина.
В фильме присутствует интересная любовная линия, оказавшая влияние на сам судебный процесс и его итог. Пассию героя Ньюмана, Лорейн, играет Шарлота Рэмплинг, яркая и сильная актриса своего времени. Во время просмотра меня не покидала чувство настороженности по отношению к этой женщине. Она спокойно сидит за столом, ужинает, слушает историю жизни Френка, вроде бы все на своем месте, но ... все время казалось, что сейчас что-то случится и Лорей убежит или в ярости запустит в своего спутника тарелкой. Вечер заканчивается, а она продолжает сидеть и слушать, лишь черты лица стали более напряженными. Лорей до конца фильма так и осталось для меня загадкой, порой я даже не могла найти разумного объяснения ее словам и поступкам.
Картина снята в лучших традициях кино 80-х, с педантичным вниманием к деталям, где даже квартира персонажа раскрывала его характер. Пустые желтые стены, отдающие болезненно одиноким оттенком несуществующего цвета, который человек не видит, а только чувствует на интуитивном уровне. Потертая мебель из искусственной кожи, не застеленная кровать. Неухоженные и необжитые комнаты и два потерянных человека - Фрэнки и Лорейн. Никаких лишних слов, только два бокала виски без содовой и их объятия.
Основное экранное время посвящено судебному процессу и всему что с ним так или иначе связано. Это дело будет не из легких, ведь всегда сложно, адски сложно, противостоять целой системе. А правовая система это система коррупции связей, денег, а не правды.
Фильм нельзя назвать динамичный или захватывающим, он другой. В начале - медленный, плавный, но, несмотря на это, он с первых минут затягивает зрителя в свою пугающе серую атмосферу тоски и отчаянья. В середине картины скорость меняется, минуты становятся короче, а сюжет все быстрее приближается к финалу.
В том, что фильм получился хорошим, заслуга как режиссера, так и актеров. Может это и не лучшие роли Пола Ньюмана и Шарлоты Рэмплинг, но определенно хорошие и добротные. Ведь именно они и есть главная составляющая этой картины. Не стоит сравнивать «Вердикт» с другими работами Сидни Люмета, он отличается от них. Фильм сильный и глубокий, такой же бескомпромиссный и принципиальный, как весь мир этого режиссера.
Неверная
Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).
Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.
Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.
В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.