Ветер
Гражданская война, маленький южный городок занят белыми. Группа молодых людей отправляется в далекий путь, чтобы принять участие в первом Всероссийском съезде Союза рабочей и крестьянской молодежи. Трое - молодой большевик Федор, гимназист Митя и молодая работница Настя - идут в Москву. В пути к ним присоединяются еще двое: девушка Мари и беспризорник Окурок. Путь их оказывается долгим и трудным...
Дойти любой ценой
«Душа моя затосковала ночью. А я любил изорванную в клочья, исхлёстанную ветром темноту и звёзды, брезжущие на лету...» ("Ветер», Арсений Тарковский)
Фильм «Ветер» завершает «комсомольскую» трилогию Александра Алова и Владимира Наумова (её начали «Тревожная молодость» (1954) и «Павел Корчагин» (1956)). На мой взгляд завершающая картина трилогии получилась самой слабой. Вместо термина «киноповесть» я бы применил другое - «киносказка». При всём моём уважении к революционной теме, иногда попадаются картины, при просмотре которых становится отчасти неловко за режиссёра. Дело в том, что пафос хорош исключительно в малых дозах, чтобы за высокопарностью не растерять самого главного - достоверность. Но достоверность в «Ветре» достигается исключительно антуражем: паровозы, форма, одежда, машины, извозчики и прочее. В поступках людей этой самой достоверности почти нет. Не припомню другого фильма подобной тематики, в котором бы режиссёры так «обошлись» с главными героями.
Удивительное дело, из всех пяти основных персонажей: делегаты Первого Всероссийского съезда большевистской молодёжи Фёдор (Эдуард Бредун), Митя (Александр Демьяненко) и Настя (Тамара Логинова), девушка «лёгкого поведения» Мари (Эльза Леждей), беспризорник Окурок (Алексей Крыченко), мои личностные симпатии лежат на стороне Мари. Очень яркая, я бы даже сказал, - одухотворённая игра. Персонаж которому хочется верить, и который вызывает искреннюю симпатию, даже несмотря на то, что её присоединение к делегатам выглядит «притянутым за уши». И здесь опять встаёт вопрос правдоподобности. Почему-то вызывает сомнение тот факт, что проведя с Фёдором некоторое время, он вдруг «проникается» идеей, абсолютно чуждой ей и по воспитанию и образованию. Нет, то, что она присоединилась к делегатам, несомненно пошло фильму на пользу, однако её отказ уехать в Париж с белым офицером Леонидом Закревским, которого просто блистательно сыграл Юрий Яковлев, выглядит явным преувеличением.
И подобных преувеличений в картине немало: причина, по которой Фёдор потерял мандат - верх удивления. Да и зачем белогвардейцам «засылать» своего человека на съезд? Он, что устроит там теракт? Эпизод со свадьбой вызывает исключительно недоумение - это уже не трагедия, а трагифарс. Кроме того, почему так легко режиссёры «избавляются» от главных действующих лиц? Чтобы на съезд попал «самый достойный» и произнёс там апофеозно-пафосную речь? По мне, пусть лучше там оказалась Мари - в таком «вираже» было бы больше правдоподобия. Совсем неслучайно «фильм подвергся критике и сокрушительному разносу. Наумов и Алов опять услышали обвинения в одностороннем показе эпохи гражданской войны» (Д. Шацилло) Вот и получается, что сюжет - откровенно слабый, зато актёрская игра - прекрасная. Именно она и «вытягивает» картину почти до «зелёного уровня».
FRIDMON
Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).
Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.
Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.
В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.