После того как друг рассказал о недавних испытаниях ядерного оружия, я увидел кошмарный сон.
В 70-х годах и начале 80-х годов мир жил в ожидании новой ядерной войны. С исчезновением Советского Союза исчезла политическая биполярность мирового устройства. На время человечество обратилось к другим глобальным проблемам, главная из которых на сегодня — экологическая.
В моём кошмарном сне ожили подсознательные страхи советского детства. Мне приснилось, что в соседнем квартале произошёл ядерный взрыв, я увидел в окне его грибовидную форму. Ужас охватил сознание. В то, что не верилось, всё-таки произошло. Это осознание было кошмарным от понимания безысходности ситуации. Начались метания по квартире, попытка спасти близких, найти безопасное место, поиск оружия (нож). На лестничной площадке уже находилась группа жильцов, в окно было видно, как высаживается десант противника. Жуткий сон.
Фильм Виктора Данелла «Den blomstertid nu kommer»/«Время расцвета» напомнил мне мой сон. Современный человек западного мира живёт сегодня в ситуации вероятности осуществления террористических актов. В 2005 году об этом мироощущении западного сознания Стивен Спилберг и его команда высказались в очередной экранизации «Войны миров» Герберта Уэллса. Под инопланетным вторжением очень ясно осознавалась террористическая угроза, которую победить невозможно.
Бороться с терроризмом возможно, что делают с разной долей успеха спецслужбы многих государств. Но победить и искоренить, или каждый раз предотвращать его акты невозможно. Любой потенциальный террорист-водитель может направить транспорт в группу прохожих, любой потенциальный террорист-поджигатель может поджечь жилой объект. Не говоря уже о более подготовленных и военизированных террористах.
В фильме «Время расцвета» однозначно не указывается на источник террористической атаки. Про взрывы в метро говорят об «Игил», про ядовитые газы говорят об Израиле, главный герой уверен в том, что за этими диверсиями стоят российские спецслужбы.
Больше всего намёков в фильме на третью версию, однако, всё это может быть, опять-таки, ловким ходом Виктора Данелла и Кристоффера Нурденрута, написавших сценарий к фильму. В ситуации жуткого стресса, когда «у страха глаза велики», человек может увидеть в образе противника кого угодно. Поэтому противник в фильме обезличен, абстрактен. Напоминает пришельцев из другого мира, только принявших человеческий облик.
Так же фильм можно воспринять с метафорической стороны его повествования. Этот приём очень любят использовать создатели фильмов-катастроф. Так, например, авторы холливудского «2012» для воссоединения семьи разрушили весь мир, авторы российского «Метро» всего лишь затопили одну линию метрополитена.
Вот и во «Времени расцвета» главным лейтмотивом фильма является налаживание отношений главного героя Алекса со своим отцом Бьёрном и бывшей возлюбленной Анной. И все террористические угрозы как метафора тех жизненных ударов судьбы, что встречаются в будничной повседневности, от которых не убежать и не скрыться и на которые необходимо отвечать.
На мой взгляд, личные и семейные взаимоотношения Алекса — наиболее слабое место фильма. Виктор Данелл очень хорошо чувствует и ставит экшн. Наиболее сильные эпизоды фильма — паника и попытка спасения своей жизни и жизней окружающих во время террористических атак. Особенно потрясающим получился эпизод на мосту. Очень символично и кинематографично. Беззащитность человека перед невидимой и скоротечной смертью, которая может проявиться в любую секунду.
В финале фильма поражает сходство смоделированных новостей о последствиях придуманных сценаристами для своего фильма террористических атак на Швецию, с реальными кадрами из горячих точек планеты, где ведутся гражданские войны. Это трагическое сходство пространства фильма и реальной жизни озадачивает гораздо больше, чем вопрос на том, кто стоит за осуществлением угроз. Бесконечное повторение неизменной истории человечества, где на протяжении тысячелетий мы видим беспрерывные войны.
Моё мнение — неплохо.
6 из 10
Андрей Николаевич