Война и мир / War and Peace
Драма, номинированная на Оскар в 1957 году, рассказывает о международном конфликте, опасных приключениях, захватывающей интриге и трагической любви на фоне широкомасштабного вторжения Наполеона в Россию.
- Экранизация знаменитого романа Льва Толстого.
- Марлон Брандо отказался играть Пьера Безухова, так как не хотел работать с Одри Хепберн.
- На роль Пьера Безухова Одри Хепберн предлагала Питера Устинова, продюсер картины Дино Де Лаурентис видел в этой роли Грегори Пека, партнёра Одри Хепберн по «Римским каникулам». Режиссёр Кинг Видор был за Пола Скофилда, Стюарта Грейнджера или Ричарда Бёртона. Также рассматривались кандидатуры Джино Черви, Массимо Серато, Себастьяна Кабота.
- Через некоторое время после выхода фильма Генри Фонда признался в том, что знал о значительной разнице в возрасте между ним и его персонажем Пьером Безуховым и что снялся в картине только из-за денег.
- Голоса актрис Мэй Бритт и Аниты Экберг были дублированы другими людьми.
- Первый вариант сценария содержал 506 страниц, что в пять раз превышает размер среднего сценария.
- В начале апреля 1955 года Дино Де Лаурентис и Кинг Видор предложили главные роли супругам Мелу Ферреру и Одри Хепберн.
- Съемки начались 4 июля 1955 года и проходили в Италии, студийные эпизоды снимали в Риме и в павильоне на студии «Чинечитта», сцены переезда - в Фелонике (провинция Мантуя), массовые батальные сцены - в Пинероло (провинция Турин), зимние сцены - в Финляндии.
- Гонорар Одри Хепберн был самым высоким, который когда-либо получала актриса до этого времени. За двенадцать съемочных недель она получила 350 тысяч долларов; на повседневные расходы - 500 долларов в неделю, 27 500 долларов за каждую неделю работы сверх съемочного плана. Ей предоставлялся автомобиль с шофером на двадцать четыре часа в сутки на весь период съемок. Её одобрение должны были получить сценарий, актерский состав, оператор и гримеры.
- Когда Хепберн сообщили о её рекордном гонораре, она скромно сказала своему агенту Курту Фрингсу: «Я не стою этого. Это невозможно. Пожалуйста, не говорите никому».
- Из-за десятичасового рабочего дня, выкидыша и общей слабости, Одри позже говорила, что роль Наташи была самой сложной в её жизни.
- Фредрик Марч пробовался на роль Кутузова.
- Джереми Бретт был выбран на роль Николая Ростова отчасти потому, что был внешне похож на свою экранную сестру Одри Хепберн.
- Одри Хепберн попросила Юбера де Живанши заняться костюмами для Наташи Ростовой, но он отказался, так как полагал, что работа над «историческими» костюмами подорвет авторитет лидера в современной моде, но он несколько раз прилетал в Рим, чтобы оценить выбор тканей и цветов для туалетов Одри в «Войне и мире».
- В качестве статистов в батальных сценах было задействовано от 5 до 8 тысяч итальянских солдат.
- Более 100 тысяч комплектов военной формы, костюмов и париков были изготовлены по оригинальным гравюрам и картинам эпохи Наполеона.
- На время съемок батальных сцен продюсеры наняли 65 врачей, которые были одеты в солдатскую форму и рассеяны по всей местности, чтобы оказать помощь в случае травмирования кого-нибудь из статистов или каскадеров.
- В сцене, когда Ростовы приглашают князя Андрея отправиться с ними на охоту, Джереми Бретт - единственный из актёров, кто скачет на настоящей лошади. Одри Хепберн, Генри Фонда, Мэл Феррер, Бэрри Джонс и Мэй Бритт во всех своих крупных планах сняты на механических лошадях.
- Кинг Видор сам режиссировал эпизод Бородинского сражения, вместо того, чтобы передать его второму режиссёру, как это делалось обычно.
- Существуют два различных варианта главных титров. Они оба на английском языке. В первом состав исполнителей расположен на нейтральном фоне, в другом - на фоне фрагментов картин Наполеона перед его войсками.
- Арлин Даль была утверждена на роль Элен, но из-за болезни её пришлось заменить Анитой Экберг.
- Внимание! Дальнейший список фактов о фильме содержит спойлеры. Будьте осторожны.
- В эпизоде, когда Наташа навещает раненого князя Андрея, использована запись известного романса «Гори, гори, моя звезда» в исполнении Георгия Виноградова, аккомпанемент на гитаре - Александр Иванов-Крамской.
Ошибки в фильме
- Когда Наташа сидит у постели умирающего князя Андрея, обе её руки лежат на коленях. В следующем кадре, когда Коля входит в комнату, её правая рука находится на верхушке столбика кровати.
- Несмотря на то, что битва под Аустерлицем велась в декабре, деревья покрыты зелёной листвой.
- В нескольких сценах фильма звучит мотив гимна «Боже, Царя храни!», хотя он был написан значительно позднее исторических действий, показанных в фильме.
- Униформа русских офицеров в начале фильма относится к 1812-му, а не к 1805 году. В 1805 г. в русской армии не было эполетов с бахромой, а были только погончики.
- В батальной сцене под Аустерлицем князь Андрей спешивается, чтобы взять флаг у падающего раненного солдата. В следующем кадре подстреленный солдат во второй раз падает на колени, когда князь Андрей подбегает к нему.
- После оперы, когда Анатоль и Наташа встречаются, он подходит к ней сзади и кладет левую руку на плечо. Следующий кадр показывает их на небольшом расстоянии друг от друга.
Награды и номинации:
Оскар, 1957 год
Номинации (3):
Лучший режиссер (Кинг Видор)
Лучшая работа оператора (цветные фильмы)
Лучшая работа художника по костюмам (цветные фильмы)
Золотой глобус, 1957 год
Победитель (1):
Лучший иностранный фильм - «Италия»
Номинации (4):
Лучшая женская роль (драма) (Одри Хепберн)
Лучший фильм (драма)
Лучший режиссер (Кинг Видор)
Лучшая мужская роль второго плана (Оскар Хомолка)
Британская академия, 1957 год
Номинации (2):
Лучший фильм
Лучшая британская актриса (Одри Хепберн)
Самая удачная западная экранизация романа «Война и мир» Льва Толстого. Главное достоинство фильма - абсолютное попадание в образ главной героини - Одри Хепберн полностью соответствует нашему представлению о Наташе Ростовой, ей удалось достоверно и тонко передать юную свежесть, жизнелюбие, обаяние этого бессмертного образа («Наташа Ростова после просмотра этого фильма кроме как в облике Одри мне не представляется. Именно такой она и должна быть.»). Батальные сцены в фильме сняты с размахом - согласно голливудским стандартам. Однако, основной упор сделан на любовную линию: взаимоотношения Наташи и Анатоля Курагина, Наташи и князя Андрея, Пьера и Элен
Бедный, бедный Лева
В связи с недавним прочтением великого романа Льва Николаевича Толстого, мне невероятно сильно захотелось посмотреть любую экранизацию этого поистине грандиозного произведения в четырех томах! Недавно подаренный диск зарубежной постановки одиноко пылился на полочке и я, не долго думая, приступила к просмотру.
Первый заход завершился поистине неудачно - с воплями возмущения я прекратила наблюдать за полным беспределам, который творился на экране. И только через неделю, выбирая между скукой и «этим», я все-таки решилась пересмотреть данное «чудо». Что же раскритиковать первым? Море негативных эмоций против ничтожно маленького количества положительных факторов. Признаться честно, у меня такое бывает крайне редко.
Сюжет и атмосфера
Фильм «Война и мир» иностранного производства - один из самых ярких примеров того, что творческие деятели, обитающие вне отечественной среды, не в состояние снять «по-настоящему русское кино», с его причудами и нюансами контингента. [Загадочная русская душа непостижима!]
Книга «Война и мир» - это глубокая и всепоглощающая философии, охватывающая различные аспекты нашей жизни и поступков. Она везде, она проявляется через любовь, через физическую и нравственную войну, через кровные и дружеские отношения. Философия Толстого живет между строк, описывающих как ненависть, так и симпатию, она ландшафт всей громоздкой эпопеи. В планах создателей этого фильма, к сожалению, не был учтен этот жалкий и малюсенький подпунктик.
Вместо этого нам показали романтическую сказочку о Наташе Ростовой. Героиня Одри Хепберн старательно разбирается в своих чувствах, недовольно надувает губки и перебегает от одного кавалера к другому. Вокруг неё вертится масса жалких подобий, даже близко не напоминающих персонажей из произведения Льва Николаевича.
Сюжет урезан и изменен до такой степени, что уже начинаешь задаваться вопросом, а что собственно я смотрю? Действие протекает вяло, оно практически лишено динамики, вызывая тем самым скуку и уныние, сражения выглядят неправдоподобно и смешно. В атмосфере происходящего нельзя уловить хотя бы малейшие крупинки чего-то издали напоминающего славянский дух. Нам показана не жизнь князя Андрея и Пьера Безухова, а съемочная площадка, где Мел Феррер и Генри Фонда крайне невнятно пытаются что-то изобразить.
Актеры
Наташа Ростова (Одри Хепберн).
Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка, с своими детскими открытыми плечиками, которые, сжимаясь, двигались в своем корсаже от быстрого бега, с своими сбившимися назад черными кудрями, тоненькими оголенными руками и маленькими ножками в кружевных панталончиках и открытых башмачках, была в том милом возрасте, когда девочка уже не ребенок, а ребенок еще не девушка. Вывернувшись от отца, она подбежала к матери и, не обращая никакого внимания на ее строгое замечание, спрятала свое раскрасневшееся лицо в кружевах материной мантильи и засмеялась. Она смеялась чему-то, толкуя отрывисто про куклу, которую вынула из-под юбочки.
Мне нравится актриса Одри Хепберн, но Наташа Ростова, к сожалению, из неё не получилась. Во-первых, опять же отхождения от текста. В начале книги Наташа - живая энергичная девочка лет тринадцати, а Одри к моменту съемок было уже двадцать пять лет. Ну, неужели нельзя было подобрать какую-нибудь озорную девчушку для роли молодой героини? Во-вторых, Хепберн никак не удается соответствовать натуре юной Ростовой, видно, что она старается, смеется, изображает полную беззаботность и счастье, а результат - ноль.
Генри Фонда (Пьер Безухов).
Вскоре после маленькой княгини вошел массивный, толстый молодой человек с стриженою головой, в очках, светлых панталонах по тогдашней моде, с высоким жабо и в коричневом фраке. Этот толстый молодой человек был незаконный сын знаменитого Екатерининского вельможи, графа Безухого, умиравшего теперь в Москве.
Пьер был неуклюж. Толстый, выше обыкновенного роста, широкий, с огромными красными руками, он, как говорится, не умел войти в салон и еще менее умел из него выйти, то есть перед выходом сказать что-нибудь особенно приятное. Кроме того, он был рассеян.
Хуже обстоят дела с графом Петром Кирилловичем Безуховым. Почему, если «напялить» (извините за выражение) на актера очки и называть его Пьером, он им автоматически становится? По описанию Безухов молодой человек двадцати лет, высокий и тучный, неповоротливый и спокойный. Пятидесятилетний Генри даже и не старается донести до зрителя душевные перипетии своего персонажа, вместо многогранного и сложного героя зияет примитивная и поверхностная карикатура. В начале романа Безухов - настоящая тряпка, кусок пластилина, который гнут под себя все кому не лень, но Фонда старательно изображает из себя личность, которой Пьер по определению быть не может. [Бондарчук в этой роли идеален]
Мел Феррер (князь Андрей Болконский).
В это время в гостиную вошло новое лицо. Новое лицо это был молодой князь Андрей Болконский, муж маленькой княгини. Князь Болконский был небольшого роста, весьма красивый молодой человек с определенными и сухими чертами. Всё в его фигуре, начиная от усталого, скучающего взгляда до тихого мерного шага, представляло самую резкую противоположность с его маленькою, оживленною женой.
Продолжим поэтапную деградации героев. Князь Андрей - мужчина двадцати шести лет, невысокий и очень красивый брюнет. Рыжевато-каштановые волосы Мела Феррера, его чуть глуповатый взгляд и рост 1. 90 вызывают как минимум недоумение. Феррер смотрится в мундире так же нелепо, как мог бы Денни Де Витто в балетной пачке. Его диалоги и передвижения выглядят крайне неправдаподобно, вызывая лишь отвращение и раздражение.
Витторио Гассман (Анатоль Курагин).
Маленькая княгиня и m-lle Bourienne получили уже все нужные сведения от горничной Маши о том, какой румяный, чернобровый красавец был министерский сын, и о том, как папенька их насилу ноги проволок на лестницу, а он, как орел, шагая по три ступеньки, пробежал зa ним.
Чуть ли не единственное светлое пятно. На протяжении всей картины Гассман хитро улыбается, мастерски очаровывая девушек. Тут притопнул, там подмигнул, и они уже в его власти, благодаря этому хотя бы становится понятна мотивация развратного поступка Наташи (оглядываюсь на адаптацию 2007 года, где Анатоль сплошное недразумение). Все, включая походку, мимику и жесты, выдают в нем Курагина, идеального ловеласа и искусителя.
Вместо заключения
- Ты знаешь, - продолжал Андрей Христофорович, - когда оглянешься кругом и видишь, как ты тут от животов катаетесь, а мужики сплошь неграмотны, дики и тоже, наверное, еще хуже вашего катаются, каждый год горят и живут в грязи, когда посмотришь на все это, то чувствуешь, что каждый уголок нашей бесконечной земли кричит об одном: о коренной ломке, о свете, о дисциплине, о культуре.
Авенир кивал головой на каждое слово, но при последнем поморщился.
- Что она тебе далась, право...
- Кто она?
- Да вот культура эта.
- А что же нам нужно?
- Душа - вот что.
Романов Пантелеймон Сергеевич, «Русская душа».
МИРС
Чтобы смотреть этот фильм, нужно следовать нескольким правилам:
1) Забыть, что Вы читали Льва Толстого и что Вы там прочли
2) Представить, что действие происходит в некоторой неизвестной Вам стране, а не в России
3) Ни в коем случае не отключать русского перевода, иначе взрывы истерического хохота Вам обеспечены. Впрочем, они и так Вам обеспечены, потому что слушать «русские народные» песни на английском я лично без слез смеха не могу.
В этом случае нам будет легче трезво оценивать фильм.
«Русский человек»
«Толстовских» героев не ищите - нет их там, и быть не может. Единственный удачный образ (не в целом, а именно исходя из критерия «русского человека), как мне представляется, товарищ Пьера по несчастью во время их пленения Наполеоном.
Немного о пропаганде. Сдается мне, что это была хорошая пощечина СССР - ОНИ, американцы, экранизировали НАШЕГО Толстого, а МЫ - нет. И целью фильма было именно это. Ну и хватит о политике.
Актеры - те, что сплоховали
До просмотра я была почти согласна с Пьером, которого играл Генри Фонда, в конце-концов, ну его, эту полноту и неповоротливость, может, что и получиться. Не получился у него Пьер Безухов. Получился наивный и очень верящий в добро супергерой.
Князь Андрей Болконский разочаровал полностью. Ну ни чем, кроме как искусством красиво целоваться, Мел Феррер не блеснул. Не говоря уже о том, что под описанный Толстым портрет он не подходит совершенно, смотреть на его несчастные-де, тоскливые-де взгляды было просто противно.
Позволите ли Вы мне умолчать о Кутузове и Наполеоне? При всей изначальной пафосности и высокопарности фильма, на Великих актерских способностей не хватило. Тут и говорить не о чем.
Некоторые герои второго плана фильма, например, Соня, старая графиня Ростова, Элен Безухова (не смотря на прекрасную роль в «Сладкой жизни»), княжна Мария Болконская напрягали меня и мое чувство прекрасного на протяжении всего фильма. Хорошо играют, но не так.
Актеры - те, что на высоте
Список, к сожалению, короче.
Одри Хепберн сыграла свою Наташу, не Толстова, но сыграла замечательно. Впрочем, чему удивляться? Этой героине сопереживаешь, совершенно искренне, весь фильм.
Граф Илья Андреевич Ростов, на мой взгляд, получился превосходно, актер попал в образ абсолютно точно.
Николай Ростов, которого играет Джереми Бретт (да-да, Тот Самый Шерлок Холмс), меня очень удивил и обрадовал. Его в фильме мало, а очень жаль.
Долохов и Анатоль выше всех похвал, именно так я их и представляла.
Самая неудачная сцена
Эта сцена полностью придумана американскими сценаристами. Я имею в виду разговор Пьера и Наташи в деревне, после того как Петя с гиканьем настоящего ковбоя скачет на лошади. Как ни пытается Одри Хепберн сделать сцену интересной, видимо, Генри Фонда был в тот день не настроен играть правдиво.
И еще полсцены. Как ни странно, это первые минуты фильма. Жутковатые декорации центра Москвы, заумные философствования Пьера и Наташа, высунувшись из окна, кричит о том, что она хочет быть гусаром. Потом к декорациям постепенно привыкаешь, да и к героям тоже.
Вы догадались - самая удачная сцена
Она доработана, причем сильно, сценаристами, но тем не менее очень хороша.
Это первый бал Наташи, вернее, бал до того момента, когда Наташу приглашает Болконский. Разговор Наташи с Николаем, когда они поднимаются по лестнице, очень-очень достоверен, а ожидание приглашения Одри Хепберн сыграла так, что порой кажется, что это спасает весь фильм. Ради этого стоит потерпеть 3 часа.
Итого:
По первому впечатлению
1 из 10
По зрелому размышлению
накину 2 балла
Nullawen
Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).
Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.
Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.
В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.