Волга-Волга
Начальник управления мелкой кустарной промышленности Бывалов мечтает о службе в Москве. Он получает распоряжение подготовить к всесоюзному смотру участников художественной самодеятельности. Бывалов считает, что посылать в Москву некого, несмотря на то, что в городе есть два творческих коллектива. В конце концов каждая группа отправляется по Волге в столицу своим путем.
- Фильм «Волга, Волга», работа над которым велась создателями более четырёх лет, является «эпическим» полотном о жизни и достижениях Советского Союза конца 1930-х годов, своего рода киносимволом той эпохи.
- Комедия «Волга, Волга» была любимым фильмом Сталина.
- Снимался в различных местах: Москва, Камышин Волгоградской области (там снимался Мелководск), Горький, Сарапул, верховья реки Чусовой, Волга в районе Жигулей,Московское море, канал Москва - Волга, Химкинское водохранилище.
- С точки зрения Любови Орловой, название фильма было заимствовано из популярной русской народной песни «Стенька Разин», которую некогда пел режиссёр Александров во время своего плавания на лодке вместе с Чарли Чаплином в бухте Сан-Франциско. Чаплин тогда в шутку предложил слова для названия фильма, но Александров отнёсся к этому серьёзно и назвал свой новый фильм «Волга, Волга».
- Сценарист фильма Николай Эрдман незадолго до начала работы над сценарием вернулся из политической ссылки. Так как он не имел права жить в крупных городах, то поселился в Калинине, куда к нему и приезжал режиссёр Александров для работы над сценарием.
- Оператор, снявший большую часть картины - Владимир Нильсен, ещё до завершения съемок был арестован по обвинению в шпионаже и вскоре расстрелян.
- Режиссер фильма Григорий Александров рассказывал историю о том, что в 1942 году Сталин пригласил посла США Гарримана и прибывшего в СССР помощника президента Гарри Гопкинса посмотреть вместе с ним фильм «Волга, Волга». Гостям фильм понравился, и Сталин якобы в знак особого расположения подарил через Гопкинса президенту Рузвельту копию фильма. Рузвельт посмотрел фильм и не понял, почему Сталин прислал именно его. Тогда он попросил перевести слова песен. Когда прозвучала песня, посвящённая пароходу «Севрюга» : «Америка России подарила пароход: / С носа пар, колёса сзади, / И ужасно, и ужасно, / И ужасно тихий ход», он воскликнул: «Вот теперь понятно! Сталин упрекает нас за тихий ход, за то, что мы до сих пор не открыли второй фронт». По другой версии, Рузвельт подумал, что это намёк на низкое качество поставок по Ленд-лизу. Однако биограф Орловой А. Хорт сомневается в достоверности данного эпизода: «Следует заметить, что, возможно, перед нами очередная легенда, рассказ этот исходит от Григория Александрова, воспоминания которого не отличаются большой правдивостью». Биограф рассказывает, что киновед Валерий Головской в своё время пытался найти в американских архивах документальные подтверждения просмотра фильма Рузвельтом и не смог их обнаружить.
- Картина подвергалась редактированию. В 1950-е годы из негатива фильма были изъяты кадры с памятником Сталину на канале «Москва-Волга». «Восстановленная» версия 1961 года содержит новые начальные титры, а также частично обновлённые пояснительные титры в самой картине. В данной версии сокращён один из эпизодов (пробег Стрелки по палубе корабля), поскольку зритель в этот момент видит на теплоходе крупного размера название «Иосиф Сталин». В обоих вариантах добавлена фирменная заставка киностудии «Мосфильм».
- 14 февраля 2010 года по Первому каналу была показана колоризованная версия фильма «Волга, Волга». Работы по колоризации проводились в Лос-Анджелесе по заказу «Первого канала». Для колоризации был выбран именно подвергшийся цензуре вариант 1950-х годов, до этого уже изданный в чёрно-белом исполнении киновидеообъединением «Крупный план» на VHS в серии «Киноклассика России» и на DVD. Этот вариант числится в ГФФ исходным, поскольку в 1950-е гг. редактировался сам негатив. На месте кадров со статуей Сталина в данном варианте - чёрная проклейка, но с фонограммой. При создании цветного варианта эти секунды удалены вовсе
Полный вперед!
Фильм еще довоенных времен давно уже стал классикой советского кинематографа. Жанр «музыкальная комедия» сейчас практически не снимают. Весьма интересно посмотреть признанную десятилетиями работу подобного рода. Плюс ко всему «Волга-волга» любимый фильм Сталина, что подогревает интерес к ленте.
Наверное, мало я видел мюзиклов или фильмов 30-х годов, но что меня поразило, так это то, что даже к начальным титрам были специально написаны песни (поётся об актёрах и их ролях). Может ничего сверхъестественного в этом нет, но на моей памяти я впервые вижу подобный приём. Видать он просто устарел со временем. Вот юмор не устарел и по сей день. От души посмеяться вам помогут курьёзные ситуации и диалоги героев.
Блистательная игра актёров. Может сейчас отдаленно и напоминает цирковое представление, но тогда снимали по другим устоям. Особо запоминается Игорь Ильинский в роли Бывалова (а какая символичная фамилия). Что называется от души показал бюрократа и карьериста. Так же веселит дворник, отплясывающий калинку и другие колоритные персонажи.
Кое что о колоризованной версии. Лично я против неё, но смотреть или нет - это, конечно, ваше дело. Но если вы решитесь, то настоятельно рекомендую сперва посмотреть (либо освежить в памяти) оригинальную, черно-белую версию. Ибо оператор работал и подбирал световое освещение с учетом формата того времени. Если смотреть «разукрашку», то можно неправильно понять как режиссёрскую, так и операторскую задумку. Либо вообще её не увидеть.
Кстати, есть один занятный факт о фильме. В 1942 году Сталин пригласил посла США Гарримана и прибывшего в СССР помощника президента Гарри Гопкинса посмотреть вместе с ним фильм «Волга-Волга». Гостям фильм понравился, и Сталин якобы в знак особого расположения подарил через Гопкинса президенту Рузвельту копию фильма. Рузвельт посмотрел фильм и не понял, почему Сталин прислал именно его. Тогда он попросил перевести слова песен. Когда прозвучала песня, посвящённая пароходу «Севрюга»: «Америка России подарила пароход: / С носа пар, колёса сзади, / И ужасно, и ужасно, / И ужасно тихий ход», он воскликнул: «Вот теперь понятно! Сталин упрекает нас за тихий ход, за то, что мы до сих пор не открыли второй фронт». По другой версии, Рузвельт подумал, что это намёк на низкое качество поставок по Ленд-лизу.
8 из 10
Классика советского кинематографа. И этим всё сказано!
ClicheWorld
Красные отблески Голливуда
Как гласит легенда, небезызвестный Чарльз Спенсер Чаплин, наслаждаясь лодочной прогулкой в водах бухты Сан-Франциско вместе с заезжим кинематографистом из Советского Союза Григорием Александровым, услышал, как коллега напевает: «Волга-Волга, мать родная, Волга, русская река...». Слова из русской народной песни «Стенька Разин», видимо, на слух пришлись по нраву Чаплину, и он пошутил, что неплохо было бы так назвать фильм. То ли Александров сердобольно последовал совету великого комика, то ли Чаплин просто взял его «на слабо» - так или иначе, именно тогда родился заголовок фильма, которому было суждено стать самой культовой (наряду с «Веселыми ребятами» все того же Александрова) советской музыкальной комедией довоенного периода.
Река Волга как народный символ, подразумевающий широту, величие и богатство Советского Союза, идеально вписывалась в общую концепцию патриотического фильма, - а других режиссер и не снимал. В этом видится довольно ироничная двойственность натуры Александрова. Немало проработав бок о бок с Эйзенштейном, в том числе на съемках известной трилогии о революционной борьбе («Стачка», «Броненосец «Потемкин»», «Октябрь»), он не понаслышке знал о премудростях большевистско-пропагандистского кино, а создание «Веселых ребят» в 1934 году началось по личному указанию Иосифа Сталина. При всем при этом после официальной трехлетней командировки в США в 1929-1932 годах, преследующей просветительские цели в сфере звукового кино, верный социалистическим идеалам Александров будто бы втихаря от партийных коршунов принял свободолюбивую религию Голливуда. «Волга-Волга», продолжая традиции «Веселых ребят», на первый взгляд так полно передающая беззаботный быт советской глубинки, в красках рисующая культурное разнообразие союзного пролетариата, буквально кишит подсмотренными на Западе художественными приемами, переливается модным бурлескным новаторством развлекательной «джаз-комедии». А главное, несмотря на тонны красных знамен, серпов, молотов, звезд и прочей знакомой атрибутики в декорациях, передает атмосферу, скорее, переливающихся неоновыми огнями Штатов, нежели подлинных страхов и бед Большого террора, прокатившегося по стране волной «ежовщины» именно в те годы, когда над Волгой звенели пробуждающие патриотический дух песни в исполнении Любови Орловой.
Но рядового зрителя не волновало, где съемочная группа позаимствовала те или иные способы постановки трюков, хитрости построения кадра и сюжетные шаблоны. Рядовой зритель получил новую порцию легкого юмора и зажигательных музыкально-танцевальных номеров. Рядовому зрителю показали кино совершенно нового уровня - динамичное, мотивирующее, веселое и яркое - именно тогда, когда успокоить, поднять настроение и возродить уверенность в завтрашнем дне было исключительно важной задачей для всего советского руководства и лично товарища Джугашвили. Рядовой зритель с открытым ртом следил за историей подаренного американцами корабля «Севрюга», который с оркестром на борту чинно рассекает воды великой русской реки, догоняемый суденышком разномастных участников самодеятельности, в едином порыве устремившихся из уездного города Мелководска покорять столичный конкурс. (В истории с пароходом потом тоже найдут политический подтекст, а Александров расскажет легенду о Рузвельте, якобы обидевшемся на слова сопутствующей песенки из фильма - «...но ужасно тихий ход», - намекающей не то на задержки в открытии второго фронта, не то на низкое качество поставок по Ленд-лизу.) Рядовой зритель с восторгом смотрел в рот такой разносторонней Любови Орловой - обаятельной актрисе, талантливой клоунессе, замечательной певице, которая еще и танцует прекрасно, от души смеялся над карикатурным Бахваловым (удачный образ самодовольного бюрократа артист Ильинский впоследствии примерит на своего Огурцова, без которого теперь не обходится телепрограмма ни одного новогоднего вечера). Рядовой зритель наслаждался музыкой Исаака Дунаевского, а догадливый рядовой зритель еще и получал возможность смекнуть, какая-такая Дуня написала ту самую песню, дабы оценить самоиронию выдающегося советского композитора.
Идеология - штука капризная и для творческой натуры может оказаться как камнем преткновения, так и мощным катализатором креативного процесса. Беспрецедентный кинематографический дар Лени Рифеншталь, например, после Второй мировой был подорван тем, что она родилась не в то время и не в том государстве. Александров тоже, в какой-то степени, ходил по лезвию ножа. И потому отрадно осознавать, что тот безграничный позитивный заряд, который закладывал режиссер в свои работы, пересилил все лицемерные, пропагандистские и политиканские подтексты, которые при желании можно в них отыскать. Фильм «Волга-Волга» прошел суровую проверку временем и сохранил статус советской классики, пережив цензорскую урезку 1950-х, когда из фильма были изъяты все упоминания Сталина, «восстановление» 1961 года с поновлением начальных титров, перестроечную антиалкогольную компанию, заставившую подсократить знаменитую песенку Водовоза, а также колоризацию 2009 года. Как и подобает классике, кино разлетелось на цитаты, а фразочка «Аллё, гараж!» вошла в повседневный обиход. Сюжет, простой, как дважды два, всегда превращается в нечто большее, если над фильмом работают люди бесспорно талантливые и самозабвенно отданные своей профессии. И неважно в этом случае, идейный коммунист ты или убежденный носитель капиталистических ценностей.
=Кот=
Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).
Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.
Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.
В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.