Воля Вселенной
Как-то один семиклассник нагадал своему однокласснику Диме Коноплеву по «Книге Судьбы», что суждено тому погибнуть в ближайшее воскресенье. Только не сказал от чего. Как не хочется погибать семикласснику в расцвете лет! Тем более что влюблен он в самую прекрасную на свете девушку Лену. А в воскресенье сосед-летчик предлагает мальчику слетать в Ленинград и обратно в пилотской кабине. Дима отправляет прощальное письмо Лене и назло неблагоприятному стечению обстоятельств и «воле Вселенной» принимает мужественное решение...
Фрагмент
Алиса стала взрослой, ей уже шестнадцать лет
Единственное ради чего можно и даже нужно посмотреть эту картину, это увидеть последнюю детскую/подростковую роль в кино Наташи Гусевой. Здесь ей уже шестнадцать и повзрослевшая на четыре года со времен своей первой картины, сделавшей ее суперпопулярной во всем Союзе, она из симпатичной девчонки, в которой были очарованы сотни тысяч советских мальчишек, превратилась в по-настоящему красивую девушку. Как тут не вспомнить слова популярной примерно из того же времени песни:
Не плачь Алиса, ты стала взрослой
Праздник наступил, и тебе уже 16 лет
Если вы не знаете, кто такая Наташа Гусева, то лучше не тратьте время на просмотр. Честно. Рассуждать о художественных достоинствах данного фильма нет смысла.
Сюжет, возможно весьма актуальный для того времени, напичканный мистическим смыслом, сейчас покажется нелепым даже для нынешних ровесников героев картины. Да и тридцати- и сорокалетним, чье детство и юность пришлись как раз на тот период, никакая ностальгия не позволяет поверить, что весь этот бред можно воспринимать всерьез.
Актеры-школьники играют хуже некуда, и, даже что там скрывать, это касается и Наташи Гусевой. Взрослые смотрятся весьма неплохо, особенно порадовал молодой Сергей Векслер, в нехарактерной для будущего себя роли мелкого мошенника и проходимца. Приятно было увидеть и Виктора Ильичева, к сожалению, недавно скончавшегося в эмиграции. Его отъезд в Штаты в 90-е был серьезной утратой для российского кинематографа. И хотя здесь у него роль вроде как бы драматическая, но персонаж Ильичева хоть немного забавляет в этом чересчур серьезном фильме. А вот Александр Денисов (матрос Гамаюн из «Государственной границы») хорош в военно-героических образах, коих в его карьере было немало, здесь же в роли гражданского пилота самолета он не очень-то убедителен.
Работу режиссера положительными эпитетами оценить сложно. Вкратце можно сказать просто - перемудрил. Из художественных достоинств картины следует также отметить музыку Эдуарда Артемьева, весьма характерную для творчества композитора. Вот впрочем и все. Так что только из-за любви на всю жизнь к «гостье из будущего» ставлю
5 из 10
kapitalist
Хоть глазочком заглянуть бы, заглянуть в грядущий век
Всему - своё время, и фильмы не исключение. Бывают, конечно, шедевры, для которых не существует их эпоха: они актуальны всегда. Бывают поделки и на один просмотр. В 1985 году мы писали письма Алисе Селезнёвой в Космозоо, потом Наташе Гусевой в Останкино... И оказалось, что Наталья снималась не только в экранизациях произведений Кира Булычёва, но и в таких редких фильмах, как «Воля вселенной». Ни в детстве, ни в юности найти этот фильм не удавалось. Удалось лишь сейчас, когда мы, алисоманы конца 1980-х, повзрослели, загрузились работой и семьёй. Прикоснуться к ушедшей эпохе и захотелось, посмотрев этот фильм.
Тематика «Воля вселенной» снималась в разгаре перестройки, когда говорить о сексе в СССР уже стало можно, но самого секса ещё не было. В отсутствие технической, научной и популярной информации вакуум быстро заполнили гадалки, экстрасенсы и знахари. Помню, мы тоже с семьёй перед телевизором заряжали тазики от Алана Чумака и глазели на «чудеса» Кашпировского. Очень похоже, что одна из идей фильма - опрокинуть перестроечное мракобесие людей. Другая идея - показать, что при любом, самом чудовищном, предсказании у человека всегда остаётся выбор. Даже многие религии делают на этом акцент.
Человек вправе знать, как можно поступать, но выбрать, как поступить, должен сам.
Через весь фильм идёт мысль, что решительность и любовь сильнее, чем воля судьбы, хотя и страшно, конечно. Эта мысль подана в красивой обёртке чувств Димы Коноплёва к Алисе, то есть, Лене Лукашевич и замечательно обыграна.
Игра актёров не пять звёзд, но и фильм снят не для придирчивой взрослой современной публики. Хотя сам фильм совсем не детский. Герои говорят искренне, не переигрывают, но некоторые реплики лучше бы переозвучили. Хотя, если сравнивать с другими фильмами той эпохи, «Воля вселенной» - великолепное произведение искусства. Вячеслав Илющенко (Дима Коноплёв) стал для меня открытием. Жаль, что этот замечательный талантливый актёр не связал свою жизнь с кинематографом, но это значит, что он тоже сделал свой, единственный правильный, выбор. Наталья Гусева (Лена Лукашевич) ослепительной улыбкой порадовала, но её амплуа в точности совпадало с Алисой из «Гостьи» и «Лилового шара». Жалко, роль-то совсем другого плана. Профессиональные актрисы бабушка (Александра Климова) и бабуля (Мария Виноградова) очень порадовали. Хотя эпизод с выбиванием двери плечом и замороченной бабулей напомнил фильм «Вам и не снилось», снятый на 8 лет раньше.
Очень приятно вспомнить антураж конца 80-х. Интересно было посмотреть на «кухню» работы пилотов и сравнить кабину старинной Тушки с кабинами современных Аирбасов, напичканных электроникой. Производство кино, когда машину физически швыряют под откос, а сейчас бы просто нарисовали. Старая советская квартира и старинная кухня с тюлем и занавесками в цветочек, гадалка и гуру (по-советски, так просто шарлатаны и спекулянты), на которых в перестройку многие были готовы смотреть, затаив дыхание, как на вестников истины, и много чего ещё в этом фильме.
И очень удачна концовка. Дима сделал свой выбор, перечеркнув волю вселенной и бабкины сказки. И правильно сделал!
Техническая сторона соответствует эпохе перестройки. Спецэффектов почти нет, но они и не нужны. А вот робкие попытки изобразить компьютерную графику режут взгляд. В Советском союзе мы и такого не видели, но сейчас заставки, словно из самой первой программы по рисованию красивых букв, выглядят смешно и дёшево.
Посоветовал бы посмотреть фильм нынешним старшеклассникам в качестве экскурса в историю. От фильма не следует ждать суперзрелищности «Аватара» и глубины сюжета «Легенд осени». Это фильм о том, какими были мы, поклонники Алисы, тогда, в перестройку. И если современными ребятами фильм будет понят и принят, значит, не так уж мы и постарели.
Не за Алису. За всё вместе.
8 из 10
CDelphiN
Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).
Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.
Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.
В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.