В фильме нет предыстории. Короткая вставка в самом начале рассказывает о политическом и экономическом положении в мире, но на этом всё заканчивается, что навевает мысли об аллюзии. Нет предыстории и у главного героя — он раскрывается только в фильме, его переживания находятся глубоко в прошлом, но нет никаких рассказов о прошлом, он не делится воспоминаниями, не повествует душещипательные истории. Он вообще немногословен, а в некоторой степени груб и агрессивен. Он — космонавт, и привык многие месяцы проводить в космосе в полном одиночестве. Но когда у тебя за плечами целая жизнь, космос не место для буддизма.
Расстояние, которое ему предстоит покрыть на этот раз велико, но он отправляется не один. Компанию ему составляет андроид Нимани (в исполнении Стои)… и его душевные травмы. Мала в огонь подливает корпорация, на которую он работает — социальный инженер прогнозирует его действия на недели вперёд, в этом полёте Милютин как подопытный, внешность андроида спроектирована по его вкусам, но без его спроса и, к тому же, говорит голосом его матери. Невольно в ходе сложных отношений человека и андроида герой начинает переносить на Нимани свои личные неразрешенные проблемы. Тут как ни крути, но «Восход Эдерлези» — глубоко психологичный фильм. Смотреть его из позиции психоаналитика — одно удовольствие. Себастьян Кавацца не выдаёт комичных выражений лица, не ломает комедию, не устраивает истерик на ровном месте. Кастинг международного уровня к этому фильму дал о себе знать — трудно вспомнить других актеров, которые бы идеально вписались в эту роль, хотя к стыду своему я не видел других его фильмов. Немало удивила и Стоя — будучи звездой «кино для взрослых» она сначала вызывала у меня скепсис. Однако.
Очеловечивание андроида, освобождение его от оков программного обеспечения корпорации — бунт героя против системы в локальном замкнутом пространстве. За долгие месяцы полёта от Земли он восстаёт против них практически актом сотворения жизни, за который расплачивается новой болью. Не устраивая побеги и гонки со спецслужбами, не хватаясь за оружие, не снося половину мегаполиса — нет, где-то на задворках Вселенной он видит в андроиде женщину, когда целая корпорация на Земле не может увидеть в нем человека. По теме исчезновения границ между человеком и роботом «Восход Эдерлези» спокойно спорит с «Бегущим по лезвию» и тем более с любыми другими произведениями фантастов, в которых обретающий разум робот становится угрозой для человечества (от «Терминатора» до «Чужой: Завет»).
Фильм камерный. Замкнутое пространство космического корабля не может похвастать богатством интерьера — да к чему он в космосе? Буквально несколько помещений, в которых разворачивается драма наполнено безупречной работой со светом. Фильм смотрится волшебно в его минималистичном наполнении. Он просто красив, его можно смотреть хотя бы просто ради визуального ряда.
Еще можно найти отсылки к «Солярису» Тарковского- но не нужно. «Восход Эдерлези» — достаточно самобытный фильм. Снят на английском языке (это, пожалуй, был минус к ожиданиям, я, всё же, хотел послушать сербский). И еще его не было в прокате — я урвал билет на единственный сеанс, и, судя по всему, его и не будут показывать на широких экранах кинотеатров. Наверное, большинству зрителей он сочтется скучным, поскольку экшена он начисто лишен. Фанатам Стои (думаю, таковые в мире существуют) он не понравится точно (прокатный рейтинг 16+, время показа: 20,00). «Восход Эдерлези» — это очень психологичный, минималистичный и просто красивый фильм с небольшой (и, наверное, к счастью) целевой аудиторией. Фантастическая драма одного человека, который где-то на задворках Вселенной борется с грузом собственных переживаний.
as_Demaniak
She was his android slave.
Фильм — альтернативный взгляд в будущее планеты Земля. 2148 год, на Альфу Центавра посылают 1 человека, астронавта Милютина и одного андроида Нимани. Лететь им туда не много не мало — 15 лет. Отличный повод для самокопаний и переосмысления бытия.
Нимани создают по вкусам Милютина, и даже голос берут голос матери. Мы практически ничего не знаем о прошлом героя, о его миссии, поэтому все события, которые разворачиваются, приходится додумывать на ходу — что удовольствие.
Картинка зрелищна. Отдельные аплодисменты операторской и световой работе. Хоть фильм и камерный (действие разворачивается как будто в нескольких комнатах космического корабля), однако картинка вставляет и захватывает.
В фильме просматривается очень тонкий психологизм. Между Милютиным и Нимани возникает любовная связь, герой начинает верить, что она — живой человек. Актёрская игра на высоте. Редко смотрю Сербские фильмы, оттого актёрский состав мне не знаком совсем, однако это не мешает проникнуться к ним симпатией.
Идея человека, который влюбляется в робота — отнюдь не оригинальна. Но подача именно этого фильма заставляет прочувствовать её с новой стороны. Однако же после фильма всё же остаётся ощущения чего-то такого, что не хватило для 100%-ого попадания в душу.
В итоге, рекомендую ли я картину? Она явно найдёт своего зрителя, хоть и очень неширокого. Поэтому попробуйте, вдруг это именно вы.
MihailSMN
|
|