Все еще Элис / Still Alice
Элис Хаулэнд — известный профессор лингвистики. Она счастлива в браке, у нее трое взрослых детей. Но все меняется, когда однажды она начинает забывать слова…
Экранизация по произведению: Лиза Дженова
Золотой глобус, 2015 год
Номинации: Лучшая женская роль (драма) (Джулианна Мур)
Помни меня
... и я больше не знаю, кто я.
Вполне возможно, что у вас или у ваших знакомых в детстве или юности был опыт общения с пожилым человеком, находившимся в уникальном состоянии - с одной стороны это явно была не кома и вы могли бы сказать, посмотрев бабушке или дедушке в глаза, что кто-то там еще есть, и этот человек способен на мыслительный процесс, так как прямо сейчас рассказывает вам, что вы находитесь на залитой солнцем траве в деревне и готовитесь пройти по мосту, в то время как на самом деле вы сидите в тесной кухне мрачной хрущевки; с другой стороны вы явно могли бы быть уверены в том, что этот человек потерял себя, поскольку не знает кто он, сколько ему лет, сколько у него детей, где он находиться и что случилось двадцать минут назад. Такой опыт был и у невролога Лизы Дженовы, которая во время учебы в старшей школе ухаживала за бабушкой, которая была сражена тем самым недугом, что крадет у человека его сущность, а именно болезнью Альцгеймера, и была заворожена процессом, который происходил в голове у ее бабушки, но не могла получить о нем подробную информацию из первых рук, поскольку ее старшая родственница уже находилась на поздней стадии болезни Альцгеймера. Когда Лиза Дженова повзрослела, занялась неврологией и стала кандидатом наук, она провела несколько исследований этого недуга с людьми на начальных стадиях, которые еще могли описывать свое состояние, и результат этой работы неожиданно вылился не в диссертацию, а в книгу, описывающую уникальный случай возникновения Альгеймера в раннем возрасте, являющийся на сто процентов вымышленным в плане сюжета и действующих лиц, но абсолютно реальным с точки зрения описания развития болезни и эмоций человека, ею пораженного. Дать новую жизнь этой книге на экране решили два независимых режиссера Ричард Глацер и Уош Уэстмоленд, вдохновленные историей об «искусстве потери», которую рассказала Лиза Дженова.
К сожалению, за долгие годы своего существования кино превратило серьезные и неизлечимые болезни, неумолимо съедающие тело или разум человека, в мелодраматическую историю о том, как умирающая от рака женщина находит свою единственную любовь, или в сказку об идеальном человеке, несправедливо пораженным болезнью, или просто в историю, в которой рассказывается об общих вещах и темах, либо же о классических и хорошо известных обществу проявлениях и сложностях заболевания. Но даже если картина снята хорошо и талантливо, в большинстве фильмов герой, как чаще всего и режиссер, не является человеком, который в полной мере может осознать происходящее с ним и проанализировать его. Именно это делает главная героиня работы Ричарда Глацера и Уоша Уэстмоленда «Все еще Элис» - как профессор лингвистики и человек, который изучает коммуникацию большую часть своей жизни, и по-настоящему увлечен своей работой, главная героиня картины прекрасно осознает насколько важно иметь возможность выразить свои мысли словами и вообще иметь эти мысли, она четко понимает, какие именно процессы происходят в ее голове, замечая болезнь уже на раннем этапе, и не имеет никаких иллюзий относительно того, каким образом закончится ее жизнь. Несмотря на то, что в картине присутствует множество второстепенных героев, «Все еще Элис» это изолированная история одного человека, проводящего последнее в своей жизни исследование и относящегося к нему с пугающим хладнокровием, что позволяет режиссеру сосредоточить внимание не на слезливых cценах отрицания болезни поначалу и принятия ее в конце, а на конкретных проявлениях и развитии заболевания.
Исполнительница главной роли Джулианна Мур тоже проделала обширное исследование и познакомилась со множеством людей, находящихся в данный момент в той же стадии, в которой была ее героиня большую часть фильма, то есть на отрезки пути, когда человек уже осознает катастрофическую потерю памяти и умения выражать свои мысли, но еще может функционировать в обществе, и, безусловно, многим картина обязана именно способности актрисы выразить постепенную смерть личности главной героини - та успешная во всех сферах Элис, которую вы видите в самом начале, совсем не похожа на ту призрачную Элис, с которой вы знакомитесь в самом конце, и не способна даже выполнить последнюю волю еще не пораженной болезнью себя, желающей умереть достойно и не стать обузой для семьи. Но, несмотря на то, какую большую роль играет в картине исполнение Джулианны Мур, главное в ней все-таки слова, будь то длинные речи на публичных выступлениях или семейные разговоры, каждая буква, произнесенная, написанная или набранная главной героиней, фиксирует то, как она осваивает «искусство потери», начиная с того, что из ее жизни уходят лишь конкретные слова, и заканчивая тем, что уходит она сама, оставляя внутри нечто, что еще способно реагировать на внешний мир и даже осознавать какие-то вещи, но уже не способно не то, что быть собой, а даже понять, что это такое и почему это так важно.
Виктория Бувье
Чтобы помнить
Фильм не идеален. Мне не хватило эстетики в плане режиссерской и операторской работы. Иногда даже возникало ощущение, что я смотрю телевизионный фильм. Не вооруженным взглядом видно, что этот фильм снимал не Эммануэль Любецки, Уолли Пфистер или Януш Камински. Любой из вышеперечисленных гениев камеры мог внести в эту историю ту самую последнюю каплю творчества, которой мне не хватило, чтобы назвать это кино безусловным шедевром. Сценарий слегка провисает, в некоторых местах ему не хватает накала эмоций, все идет слишком уж равномерно.
Однако все мои претензии касаются исключительно первой половины фильма. Затем произошла какая - то чудесная метаморфоза и буквально с каждой новой сценой сила эмоционального воздействия росла и росла, пока в конце не накрыла меня, словно лавина. Естественно, такие недостатки как слабенькая операторская работа никуда не делись, но неожиданно для самого себя, я постепенно перестал их замечать и то, что раздражало и даже мешало воспринимать историю в начале, ближе к концу стало совершенно не важным.
А все благодаря тому, что в ходе этих полутора часов ты из стороннего наблюдателя постепенно превращаешься в часть этой истории. Эти люди почему - то становятся, тебе небезразличны. Ты им сопереживаешь, причем не только главной героине, которая с каждой секундой теряет часть самой себя, а всей ее семье. Это большое достижение и оно стало возможным во многом благодаря прекрасным актерам.
Сейчас в самом разгаре наградной сезон и многие критики считают, что все основные награды в номинации «Лучшая женская роль» должна получить именно Джулианна Мур за роль в этом фильме. Знаете, я никогда не был поклонником этой актрисы и еще не видел в деле ее главных конкуренток, так что возможно, в конечном итоге Элис Хоуленд и не будет для меня лучшей женской ролью этого года, но она однозначно останется одной из лучших. Мур действительно вжилась в образ. Мне особенно запомнились несколько сцен: ее речь на встрече больных альцгеймером, то, как она сидела с новорожденной внучкой на руках. Было еще немало сильных сцен, но больше всего меня поразил финал: неожиданный, резкий, печальный, но такой на удивление светлый, что к горлу невольно подступает ком.
Меня приятно удивило, что это не театр одного актера, как часто бывает с подобными фильмами. Мур здесь конечно сияет ярче всех, но мне так же очень понравилась игра Алика Болдуина. Он прекрасно передал ту боль, что испытывает человек, когда видит, как угасает родная душа, но не может ничего с этим поделать. Ему так больно на это смотреть, что хочется сбежать, переехать, зарыться с головой в работу, лишь бы укрыться от невыносимого ада реальности, в которой ты не можешь ничего исправить. Сцена в кафе - мороженное, один из самых трогательных и грустных моментов всей истории. Так же мне понравилась игра дочерей главной героини. Особенно Кристен Стюарт. Сам не верю, что говорю это, но возможно, она не так безнадежна, в плане актерских способностей, как мне казалось.
Пожалуй, пришло время подвести итог: фильм не идеален и его можно было сделать еще лучше, красивее, эмоциональнее, но даже в своей несовершенной форме он производит очень сильное впечатление.
P.S. В конце хочется сказать: цените каждый момент своей жизни и неважно хороший или плохой. Пусть мир порой бывает, жесток и не справедлив, но наша жизнь - это наше главное сокровище. Никто не знает, когда настанет финал вашей истории, поэтому старайтесь написать ее максимально яркими красками, чтобы помнить.
9 из 10
АндрЭ-Кино навсегда
Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).
Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.
Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.
В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.
Похожие фильмы
Показать большеКомментарии
|
От пользователя buryamba:
8/10
|
17:05 / 10.07.2015 |
|
|
От пользователя hunter:
Вот хороший, немного медленный, правда, фильм. Заставляет задуматься, что живем, все хорошо, а потом бац и инвалид. Цените нормальную жизнь, она коротка
|
22:51 / 08.07.2015 |
|