В «Выше неба» несколько сюжетных линий: первой любви (что продается в трейлере и считывается как русские «Виноваты звезды»), отношений матери и дочери (на спецпоказе «КиноПоиска» зрительница сравнила эту линию с «Леди Берд»), любовного треугольника с участием отца и подруги дочери (тут, разумеется, первой на ум приходит современная классика — «Красота по-американски»). И все это на фоне летнего зноя, детективной линии, неприкрытой телесности сочащихся молодостью девушек и визуальных ассоциаций с ранним Михалковым и «Сто дней после детства».
Словом, понамешано в новом фильме Оксаны Карас («Хороший мальчик») довольно много, молодежная история скорее резко, чем плавно перетекает во взрослую, но в финале все благополучно сходится во внятное высказывание о свободе, правде и любви, как бы пафосно это ни звучало в пересказе.
На «Кинотавре» фильм получил приз за лучшую женскую роль. У Виктории Толстогановой (начинавшей в не лучших фильмах Абдрашитова, Митты и Лунгина и довольно быстро сместившейся в поле сериалов с редкими второплановыми выходами вроде «Движения вверх») в «Выше неба» действительно есть несколько ударных эпизодов (песня на дне рождения мужа, сцена с дочерью в лесу), на которые нельзя было не обратить внимания.
Тема токсичных отношений в семье — дико актуальная, активно сейчас препарируемая в современных зарубежных романах-бестселлерах и сериалах (вроде «Острых предметов» или «Патрик Мелроуз»). Несколько фильмов на эту тему было и на прошедшем «Кинотавре». «Выше неба» выделяется среди них тем, что говорит о сложных вещах простым языком. Остается надеяться, что кино достучится до своей целевой аудитории — дочерей и мам, родителей и детей.
Борис Григорьев
Новый фильм Оксаны Карас «Выше неба» получил от критиков множество оценок, чаще всего нейтральных или положительных. Конечно, когда в России выходит любое авторское кино, критики готовы наподдать (часто незаслуженной) похвалы. Что же я увидел?
Начнём, пожалуй, сразу с идеи и посыла. Я человек простой, не критик, оттого высокохудожественно текста от меня никто не ждёт, так что напишу простыми крестьянскими словами. Карас рассматривает семейные отношения, в которых мать семейства, извините, целиком и полностью «доминирует» над всей остальной семьёй. Тема довольно актуальна: данное явление уже довольно часто встречается, более того, подобные замашки иногда видны и у молодых девушек. Уточню, создатели не только рассматривают сами отношения такого рода, но и их последствия.
Для раскрытия темы в «Выше неба» созданы очень яркие персонажи. Мама — неявный тиран, токсично относящийся к своим родным. Она любит верховодить, она упивается этим. Итог — муж-тряпка, дочь без детства. Приятно, что создатели не говорят нам это всё в лоб, окончательно персонаж мамы раскрывается в двух ситуациях: когда ей становится легче от доведения дочери Саши до слёз и судорожные попытки «восстановить контроль» над мужем, который посмел подумать сделать что-то по своему. Тем более логично смотрится кульминация в истории с Сашей. Такие отношения — разрушительны.
Папа — уставший интеллигентный мужчина, который часто является жертвой токсичного отношения к нему жены, как с моральной точки зрения, так и с реальной (сцена банкета). Такое чувство, что на душе у него какой-то груз… А, так и есть! Хорошо, выходит, создатели прописали героя. Его любовный по сюжету — попытка сбежать, скрыться от своей жизни.
Саша — дочь, не имеющая детства. Она страдает от порока сердца, и ей необходим постоянный присмотр родителя. С одной стороны, мы видим, как героиня пытается вдохнуть хоть немного воздуха жизни, с другой, видно, что девушка не готова к этой жизни. Она слишком буквально всё воспринимает, имеет бесконечное доверие ко всему, что угодно, влюбляется в первого встречного. «Спасибо» маминому воспитанию.
Дьявол кроется в содержании фильма. Зачем вообще нужна сестра Саши, кроме как для растягивания времени — ума не приложу. Зачем добавили столько физиологии и эротизма? В какой-то момент зритель уже просто улыбается, видя в сто пятидесятый раз обнажённую грудь Саши. Восемнадцатилетние девушки ведут себя как 15-16-летние девочки — на уме один секс, разговоры тоже только о нём. На первом курсе обычно уже чесаться всё перестаёт… Неужели не было иного способа показать беспечность героинь?
Несмотря на это всё, фильм смотрится легко. «Выше неба» — массовый артхаус, если угодно. Сюжет не мудрит (а иногда тупит, правда). Цветокоррекция и декорации — ничего выдающегося, просто уютные и спокойные. Звук жидковат, но в целом — нормально. Операторская работа — обычная, хотя и есть пара сильных сцен. Саундтрек только показался неудачным.
Актёры. Таисия Вилкова выдаёт иногда даже осмысленное лицо, что для неё нехарактерно, зачёт. Виктория Толстоганова — восторг. Блестяще сыграла плетущую подлую сеть мать-тирана. «Лучшая актриса» на Кинотавре — награда заслуженная. Алексей Агранович отыграл также неплохо.
«Выше неба» не претендует ни на что. Но, тем не менее, фильм умный и приятный. Пусть такое кино снимают — я только «за».
7 из 10
Морган Фриман