Вызываем огонь на себя
Группе советских подпольщиков, которыми руководит разведчица Анна Морозова, удается установить связь с поляками, работающими на немецком аэродроме.
Ежечасно рискуя жизнью, группа готовит и успешно осуществляет сбор разведывательных данных и серию диверсионных актов. За эту важную, хоть и небольшую в масштабах войны победу приходится заплатить дорогой ценой…
- Фильм снят по одноимённой повести Овидия Горчакова и Януша Пшимановского и основан на реальных фактах.
- Сериал снят к 20-летию победы советского народа в Великой Отечественной войне.
- Первый советский многосерийный телефильм (мини-сериал).
- После показа картины ветераны войны и общественные организации обратились к руководству СССР с предложением посмертно присвоить Анне Морозовой звание Героя Советского Союза.
Эх, Морозова!
Это воистину великий и великолепный советский мини-сериал (совершенно не хочется называть его так, «по-новомодному», впредь буду именовать его полноценно- фильм), один из первых, снятых для крепнущего и развивающегося телевидения.
Фильм, по большому счёту, женский, точнее, даже девичий, девчачий, поскольку главный тон ему задают и главными героинями его являются наши отважные и самоотверженные девчата-подпольщицы во главе с Аней Морозовой, а мужчины, даже большие командиры, это вынуждены признавать. До сих пор поражаюсь, как это такую картину смог снять режиссёр-мужчина по повести целых двух мужчин! Наверно, отличные были консультантки (а может, и негласные руководительницы?).
Чем в первую очередь поражает и трогает картина, так это показом и раскрытием образов на экране. В ней настолько всё естественно исполнено и снято, с огромной долей импровизации, что просто язык не поворачивается говорить о качестве актёрской игры. Здесь, понимаете ли, актёры не играют, а живут жизнью своих персонажей времён Великой Отечественной войны: не по годам мудрой руководительницы сещинского подполья Ани Морозовой, наивно-горячей Лидки (один из лучших эпизодов с её участием, вызывающий у меня истинный восторг- когда она с подругами, по необходимости нарядившись в лучшее платье и надувшись, как мышь на крупу, распевает «Эх, война, война, война идёт аж до Урала...») и многих других. А поскольку, как уже говорилось, фильм «девичий», впечатляют в нём именно актрисы (несравненная Касаткина, Королёва и др.), на которых всё внимание и долгие крупные планы (правда, последние- не для всех; почему-то «крупняков» еврейки Жени и официантки кабаре я не увидел), а мужчины, даже самые «нужные», представляют собой некое необходимое обрамление «цветника». Почти все. За исключением Ролана Быкова и его полицая Тереха. О, эти двое в одном лице моментально стали популярны в народе, а скомпилированное выражение «Эх, Морозова, не хош сама, веди подругу!» употребляется до сих пор. И вправду, колоритнейший Терех- одна из лучших ролей Быкова.
Не могу не обратить внимание и на органичное сочетание в фильме кадров своих и кинохроникальных (порой реально не отличишь, где какие), выровненных по контрастности и скорости показа, а хроника ещё и озвучена соответственно действию.
И, наконец, нельзя не сказать десяток добрых слов в адрес музыки к фильму, написанной тогда ещё молодым, а ныне признанным одним из великих композиторов-авангардистов современности Альфредом Шнитке. В фильме он выступает и как новатор (к примеру, в первой части в одном месте он или пианист-исполнитель играет на голых рояльных струнах!), и как яркий мелодист, поддерживающий кинотему. Замечу: картина снималась на излёте хрущёвской «оттепели», потому в ней и были возможны художественные «изыски» и «вольности», а также некоторый романтизм, которые в конце 60-х окончательно раздавил «соцреализм» брежневской эпохи...
Ставлю фильму «Вызываем огонь на себя» высшую для себя реальную оценку и выражаю уверенность в том, что вы будете с ней согласны.
9 из 10
Альберт Попов
Для меня этот фильм - эталон, один из лучших. Он счастливо избежал плакатности и картонности многочисленных советских фильмов о партизанах и подпольщиках.
Все, что показано в этом фильме - правда без выдумки и преувеличения. Хроника достижений подпольщиков Сещи впечатляет. Здесь и сбор бесценных данных для советского командования, и дерзкое нападение на дом отдыха для немецких летчиков, когда было уничтожено почти двести солдат и офицеров, и минирование самолетов прямо на аэродроме.
Это все важно и интересно, но лично меня этот фильм привлекает тем, что это еще и рассказ о подлинном братстве. Удивительная (для нашего времени) история об интернациональном подполье, где братья-славяне - русские, украинцы, белорусы, поляки, словаки боролись плечом к плечу с общим врагом.
И еще один примечательный факт - в Сещинской подпольной организации за два года работы не было ни одного предателя. Зато были примеры самопожертвования - когда Иван Алдюхов погиб ради того, чтобы отвести тень подозрения от поляков. Или когда Ян Маньковский остался в тюрьме, не убежав с товарищами, чтобы не подставить под удар свою любимую Лиду. Вообще, у меня каждый раз сжимается сердце, когда я слежу за трогательной и печальной историей любви нелепо-смешной и отчаянно-храброй девчонки Лиды Тончилиной и поляка Яна Маньковского.
Меня навсегда покорила та теплота, с которой С. Колосов изобразил в фильме героев-подпольщиков - их человечность, жертвенность и мужество без пламенных речей и героических поз.
9 из 10
Tavrida
В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.
Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).
Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.
Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.
В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.