Я дышу / Respire
Шарли всего 17, и жизнь только начинается. Ее терзают страхи и сомнения, она еще многого боится и не слишком уверена в себе. Однажды в ее классе появляется новенькая. Красотка Сара сразу сближается с Шарли, и все в ее жизни меняется. Отношения девушек перерастают в необычную и опасную связь, от которой будет непросто освободиться и вновь вздохнуть полной грудью…
- Фильм снят по мотивам романа Анн-Софи Брасм «Я дышу!» (Respire, 2001).
Любовь и смерть на почве фанатизма
«У безумия есть своя логика: в первую очередь оно обрушивается на тех безликих существ, которых жизнь обошла своим вниманием.» (Анн-Софи Брасм «Я дышу!»)
В далеком 2001 году французский книжный мир очень взволновал выход романа «Я дышу!», автором которого стала 17-летняя девочка по имени Анн-Софи Брасм. Мелани Лоран на тот момент было всего 18 и, вероятно, она, как и многие ее сверстники, тоже впечатлилась этой жестокой и смелой историей, потому как ее киновоплощение, которого пришлось ждать целых 13 лет, получилось намного тоньше и психологичней самого оригинала. Наверное, сказался зрелый (в отличии от автора книги на момент написания) возраст режиссера.
Речь в фильме пойдет о двух девочках. Первая - Шарли, тихая, слегка угрюмая, судя по всему, когда-то сильно любимая обоими родителями, и сейчас тяжело переживающая их разрыв. Вторая - Сара, новенькая в классе, с первого же дня завоевавшая внимание окружающих, яркая, общительная, самоуверенная. Очень скоро девочки становятся лучшими подругами и сначала дружба их представляет собой прекрасное безоблачное чувство, которому можно лишь позавидовать. Сара, пытающаяся казаться более взрослой открывает Шарли мир, а Шарли взамен предоставляет ей тепло и уют собственной семьи, состоящей из мамы и маминых друзей. Но все хорошее, как известно, не вечно, вот и отношения подруг начинают давать трещину. Сначала Шарли начинает поочередно ревновать то Сару к собственной матери, то мать к Саре, то Сару ко всему миру. Саре же, жаждущей перемен и развлечений, быстро наскучивает тихая Шарли, но, чувстуя собачью преданность подруги, Сара не спешит порывать с ней окончательно, и очень скоро Шарли становится Сариным приспособлением для самоутверждения. Обстановка поначалу размеренного и спокойного повествования накаляется до настоящего психологического триллера, и даже тем, кто книгу не читал, становится ясно, ожидать положительно развязки, смысла не имеет.
Удивительно, что получился не очередной фильм о сложностях французской молодежи, и даже не история в духе «Моего лета любви» Павла Павликовского (хотя первая часть очень похожа, да и в концовке есть что-то общее), или «Жизни Адели» (сравнение, по непонятной причине, облюбованное критиками). «Я дышу» сдержанней и вместе с тем более безумен, но безумие это прячется до поры до времени в темных глубинах душ главных героинь. И вообще, назвать этот филь «подростковой историей» язык не поворачивается, хотя он, безусловно, о тех самых существах, которых дети еще не понимают, взрослые уже не способны понять, а сверстники если и поймут, то ни за что этого не покажут. Но после просмотра подсознание, почему-то определяет его в ячейку «психические расстройства, душевнобольные». Ведь есть в поведении героинь какая-то патология. У Сары в меньшей степени, жизнь заставила ее быть жестокой, и, кстати, проблемы с матерью Сары - большой плюс фильма, потому что по книге Сара была просто успешной девчонкой из относительно благополучной семьи (богемная мамаша-подружка, путешествия, мамины друзья), поэтому ее жажда самоутверждаться и манипулировать выглядели не очень понятными. У Шарли же налицо явные психологические проблемы. Она ранима, стеснительна, пытается не привлекать к себе внимание, в обществе часто чувствует себя не в своей тарелке, не может открыться человеку, нуждается в ком-то кто будет ей руководить, возьмет под свое крыло. И здесь выигрывает книжная Шарли, которая заявляет, что причина всего этого в чрезмерной любви родителей, породившей эгоизм. Истоки психоза Шарли в фильме понятны скорее на интуитивном уровне. Но, так или иначе, Сара становится ее идеей фикс, ее наваждением. Шарли до последнего продолжает верить в возвращение подруги, которая сделала ее жизнь невыносимой. Жизнь без Сары бессмысленна и тосклива, с ней - невыносимо удушлива.
И здесь следует, ради интереса, поискать метафизические причины астмы (по сюжету хронического заболевания Шарли). Например известные среди фанатов эзотерики Лууе Виилма и Луиза Хей пишут:
Виилма: «астма - подавленный страх. Боязнь плохого отношения к себе. Отсутствие смелости жить полноценной жизнью.»
Хей: «неспособность дышать для собственного блага. Чувство подавленности. Сдерживание рыданий.»
И та и другая дают советы по психологическому преодолению болезни, но Шарли выбирает свой собственный роковой способ исцеления.
9 из 10
E-J-B
Преодолеть удушье!
Фабула этого фильма несложна. В старшем классе появляется новенькая по имени Сара. Довольно быстро она сближается с красивой одноклассницей Шарли. Но выясняется, что девочки очень различны, различны настолько, что сближение их оказывается катастрофическим.
У девочек есть сходное в их семейных обстоятельствах - там нет благополучия. И влияние этого на поведение и Шарли, и Сары очень велико: для подростковой психики такое трудно переносимо. Однако реакции девочек на эти обстоятельства очень непохожи. Доверчивая, правдивая, погруженная в себя Шарли буквально подмята семейным неблагополучием. Но активная, изобретательная в методах, беспринципная и склонная к интригам Сара старается затушевать реальность и создать фикцию. В ход идет всё: якобы дружба, внедрение в чужую семью, игра настроением, сплетня и разбалтывание чужих тайн, пафосная демагогия.
Вот здесь, как мне кажется следует уточнить и отчасти опровергнуть два утверждения критики.
Первое из журнала «Empire»: «... столь живых фильмов о конфликтах в подростковой среде навскидку вспомнить много не получится. (Евгений Ухов). Верно, что буквально фильм о подростковой среде, что эмоциональность героинь, конкретные поступки во многом определяются их возрастом. Но на самом деле авторы ленты говорят о гораздо большем. Речь идет о человеческих характерах вообще, о чести и бесчестии, о благородстве и интриганстве, об издевательстве одной над другой, о доведении жертвы до отчаяния. В отношениях героинь роли строго распределены. Поэтому странно звучит заключение: «Никакие выяснения отношений не помогают, девушки превращаются в соперниц и злейших врагов, в ход идут самые подлые приемы. Быстротечная яркая дружба и влюбленность, обернувшаяся ненавистью, приводят к страшному финалу.» (Евгений Ухов, Empire). Нет, одна постоянно уступает другой, подлые приемы - только с одной стороны, и враги - вообще неправильно. Одна (Сара) упорно ведет коварную войну, а вторая (Шарли) оказывается ее наивной жертвой.
Теперь второе странное заблуждение: каннское жюри отметило ленту в числе претендентов на премию за освещение в кино ЛГБТ-темы. Да, там есть такой мотив, но в каком контексте? Попытка приобрести власть над подругой - Сара соблазняет Шарли, и та, открытая любви и еще не познавшая ее в традиционном виде, трепетно и безвольно, но вполне целомудренно откликается. Вот и всё. Проходной мотив, элемент в сложном драматическом рассказе. Это ли повод для ЛГБТ- классификации?
Считаю необходимым отметить великолепную игру Жозефин Джепи и Лу де Лааж, исполнительниц главных ролей.
Теперь о недостатках. Фильм, на мой взгляд, несколько заторможен в развертывании сюжета. Но зритель, преодолевший некоторое топтание начала будет вполне вознагражден сильным финалом картины.
Александр939
Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).
Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.
Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.
В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.