Z – значит Захария / Z for Zachariah
В разрушенном ядерной войной мире чудом смогла выжить 16-летняя Энн. Она встречает взрослого ученого по имени Люмис, который уже потерял надежду найти свою семью. Энн взрослеет, между ней и Люмисом рождаются чувства. Ситуация усложняется, когда появляется третий выживший — молодой парень Калеб. Начинается война за последнюю женщину на земле…
Место под солнцем
«Собственно, воскресная школа заменила мне подготовительный класс: именно там я выучила алфавит по книжке с картинками, называющейся «Библейская азбука». На первой странице было написано: «А значит Adam» [...] Следующей буквой была «В значит Benjamin», «С значит Christian» и так далее. На последней странице было написано: «Z значит Zachariah»; и зная, что Адам - первый человек, я долгое время предполагала, что Захария - последний.» (Роберт О`Брайен, «Z значит Захария»)
Энн живёт в затерянном посреди мёртвой земли и пустых городов клочке зелёного рая - чудом не пострадавшей от радиации долине, в которой есть ферма, бензоколонка, небольшой магазин и церквушка, но совершенно нет других людей. Порой девушка натягивает на себя подобие защитного костюма и совершает вылазки в соседний с долиной городок, откуда приносит книги, пластинки и прочие способы убийства своего одиночества. Но однажды, возвращаясь домой, она замечает на дороге странную тележку, а потом видит не менее странную фигуру в гротескном скафандре. Вскоре запрятанный в недрах защитного материала человек (им окажется мужчина по имени Люмис), на радостях окунётся в ближайший ручей, не заметив, что вода в нём течёт из-за пределов долины, подхватит дозу радиации и окажется в доме Энн, для которой жизнь теперь изменится навсегда.
Экранная адаптация постапокалиптического романа Роберта О`Брайена придерживается букве печатного произведения лишь в своей первой трети. Позволив главной героине привыкнуть к наличию рядом второго человека и складывая с ним некоторые отношения (логичным образом пытающиеся перетечь во всё более интимные), сценарий Ниссара Моди под режиссёрским руководством Крейга Зобела начинает двигаться отличным от литературного первоисточника путём, предпочитая придать основному конфликту совершенно иное направление. В действие вводится новый персонаж - третий выживший после апокалипсиса человек и, в тоже время, второй мужчина, приходящий в плодородную долину. Думаете, дальнейшее развитие сюжета очевидно? Не совсем.
При определённых условиях из фильма Зобела могла получиться очередная банальная история про то, как двое мужчин пытаются заполучить себе единственную девушку на многие мили вокруг, но создатели выбирают куда более интересный путь. Если роман О`Брайена в лучшем случае пытался казаться инверсией на историю первых людей, то его экранизация становится таковой. Библейские мотивы приобретают более чёткие очертания, ведь кроме последней человеческой пары в действии теперь фигурирует условный змий-искуситель. Дьявол проявляет себя постепенно, и окончательно материализуется в тот момент, когда упёршиеся в необходимость разрушения церквушки головы решают отступить. Таинственный незнакомец по имени Калеб своей первой фразой говорит, что не причинит вреда, однако практически сразу привносит раздор во взаимоотношения Энн и Люмиса. Наружу начинают всплывать тайны прошлого, тем самым словно бы демонстрируя, что все трое действующих лиц здесь на самом деле пресловутые незнакомцы, причём не только друг для друга, но и для наблюдающего за ними по эту сторону экрана зрителя
Сюжетные изменения, вносимые Зобелем и Моди, по сути не так уж и велики, однако заставляют работать рассказываемую историю на новом тематическом уровне. Проблемы выживания девушки, запертой в относительно замкнутом пространстве с начинающим проявлять агрессию мужчиной, в фильме видоизменяются в шаткое сосуществование трёх людей, чьи образы окутаны религиозными подтекстами, взаимными (но не всегда высказываемыми вслух) подозрениями и сексуальным влечением. Режиссёрский подход Зобела стремится избежать лишних движений в раскручивании сюжетных перипетий, строя повествование как можно более плавным и аккуратным образом. При этом особенно интересно, насколько хитро вводится в действие Калеб, противопоставляемый Люмису практически со своего первого появления. Такой же голубоглазый и светлокожий, как и Энн, так же имеющий за плечами основы религиозного воспитания против своего чернокожего и атеистично настроенного оппонента - он закладывает сомнения в девичью душу одним лишь своим присутствием, а потому расщедриваться на дополнительные выверты и твисты сценария создателям просто нет необходимости.
«Z значит Захария» оказывается визуально прелестным фильмом. Свежая зелень, яркое солнце, по-летнему тёплая и загорелая Марго Робби в окружении Криса Пайна и Чиветеля Эджиофора - всё это создаёт посреди постапокалиптических конвульсий странный островок жизни, в котором находится место романтическому ужину при свечах, ночному купанию в пруду, неопределённости в чувствах и ревности, приводящей к фатальным последствиям. Исключительно эмоциональная динамика, практически целиком построенная на игре актёров, а не на торчащих в кустах сюжетных оргАнах (они есть, но незначительны) дополняется искусственной изоляцией героев и формирует, на самом деле, достаточно напряжённое драматическое полотно. Подробностей апокалиптических событий здесь ещё меньше, чем в книге О`Брайена, и словно бы подчёркивая, что не в этом суть, Зобел в финале словно бы и вовсе забывает про них. История окончательно выводится на уровень человеческих взаимоотношений, как будто бы и не обременённых борьбой за жизнь посреди отравленного мира. И в этом скрывается подлинная красота и истинная суть картины, условное подчёркивание того факта, что выживание в одиночку возможно, но рано или поздно возникнет желание, необходимость почувствовать рядом плечо другого, ставшего близким тебе человека. Пусть даже ради обладания им и придётся идти на крайние меры.
Paranoik-kinofan
Укромный уголок души
...Мы все уносимся вдаль на одной и той же планете - мы экипаж одного корабля. (Антуан де Сент-Экзюпери)
Небольшой уединённый городок, окутанный холмами и голыми серыми деревьями, страдает от одиночества, отсутствия людей, нехватки внимания и заботы. Разрушенные стены, старые оставленные вещи, покрытые пылью столы, стулья и всеми забытые книги... Никто не суетится по утрам, не ездит по дорогам, не ругается и не кричит. Тут всё тихо, спокойно, невозмутимо - даже птицы не пролетают: не слышно ни шороха крыльев, ни чириканья и щебетанья. Нет никакого шума... Мир опустел, и теперь он томится от последствий ядерной катастрофы, разрушившей и унёсшей с собой всё самое дорогое и родное, оставив безлюдные города, наполненные ядовитым воздухом. Но ведь не всё потеряно и безнадёжно... Там, за этим умирающим городом, за грязным шоссе, извилистым дорогам и высохшим лесам, тянутся к небу деревья, колышутся листья и цветёт трава, а значит - есть надежда. Здесь природа живёт своей жизнью. Да-да, она не просто существует, а живёт, дышит и процветает, заливаясь самыми разными оттенками зелёного, будто бы художник, рисующий депрессивную позднюю осень, мигом передумал, тут же преобразив удручающий период времени в жизнерадостную и животрепещущую пору, где проживает одна особа по имени Энн - возможно, последняя женщина на Земле.
Затронув не новую для кино постапокалиптическую тематику, основанную на романе Роберта С. О'Брайэна, американский режиссёр Крэйг Зобел, следует по непривычному, непредвиденному для зрителя пути, придерживающемуся иной концепции. Он не изучает последствия катастрофы, не исследует разрушившийся мир, не собирается объяснять или втолковать что-либо по этому поводу, и даже не пытается найти логическую причину случившегося, как в схожей по идее картине «Я - легенда». Режиссёр проникает глубже, желая разобраться в человеческой природе, подвергая его различным испытаниям и проверяя на прочность натуру, характер, сущность. Нечто подобное делал Земекис в своём «Изгое», однако тот выплёскивал эмоции и открыто делился чувствами, а у Зобела всё гораздо преспокойно и сдержанно. Да, здесь нет вопящего и надрывающегося Тома Хэнкса, вынуждающего сердце сжиматься от страданий и тяжёлой судьбы его героя, зато имеются уравновешенные и по-своему глубокие Марго Робби, Чиветель Эджиофор и Крис Пайн. Картине не требуются никакие дорогие эффекты, изображающие постапокалиптический мир, достаточно несколько кадров уединённой, осиротелой окружающей среды и трёх этих актёров, которые гипнотизируют, заставляя поверить в происходящее и приковывают к себе внимание, за счёт непостижимости и глубины своих персонажей. Юная девушка Энн, взрослый учёный Люмис и молодой парень Калеб - режиссёр неспешно и постепенно выстраивает треугольник взаимоотношений, пропитывая его чувствами одиночества, страха неловкости, ревности и собственности. Видно, как проявляется вера в мире без надежды, когда кругом безысходность и отчаяние; когда не с кем общаться и делиться своими проблемами; когда некого беречь и любить. Что же остаётся делать в таком случае, когда двое мужчин встречают единственную женщину в далёких безлюдных краях, где нет никого и ничего, кроме одного дома и маленькой деревянной церквушки, дающей лучик надежды для тех, кто всё ещё продолжает верить, несмотря ни на что. Режиссёр концентрирует внимание не на внешних обстоятельствах, а на конфликте внутри каждого персонажа. Разногласия незаметно проявляются и чувствуются сквозь пронзительные взгляды, совместные деяния, взаимопомощь, и даже сквозь молчание. За завесой усталости и тяготы, обнаруживаются сильные чувства, стремящиеся наружу. По причине безнадёжного и беспросветного будущего, недоверие и ревнивость, со временем, пробиваются в эту обременительную и томительную обстановку, где всё кажется безуспешным и пустым.
Подобно «Иде» Павликовского, Зобел стремится показать историю, выявить чувства, эмоции, страсть и переживания, путём внутреннего конфликта, заключающего в себе несогласованность и противоречивость между потребностями плоти и души. Для того, чтобы прочувствовать всю палитру эмоций этой картины, не нужны какие-либо разъяснения, долгие разговоры или слова растраченные впустую. Надо лишь расслабиться, успокоиться и просто проникнуться в эту атмосферу... Побыть там какое-то время, ощутить её всем сердцем, поставить себя на место героев, осмыслить их поступки и познать глубину чувств, оставляющих впоследствии щемящий осадок тоскливой суеты и надежды, которой уже практически не осталось. Пусть лучше время идёт своим чередом: деревья продолжают расти, ветви вздыматься к небу, трава зеленеть, кусты зацветать, вода протекать сквозь скалы, а маленькая деревянная церквушка, хранящая в себе тёплые и приятные воспоминания, оставаться на месте... Ведь это люди приходят и уничтожают всё самое прекрасное и хорошее, оставляя после себя одни обломки, развалины, руины...
writer19
Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).
Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.
Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.
В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.