За холмами / Dupa dealuri
Алина возвращается в Румынию из Германии, чтобы забрать с собой Войчиту, единственного близкого ей человека, когда-либо отвечавшего ей взаимностью. Но Войчита обратилась к Богу, а Бог — серьезный соперник, когда дело касается запретных чувств…
Создание фильма:
- Создателем фильма «За холмами» является достаточно известный румынский режиссер Кристиан Мунджиу: в 2007 году он снял фильм «4 месяца, 3 недели и 2 дня», который был отмечен многими престижными кинонаградами. Сценарий фильма, основанный на одноименном романе Татьяны Никулеску Брэн, также написал сам режиссер Кристиан Мунджиу.
- Роль послушницы Войчиты исполнила двадцативосьмилетняя Космина Стратан – студентка театральной школы и журналистка, начинавшая в той же газете, где когда-то писал и сам Кристиан Мунджиу. С режиссером актриса познакомилась, когда пришла брать у него интервью. Роль бунтарки Алины сыграла тридцатичетырехлетняя Кристина Флютур, переводчица и актриса национального театра. Для обеих актрис работа в фильме стала дебютом в кинематографе, они получили Пальмовую ветвь Каннского кинофестиваля в номинации «Лучшая женская роль». Также в фильме снялись Валериу Андрьюта, Дэна Тапалага, Каталина Харабажиу и другие актеры, для которых эти роли также стали дебютными
- Кристина Флютур, исполнительница роли Алины: – «За холмами» – мое первое столкновение с кинокамерой, но у меня не возникло ощущения, что надо осваивать принципиально новое ремесло. Я просто окунулась в работу с головой. Мне показалось, что главное отличие кино от театра состоит в скоростях. В театре у тебя в распоряжении месяц, а то и два, чтобы срастись с персонажем и сродниться с текстом. А Кристиан переписывал реплики прямо по ходу съемок, и на то, чтобы их разучить, отводилось не больше часа. Но мне даже понравилось – можно было не вдаваться в чрезмерно подробный анализ и вообще не задумываться, играть нутром, а не головой. И еще мне понравилась тонкость, с которой кинематограф способен рассказывать о персонажах, отталкиваясь от одной какой-нибудь мелкой детали. В театре все гораздо крупнее.
- Космина Стратан, исполнительница роли Войчицы: – Когда я прочла сценарий, Алина, героиня Кристины, понравилась мне куда больше, чем Войчица – она очень свободная, очень озлобленная и очень храбрая. Но потом мы с Кристианом все обсудили, устроили несколько репетиций, и я постепенно начала понимать своего персонажа. Хотя поначалу очень сложно было смириться с тем, что Войкица ничего не может решить самостоятельно, не может наплевать на чужие советы. Ей постоянно нужно на кого-то опираться, она не может шагу ступить без чужого одобрения. Мы снимали в хронологическом порядке, и я все время хотела вмешаться, помочь Алине, что-то предпринять. А Кристиан говорил: «Погоди! Еще не время!». Это было очень тяжело. Все время хотелось сказать Войкице: «Ну же! Давай! Сделай хоть что-нибудь!».
- Премьера фильма «За холмами» состоялась в мае 2012 года на Международном кинофестивале в Каннах.
Награды и номинации:
Кинопремия «25-я церемония вручения премии Европейской киноакадемии 2012»
Номинации:
Лучшая работа сценариста
Кинофестиваль «65-й Каннский кинофестиваль (2012)»
Победитель в номинации:
Серебряная премия за лучшую женскую роль - Космина Стратан
Серебряная премия за лучшую женскую роль - Кристина Флутур
Номинации:
Золотая пальмовая ветвь
Заповедей не блюла, не ходила к причастью
Я хочу стоять с тобой
где-то совсем не знаю
там почему-то не знаю
стоять с тобой
там,
где не знаю, не знаю, не знаю
в очереди куда-то,
потому что
убежать невозможно!
Кристиан Мунджиу, румынский режиссер и сценарист (вспоминайте «4 месяца, 3 недели, 2 дня»), с его новым «За холмами» и регалиями последних Канн - «За лучший сценарий» и «За лучшую женскую роль» для обеих главных актрис.
Сегодня его фильмы относят к термину последнего десятилетия «новая румынская волна» (Cristi Puiu, Catalin Mitulescu, Corneliu Porumboiu). Без сомнения заслуженный, но официоз, коего не бывает у Мунджиу. Человек снимает большее - жизнь. Его сложные темы обходятся без указующего перста морали. Здесь не случится натужного финала, и авторских реверансов, когда выстраивается задорный happy end по затрепанным лекалам (помним волшебные исправления целлулоидных героев).
Так вот, если желаете скрасить вечер, если вам легкого, понятного и поярче, - сэкономьте время и не смотрите «За холмами». Потому как выясняется, что наблюдать неприкрытые судьбы нет никакого зрительского интереса. Неприглядные, оголенные, ранимые. Выходит, не получилось у Мунджиу снять фильм - получилось показать жизнь человеческую.
Я хочу стоять с тобой
на вокзале нигде
в темноте в поле
утром почему-то
Я хочу стоять с тобой
Не говори...
Серое осеннее время современной Румынии. Блеклые деревенские пейзажи с жухлыми полями тоскливо перетекают в жизни героев с теми же прилагательными.
Маленький женский монастырь, священник, мать-настоятельница, двенадцать сестер. Благообразно, сурово, ортодоксально, обрядово. К Войкице, молодой насельнице, приезжает подруга по интернатскому жалкому детству, Алина. Юный дух не такой жизни, нашествие со своей неуместной любовью, с будущим и таким возможным счастьем.
Встреча на вокзале - рывком, прижать, слез не сдерживать. Обхватить за шею, скорее выдохнуть:
- Я так одинока! Я схожу с ума в этой Германии! У меня нет никого, кроме тебя!
И после увидеть ясные глаза:
- Не надо, на нас смотрят, кругом люди.
Да все понятно: в чужой монастырь со своим уставом - напрасный труд. А со своей любовью, с ней - можно? Когда с самого детства в скудном румынском интернате, и никому-то ты не нужен в этой большом мире. Вместе и всегда, а тут... Что сказать, когда она, в черном платке и длинной юбке, все уже решила:
- Я выбрала свой путь, где я никогда не буду одна.
- Но у тебя же есть я!..
Мирское сознание может удивляться, что земная, человеческая любовь становится помехой для того, кто выбрал монашеский путь. Религиозное - на тот же вопрос ответит иначе. И вот она, история Мунджиу, о сложности главного выбора, который у каждого свой. О том, как ханжество и мракобесие принимают образ заботы, коверкая жизни, беззастенчиво ковыряясь в них. О том, как зашоренность узкого благочестия радостно обнаруживает соринки в чужих глазах, давно ослепнув от собственных бревен. О дружбе, преданности, страхе, одиночестве.
В своих интервью режиссер позиционирует «За холмами», как фильм о любви. И делает центральным религиозный аспект, что непременно выводит на сильные эмоции. Многие упрекают Мунджиу в намеренном эпатаже и желанием взорвать зрителя и фестивали. На мой взгляд, этого нет нисколько, только ведь честное раскрытие острой темы не может не обладать подобным эффектом. И глупо рассчитывать, зная синопсис и имя режиссера, что на экране польется патока.
Фильм длился более двух незаметных часов и не торопился заканчиваться после. Осел в голове и сердце. Очевидный сигнал получения ценного на фоне коммерческих широкоформатных атак. «За холмами» - это для тяжелого просмотра, весь из сожалений и для сожалений же. Не было единственного - потерянного времени. Написали -155 минут, а тут...
Спасибо.
Я хочу стоять с тобой
не умоляя ни о чём
и без надежды
и с болью в сердце, конечно
Я хочу стоять с тобой
никогда не разлучаясь, конечно...
PS: в отзыве использованы отрывки из стихотворения Фаины Гринберг.
Nitaya
После предыдущего фильма Мунджу я с опаской шел на новое детище румынского режиссера. «4 месяца, 3 недели и 2 дня» мне показалось глубоко личным фильмом, и скорее всего, прочувствовать его может только человек, прошедший через похожую проблему. Посмотрев фильм «За холмами» первое чувство было именно чувство тяжелого потрясения от большого, настоящего, несоизмеримого Искусства. Фильм об одной истории, об одном моменте времени - но для меня картина показалось чем то вроде глобального эпоса, охватившего очень многие стороны Жизни. Причем, уникальность этой картины в умении режиссера не показывать своего личного отношения к происходящему, остаться как бы в роли лишь правдивого рассказчика. Это очень важно для такого сильного фильма, т. к. после просмотра внутри смотрящего буря противоречий, вопросов, желаний - и они будут решаться еще долгое время - фильм продолжается уже вне экрана. Также хочется отметить оператора картины, который длинными планами и точным расположением камеры - полностью погружает зрителя в происходящее на экране, отрезая внеэкранную реальность. И конечно исполнительницы главных ролей - однозначная Пальмовая ветвь - без сомнений - невероятная игра, зачастую такое чувство, что они не играют, а фильм не художественный, а документальный. Еще, кажется важно, осознание зрителя того, что экранизированная история - не вымышленная, а основанная на реальных событиях. Выходя из зала это осознание окончательно потрясает. Вообще, если в одном предложении: тяжелый, невероятно сильный фильм обо всем том, что чувствуешь и о чем мыслишь. Замечательные противостояния в фильме: жизнь в монастыре и жизнь в миру, истинна вера и подражание, одержимость и пустота, любовь и безразличие. Единственное, что я не ощутил в этом фильме и не увидел - Бога. Вроде почти весь фильм в монастыре, вроде вера то истинная, вроде любовь настоящая - но из-за отсутствия Бога - веет сильным холодом и грех «безразличие» видится явно.
Замечательно, что такой фильм вышел в большой прокат, причем даже в провинциальных кинотеатрах - в Нижнем Новгороде фильм был показан в двух разных кинотеатрах, по одному сеансу в день в течении недели. Радует, что появилась возможность смотреть Настоящее кино на большом экране. Только опасно, что зритель, который до сих пор смотрел только мэйнстрим, вдруг подумает: «надо бы узнать, что же такое артхаус» и зайдет на сеанс фильма «За холмами» - думаю будет шокирован и вряд ли захочет еще раз подвергать себя столь тяжелому испытанию. Фильм таки, мне кажется, для хорошо подготовленного зрителя - для любителей глубоких, далеко идущих философских мыслей и настоящих влюбленных в Кино.
Rider
Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).
Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.
Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.
В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.
Похожие фильмы
Показать большеКомментарии
|
От пользователя Anna_Iv_O:
Если я правильно поняла , то в этом фильме наверное хотели выставить верующих людей в неприглядном виде… Монастырь это не приют, там очень серьезная организация жизни, не такая, какая показана в фильме. Монахи строго следуют своему уставу. Посторонние - чуждые духовной жизни, не могут влиять на них. Поэтому инцидентов, какие показанны в фильме, не может быть в нормальном монастыре по определению .
|
05:01 / 05.09.2013 |
|