Затухающий огонек / Le feu follet

Затухающий огонек
Недостаточное количество голосов

 
Дата выхода: 02 Сентябрь 1963
Режиссёр: Луи Маль
Продолжительность: 01:48
Просмотрели: 13

Алену Леруа за тридцать, когда-то он воевал в Алжире, несколько лет был душой парижской богемы, развеселая жизнь, лишь изредка омрачавшаяся приступами меланхолии, привела к алкоголизму. И даже женитьба на богатой красавице-американке ничего не изменила. Пришлось пройти курс лечения в версальской клинике для состоятельных граждан, откуда он, абсолютно здоровый - по мнению врачей, боится выйти. И все-таки выходит, чтобы отправиться по старым адресам...

Трейлер (Youtube)

Фрагмент

  • Экранизация по произведению: Пьер Дрё Ла Рошелль «Блуждающий огонёк»

Награды и Номинации:

  • На Венецианском кинофестивале 1963 года фильм был одним из номинантов на Золотого льва, но награда досталась фильму Франческо Рози «Руки над городом».
  • На этом же кинофестивале фильм был удостоен Премии итальянских критиков, а также поделил Специальную премию с фильмом Игоря Таланкина «Вступление».
  • В 1964 году был присуждён приз Французской киноакадемии «Хрустальная звезда» в номинации «Лучший актёр года» артисту Морису Роне за роль Алена Леруа

 

Жизнелюбие с приступами меланхолии.

Луи Маль, которого формально принято относить к «Новой Волне», показал в своей картине блуждания одинокого человека в этом мире. Кинокартина «Затухающий огонек»- последняя из трилогии Маля, посвященной экзистенциальному одиночеству.

Несмотря на загруженность второстепенными персонажами и диалогами, по сути весь фильм- это монолог главного героя, затухающий крик о помощи и любви. А другие персонажи лишь помогают обрисовать протагониста.

В этой картине герой Ален Леруа переживает важный этап в своей жизни со всеми вытекающими последствиями. Он проходит лечение в тихой буржуазной клинике, лечась от алкоголизма. «До» и «почему» нам не показано- узнаем о прошлом мы только из диалогов. Картина начинается со спальной сцены с участием Жанны Моро, от отшлифованной сцены веет отчаянием. Главному герою за 30- вот оно время, чтобы оглянуться и посмотреть на свою юность и встретить зрелость. Он и оглядывается назад, но для себя видит лишь один выход: смерть. Чтобы проститься с прошлым Ален на один возвращается в Париж, в город-праздник. Здесь он встречает людей, прежде с которыми проходили дни бурных развлечений - все они изменились. Одни совсем не признают изменений, продолжая прежний образ жизни; а другие счастливо окутали себя теплыми, семейными путами. Это другая проблематика драмы - переход человека к другим ценностям, вследствие зрелости.

Луи Маль в образе маргинального Алена Леруа раскрывает трагедию человека, не имеющего способностей определить свое место в жизни. Для того, чтобы жить тоже нужен талант, люди не обладающие им, живут, чтобы страдать. В молодости за развязным поведением, выходками, придающими ему очарования Робин Гуда, по сути, было скрыто отчаяние и беспокойство. Поэтому с каждым шагом, Ален Леруа приближается к одному, для себя верному решению. Предсмертная записка ложится клеймом и на настоящее поколение, в котором до сих пор не научились по-настоящему любить друг друга.

Фильм снят на основе биографического романа Пьера дрё ла Рошеля о ныне забытом поэте-сюрреалисте Жаке Риго.

,ev,jrc

В 1963 году 30-летний режиссер Луи Маль перенес на экран книгу Пьера Дрие ла Рошеля «Блуждающий огонек», тем самым завершив свою трилогию, начатую картинами «Любовники» и «Лифт на эшафот». Книга посвящена французскому поэту-сюрреалисту и алкоголику Жаку Риго, покончившему жизнь самоубийством. Дрие ла Рошель практически полностью повторил судьбу друга.

Изначально Маль снимал «Огонек» на цветную пленку, но через несколько дней съемок передумал, пересняв готовые эпизоды на ч/б, превратив многолюдный Париж при помощи оператора Гислена Клоке в пустую хитиновую оболочку, из которой паук высосал остатки жизненной энергии. Через несколько лет подобный трюк повторил соратник Маля по новой волне Жан-Люк Годар в «Альфавиле». Блистательный и великолепный Париж, столь обожаемый иностранцами, не впечатлял молодых французских режиссеров, не внушая им священного благоговения перед собой. «Огонек» сделан по всем законам авторского кино, сюжет прост и предсказуем и главным образом зрителя привлекает непосредственно сама атмосфера картины, а также духовные метания героя. Во многих мифологиях есть разнообразные трактовки такого явления, как «Блуждающий огонек». Одно из них обозначает душу умершего человека, не находящего покоя после смерти.

Молодой и некогда беспечный 30-летний Ален Леруа прячется от внешнего мира и былого окружения за стенами элитной частной клиники. Леруа, несмотря на довольно молодой возраст, алкоголик со стажем, мрачный и неразговорчивый человек, угрюмо оглядывающий изменившийся мир, в котором он когда-то был счастлив. Картина Маля представляет собой нечто одиссеи призрака по миру живых. В ходе путешествия постепенно вырисовывается образ былого Алена, веселого и бесшабашного кутилы, полного жизни и прожигающего ее в компании верных друзей. Режиссер порой ведет зрителя на почти прозрачных ассоциациях, подсовывая детали и подсказки из которых стоит собирать некогда красивый витраж, разбитый ныне на тысячи осколков. У Алена есть конечная цель - покончить жизнь, а вернее ее жалкое подобие, самоубийством, закончив то, что начала за него жестокая судьба. Чтобы завершить путь, герою необходимо закончить земные дела и найти оправдание своему поступку.

Лишившись главного наркотика алкоголя, Ален протрезвел и ужаснулся бессмысленности существования. Беспорядочно разбросанные по комнате вещи, словно зеркало души метущегося героя. Внутренний хаос временами проникает наружу, окончательно подрывая тающие силы Алена. И теперь нет того наркотика, что застилал глаза раньше спасительной и пьянящей пеленой. Маль, как прекрасный режиссер-документалист временами то с отстраненной холодностью, то с интимным полушепотом ведет беседу со зрителем речь о смерти, жизни, обнаженных чувствах и упущенных возможностях. Камера путешествует по пустынным улочкам Парижа вместе с героем, а иногда и обгоняя его, добавляя полновесный эффект присутствия и почти физического ощущения царящего вокруг одиночества.

Война не простила ла Рошелю его образа жизни, уничтожив руками посредственностей. Война, но уже совсем иная, погубила и Алена. Нет, его минули пули алжирских стрелков, не сломили ужасы, творящиеся вокруг. Тот, настоящий Ален мог крепко спать на могиле неизвестного солдата возле вечного огня. И дерзко отвечать своим боевым товарищам, что лучше спать на могиле, чем в ней. Но вот ворвавшаяся в надломленную жизнь героя разрушительная экзистенциальная тоска довершила то, что не смогли сделать враги. Отравив кровь и сердце Алена, сильнее циркулирующего по венам алкоголя. Маль, добивавшийся максимального реализма, заставил Роне похудеть на целых 10 килограмм, а после этого начал методично спаивать Мориса. Правдоподобная и лишенная ненужной надрывности и исступленности игра Роне намертво впечатывается в подсознание, вызывая стойкие ассоциации с актерскими работами в картинах итальянского неореализма.

Леруа пристально вглядывается в лица былых товарищей, выслушивая их признания и исповеди, ужасаясь все больше и больше. Многие из друзей Алена променяли лихолетье молодости на степенную и выверенную дорогу, превратившись в довольных мещан. Кто-то, несясь по инерции, погиб на повороте, кто-то продолжил бежать, но скорей по привычке. Цели сменились жалкими подобиями. Ален - фаталист, бережно хранящий револьвер в столе, ставший единственным настоящим другом, не предавшим и выполнившим обещание с первого раза. Самое страшное для простого человека, это вопросы, на которые нет ответов. Главный герой беспрестанно задает их друзьям, натыкаясь на непонимание. Молодость ушла, вслед за ней испарились и сладкие грезы о прекрасном будущем. Ален, не добившийся в своей жизни ничего такого, что дало его кораблю спокойно покачиваться на рейде в тихой бухте, агонизирует. Маль, выступивший и сценаристом ленты, не оставляет герою выбора, не написав для Алена сказки со счастливым концом. Все события лишь мерцающие точки, освещающие дорогу к предсказуемому и неотвратимому концу.

Все выходы, что предлагают Леруа друзья молодости - сплошные и безвыходные тупики. Завести любовницу и попытаться познать любовь? Очередная иллюзия. «Соланж... Ведь если я останусь с ней, я превращусь в мышь!» Для Соланж Ален красивая полузабытая игрушка, которой не достанется даже частички любви. Флирт женщины - лишь игра. Бежать, бежать, бежать, не дать проникнуть в самое сокровенное, что еще сохранилось. Разгадать смысл жизни? Все псевдофилософские разговоры быстро растворятся в воздухе, подобно дыму из китайских опиумных курилен. Оставив лишь горькое разочарование и тупую боль, сменившую столь вожделенную толику прозрения. «Вы... вы просто пустые ракушки!» - этого не понимают салонные поэты, паразитирующие на своих прошлых заслугах, но четко ощущает Ален. Герой не может себе позволить жить прошлым, как эти позеры. Для него прошлое осталось за дверью с тяжелым замком. А жизнь проиграна со щедростью и размахом.

Фассбиндеровская Вероника Фосс погибает в таких же муках, но в ее прошлом есть, за что уцепиться и успокоить разорванное сознание на короткое время. У героя Маля нет подобной спасительной соломинки. Фосс судорожно глотает морфий, Леруа теперь недоступно даже действие алкоголя. Наладить спокойную жизнь, погасив гнетущую тоску? Невозможно, это равносильно предательству самого себя, подмене одной беды на другую. Страх перед смертью можно побороть, невозможно победить страх перед жизнью. Внутренняя сущность Алена давно умерла, но вместе с ним умерло и былое окружение. От мученика осталась лишь телесная оболочка, пустая как яйцо и окружающий его город-фантом. Смерть тела вопрос времени, затягивающаяся лишь по причине того, что остается еще не угаснувшая до конца призрачная надежда на чудо. Но и она понемногу исчезает. «Я ухожу из жизни не потому, что вы меня не любили, а потому, что я вас не любил».

«Блуждающий огонек» та ступень, на которую Малю уже не было суждено подняться, несмотря на то, что француз продолжал делать кино еще на протяжении 30 лет. И снова эта зловещая цифра, уже определившая печальную судьбу Риго и его экранного альтер-эго Леруа. Хотя один раз она принесла удачу беспокойному и не по годам мудрому французскому режиссеру.

ungodly

 

Если у вас не воспроизводится фильм - мы поможем вам
Забрать видео к себе
HD Video Профессиональный многоголосный (ВК)

Переверните телефон, чтобы посмотреть фильм.

Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).

Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.







Ваш комментарий

Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.


В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.

Комментарии

Еще комментарии

Ваше сообщение принято

Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину:


Обязательное поле


Если у вас возник вопрос к администрации, задайте его на форуме http://www.tvcok.ru/forum/ или заполните поле «E-mail» и мы свяжемся с вами.