Женщина на Луне / Frau im Mond
Профессор Георг Манфельдт некогда был освистан коллегами за предложение организовать экспедицию на Луну, богатую самородным золотом, и влачит полуголодное существование, оставленный всеми, кроме его последователя Вольфа Хелиуса. Однако внезапно к его проекту полета на Луну проявляет интерес странный человек, который называет труд профессора «курьёзом» и предлагает продать рукопись по бросовой цене. Профессор спускает его с лестницы.
«Женщина на Луне» (нем. Frau im Mond, 1929) - приключенческий художественный фильм Фрица Ланга, поставленный по мотивам фантастического романа Теа фон Харбоу, супруги режиссёра на тот момент. Один из первых фильмов в истории, в котором было показано космическое путешествие.
- Техническим консультантом фильма был выдающийся немецкий инженер Херманн Оберт, один из инициаторов создания ракетной техники и энтузиаст идеи космических полётов, предшественник и учитель Вернера фон Брауна. Более того: участие в этом проекте существенно помогло Оберту в экспериментах по постройке настоящей жидкотопливной ракеты.
- В фильме впервые был показан предстартовый обратный отсчёт. Он был придуман как драматический приём для нагнетания напряжения, но оказался чрезвычайно удобным и впоследствии естественным образом вошёл в практику ракетных запусков.
- Наиболее распространённая версия фильма имеет продолжительность 169 минут. Восстановленная в 2000 году полная версия длится 200 минут. Американский прокатный вариант был сокращён до 95 минут.
- Кадр из фильма был нарисован на нижней части корпуса первого экземпляра ракеты Фау-2.
- Фильм поставлен по мотивам фантастического романа Теа фон Харбоу, супруги режиссёра на тот момент.
- Этот фильм вошёл в список наиболее достоверных научно-фантастических фильмов по версии НАСА.
- В павильоне, где снимался фильм, в летние каникулы 1929 года работал простым подсобным рабочим 17-летний Вернер фон Браун. Спустя сорок лет под руководством этого человека был осуществлен реальный полет на Луну по программе «Аполлон».
- Стартовый комплекс для космической ракеты во многих деталях поразительно напоминает космодром NASA на мысе Канаверал, за исключениtм старта из заполненной водой шахты. Остальные обстоятельства (большие размеры ракеты, её заправка жидким топливом, вывоз из ангара в вертикальном положении, стартовые мачты, посадка экипажа с подъёмника во вторую ступень) представляют собой пример удивительно точного технического предвидения.
- Согласно концепции фильма - невесомости в космосе нет (она наступает только в области равновесия сил тяготения Земли и Луны).
Ученый Георг Манфельдт работает над изучением поверхности Луны. Выдвинув теорию, что на спутнике Земли находятся крупные залежи золотых самородков, он был осмеян своими коллегами и вынужден продолжать жить в бедности и безызвестности. Казалось бы, что теперь в жизни профессора уже ничего не изменится, но вскоре к нему приходит незнакомец с предложением выкупить его материалы и наработки по этому исследованию. После этого следует цепь странных и загадочных событий. Так сможет ли непризнанный гений осуществить свою мечту и совершить удивительное научное открытие?
Обратный отсчет
Бурный научно-технический прогресс 20-х годов спровоцировал развитие научной фантастики и настоящий бум на проекты межпланетных полетов. Ведущий немецкий кинорежиссер того времени пытался, но не смог остаться в стороне.
Этот фильм Фрица Ланга относят к приключенческой научной фантастике, но на самом деле он включает в себя три главные сюжетные линии: романтическую, за сценарий которой отвечала жена Ланга и его постоянный соавтор Теа фон Харбоу, детективно-шпионскую, в которой самому режиссеру в те годы и близко не было равных, и собственно научно-фантастическую, для чего киностудией UFA и лично Лангом был привлечен один из пионеров мирового ракетостроения, выдающийся инженер Герман Оберт, который стал техническим консультантом картины. Отдельно были выделены средства только на то, чтобы построить настоящую жидкотопливную ракету, которая должна была полететь в стратосферу одновременно с премьерой картины.
Следствием основательного подхода Ланга к технической реализации стало кино, во многом опередившее свое время. В фильме очень реалистично показана подготовка старта ракеты, максимально точно предсказано устройство стартового комплекса, в котором ракета выезжает из ангара в вертикальном положении и аналогично стартует. Достаточно убедительно по меркам того времени была снята и невесомость, особенно если учесть, что на съемках фильма разгорелись горячие споры между режиссером, актерами и техническим консультантом на тему того, как именно космонавты должны перемещаться внутри космического корабля. В итоге пришли к консенсусу, который устроил всех.
Между тем, экипаж космического корабля подобрался более чем занятный. Главными пилотами выступили целеустремленные молодые люди в модных свитерах, сорочках и галстуках. Третьим астронавтом, как и положено в настоящем научно-фантастическом фильме, полетела сочная двадцатипятилетняя блондинка, якобы студентка отделения астрономии, но в первую очередь невеста одного из пилотов.
Кроме высокоинтеллектуального космического треугольника неотъемлемой частью экипажа стали: представляющий непризнанную научную элиту Профессор, наполовину бомж, но полностью гений, а также Фриц Расп, который, как обычно в фильмах Ланга и Пабста, очень убедителен в роли злодея. Правда, наймит межпланетного империализма в его исполнении на этот раз оказался совсем уж нацистского вида, поэтому не удивительно, что фильм был чуть позже забанен, и вряд ли только потому, что в нем описывались секретные принципы ракетостроения, нашедшие место в реальных военных разработках третьего рейха.
Конечно, многие технические детали фильма сегодня кажутся забавными, например, космические скафандры сильно похожи на водолазные костюмы начала 20 века, а со вкусом и даже саспенсом снятое прилунение все равно выглядит слегка комично. Да, и если бы не Ланг, то в жизни бы не подумал, что космонавты летают с таким экспрессивным выражением лиц!
Тем не менее, последний немой фильм Ланга стал огромным шагом вперед по сравнению с короткометражкой Мельеса, а обратный отсчет при старте, одна из самых простых и гениальных находок режиссера, оказалась настолько удачной, что впоследствии заняла свое место в реальной космонавтике.
GANT1949
Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).
Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.
Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.
В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.