Житие Александра Невского
Последние дни жизни князя Александра, который возвращается из Орды во Владимир, свою вотчину. В пути князю становится плохо. Временами к нему возвращается сознание — и прошлое не дает покоя…
«Житие Александра Невского» - исторический фильм о последних днях Александра Невского.
Иллюстрация к текстам «Житий» русских святых.
История, которую мы потеряли...
Знаменитые фильмы С. Эйзенштейна «Александр Невский» и «Иван Грозный», снятые для того, чтобы наглядно воплотить основы сталинской философии истории (что в результате получилось - другой вопрос, задача перед авторами ставилась именно такая), были в свое время своеобразным учебником для миллионов советских людей. И потому вероятно, в своих нынешних попытках переосмысления прошлого наше кино возвращается к этим двум историческим фигурам с какой-то роковой неизбежностью.
Фильм «Житие Александра Невского», поставленный режиссером Г. Кузнецовым (ТО «Евразия», Екатеринбург), как явствует уже из названия, открыто полемичен по отношению к эйзенштейновскому шедевру. Там мы видим апофеоз светской государственности, воплощенной в образе гениального полководца, народного вождя и защитника Руси от немецко-фашистских рыцарей. Здесь, в нынешнем фильме, нам предлагается сугубо религиозное, «православное» видение тех же самых исторических фигур и событий. Там Александр Невский был центральной фигурой монументальной исторической фрески, здесь - он лицо, по сути бездействующее: в фильме изображаются последние дни его земной жизни, возвращение из Орды домой, во Владимир, во время которого он смертельно заболел и скончался (тот самый финал, который не позволено было снять Эйзенштейну). Умирающего князя посещают видения: воспоминания о событиях прошедшей жизни, а также, что самое удивительное, в бреду он созерцает эпизоды будущего своего посмертного «жития». Он видит, например, чудеса, совершающиеся у его святых мощей и описанные затем в «Четьях-Минеях». Поскольку посмертные чудеса - главный аргумент в вопросах канонизации, они нужны для того, чтобы всеми способами подчеркнуть святость князя. Герой этой картины - не просто исторический персонаж, но торжественно канонизированный церковью святой.
Наталья Сиривля
«Искусство кино» 1993 год, № 11
Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).
Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.
Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.
В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.