Живет такой парень

Живет такой парень
Недостаточное количество голосов

 
Дата выхода: 16 Январь 1966
Режиссёр: Василий Шукшин
Продолжительность: 1:41
Просмотрели: 2183

В общем-то он обыкновенный парень — шофер Пашка Колокольников. Живет себе, работает, мечтает, встречается и расстается с самыми разными людьми. Но есть у него особая черта: он чувствует себя счастливым, только если вокруг всем хорошо.

Собственная жизнь волнует его меньше, чем судьбы других людей. Ради них он и дурачком прикинется, и подвиг совершит…

Фрагмент

  • Экранизация по произведению: Василий Шукшин

Главный приз МКФ фильмов для детей и юношества в Венеции.

 

Герой светлого времени

1960-е годы- время, пожалуй, самое светлое не только в советской, но и во всей российской истории. Недаром оно отмечено вторым высочайшим национальным взлетом 9после победы в самой страшной войне в истории человечества, добытой такой колоссальной ценой двумя десятилетиями ранее), связанным с невиданным в мире научным прорывом- покорением космоса. Без темы космоса- главной нашей победы всех времен и народов- не может обойтись ни один тогдашний фильм- и тут в сцене Пашкиного (какого уже по счету в фильме!) трепа в больнице всплывает тема полета на Луну, куда его «запускали».

Кто он такой парень, определенный в главные герои уже самим названием Пашка Колокольников, Пашка Пирамидон? Трепач, шалопай? Да. И в то же время не только и не столько это.

В меру наивный и в меру хитрый («спецоперация» по изменению семейного положения дяди Кондрата и тетки Анисьи выдает в простом парне тонкого психолога). Не стремящийся поспеть за модой (попутчице, заезжей ревнительнице новых дизайнов в колхозной обстановке, обличающей вышивку (далась она ей!) резонно, хоть и вежливо возражает: «Нет если вышито красиво, то почему же...Бывает, вышивать не умеют...»), но в то же время по- юношески видящий себя в мечтах то супермодным «жентельменом», являющимся к такой же в мечтах «навороченной» своей зазнобе с птицефабрики, то генералом в наградах с головы до пят (походе Брежнев в то время мечтал о том же самом), говорящим «речь». Не прощающий незаслуженной обиды или презрительного отношения к себе. «Два рубля!»- мужу-хлыщу заезжей городской- одна из самых запоминающихся сцен фильма, равно как и взгляд попутчицы на Павла в тот момент- поняла, что не так прост этот сельский парень и его можно не только поучать, но и у него поучиться принципам. Не дурак подкалымить (хоть и без воровства и выполнив основную свою работу- тут авторы от канонов трудовой дисциплины для положительного героя не отошли). И в то же время готовый бескорыстно помочь-будь то сверхурочная поездка или жертва своими начинающими пробуждаться чувствами из уважения к чувству объекта своих воздыханий- как в эпизоде с библиотекаршей Настей и ее незадачливым поклонником.

Для людей того времени, только знакомившихся с тем, что для западного человека уже было приевшейся рутиной-телевизором ли, показом ли мод в сельском клубе- свежи и вкусны эти скупые и, на наш сегодняшний взгляд, незатейливые радости новой жизни. Но для них и чистая вода, и чистый воздух, и солнечный луч- тоже радость, которую они умеют ценить, и это видно по ходу фильма. Недаром столько солнца в кадре. Сибирские пейзажи (а место действия происходит на Алтае, в родных шукшинских местах, да и название родной шукшинской деревни Сростки мелькает по ходу фильма не раз) потрясающи и ради одних этих видов хочется смотреть фильм снова и снова. Равно как и ради замечательной музыки-второй такой саундтрек, так «ложащийся» в фильм еще поискать. А уж галерея характеров -шукшинских характеров, которых ни с кем не спутаешь- и сюжетов чего стоит. Одна сцена смотрин дяди Кондрата достойна того, чтобы фильм украсил собой любую комедийную коллекцию. И тут же рядышком советский экшн, путь и на производственную тему, но не звучащий в данном случае фальшиво- спасение машин с горючим Пашкой, рискующим жизнью- а жизнь он любит и от того сцена вдвойне захватывающая. Тут и попытки выйти на философские обобщения о поколении уже не воевавшем, и потому хуже знающем цену жизни, но еще не растленном брежневским застоем и потому верящим в идеалы- и вот вам диалог со старым учителем в больнице. Без наставлений, без поучений, просто, немногословно и убедительно.

Страна «перезагружалась». Обновлялась после кошмара войны, после тридцати лет экспериментов- сначала ленинских, потом сталинских. После выжимания всех соков дали надежду человеку. Не классу, не «исторической общности», не «авангарду прогрессивного человечества»- а простому человеку. Может потому именно в фильмографии 60-х столько фильмов о судьбах и характерах отдельных людей- «Летят журавли», «Судьба человека», «На семи ветрах», «Дорогой мой человек», «Судьба человека», да всего и не пересилишь.

Страна строила, осваивала, восстанавливала и создавала новое. Для такого рывка требовалась не только тоталитарная система, мобилизующая «все для победы». Недостаточно ресурсов самой большой в мире страны. Нужны ЛЮДИ. Такие как Пашка Колокольников - типичный герой этого времени. Светлый герой светлого времени.

10 из 10

тимур 77

Я ему три часа рассказывал про свою жизнь, а он мне даже бутылки не поставил

Один из моих любимых фильмов. Снят в чистом творческом стиле Шукшина о простых людях с утонченным юмором и незамысловатым сюжетом. Герой Леонида Куравлева, изумительно справившегося с ролью, только на первый взгляд прост и бесхитростен. Как он уловил отношения инженера и библиотекарши, сумев перебороть свою страсть, поняв, кто здесь лишний третий и проявив высокую чуткость, примирив их обоих? А как он сумел очень деликатно позволить женщине, которую подвозил из города, выйти из затруднительного положения, отправив ее с ведром якобы за водой?

Сцена со сватовством напарника просто гениальна, сколько раз смотрю и столько же раз чувствую всю натянутость ситуации, всю неловкость пожилого человека, решившего покончить со своим одиночеством, но в то же время боящегося разговора тет-а-тет с героиней Сазоновой. Геройство для Пашки Колокольникова и вовсе не является геройством - обыкновенный поступок, которые в огромное количество совершают неприметные герои всех времен. Они и сами иногда не понимают, почему их причисляют к героям, пожимая плечами: «А что такого я сделал, на моем месте поступил бы так каждый». Из эпизода в больнице больше всего запоминается монолог одного из лечащихся пациентов про журналистов: «Я ему три часа рассказывал про свою жизнь, а он мне даже бутылки не поставил».

Я не знаю, как оценивает фильм люди, родившиеся в постсоветскую эпоху. Им видимо трудно будет понять простые и человеческие отношения между людьми и даже переманивание Паши на перевозку леса не деньгами, а просто отношением в хозяйстве вызовет скорее всего недоумение. Но тем и хорош фильм, что дает возможность увидеть, как жили люди в то, уже далекое время и может быть почерпнуть оттуда толику человечности в отношениях друг с другом. Для меня же этот фильм - золотое достояние советского киноискусства, над которым неподвластно время.

10 из 10

ВВП

 

Если у вас не воспроизводится фильм - мы поможем вам
Забрать видео к себе
VideoCDN HD Video YouTube ivi

Переверните телефон, чтобы посмотреть фильм.

Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).

Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.







Ваш комментарий

Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.


В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.

Похожие фильмы

Показать больше

Комментарии

Еще комментарии

Ваше сообщение принято

Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину:


Обязательное поле


Если у вас возник вопрос к администрации, задайте его на форуме http://www.tvcok.ru/forum/ или заполните поле «E-mail» и мы свяжемся с вами.