Живые и мертвые
Журналиста Ивана Синцова известие о вероломном нападении нацистской Германии застает во время южного отпуска. Как фронтовой корреспондент он становится свидетелем тяжелых событий первых месяцев войны — многочисленных отступлений 1941 года.
Продолжение: Возмездие
Фрагмент
«Живы́е и мёртвые» - советский двухсерийный художественный фильм, снятый на Московской ордена Ленина киностудии «Мосфильм» в 1964 году режиссёром Александром Столпером по первой части одноимённого романа Константина Симонова. Премьера фильма состоялась 24 февраля 1964 года. В 1967 году Александр Столпер снял продолжение фильма «Живые и мёртвые» - фильм «Возмездие».
Награды
Марка России 2001 года. Анатолий Папанов в фильме «Живые и мёртвые»
Главная премия на Международном кинофестивале в Карловых Варах (1964)
Премия на Международном кинофестивале в Акапулько (1964)
Премия на ВКФ в Ленинграде (1964)
Прототипы главных героев фильма
- Протопипом военного фотокорреспондента «Известий» Мишки Вайнштейна был погибший в мае 1942 года в «Барвенковском котле» фронтовой друг К. Симонова, военный фотокорреспондент «Красной звезды» Михаил Бернштейн.
- В предисловии к трилогии «Живые и мёртвые» 1976 года издания Константин Симонов написал о роли А. Папанова в формировании образа генерала Серпилина: «Случилось так, что Папанов сыграл эту роль раньше, чем я дописал последнюю книгу. И сыграл так, что, когда я заканчивал роман, я видел Серпилина именно таким, каким его сыграл Папанов».
- Прототип комбрига Серпилина - командир 388-го стрелкового полка 172-й стрелковой дивизии 61-го стрелкового корпуса полковник Кутепов, Семён Фёдорович.
Интересные факты
- Герои фильма неоднократно упоминают о репрессиях военного командования перед Великой Отечественной войной. В частности, генерал Серпилин упоминает, что был в тюрьме.
- Во время съёмок ради удачного кадра была взорвана церковь XIX века в селе Батыево во Владимирской области.
- В фильме полностью отсутствует музыкальное сопровождение.
- В сцене, когда Синцов едет в кузове грузовика с солдатами, участвует В. С. Высоцкий и произносит только одну реплику.
- Занимает по посещаемости 80-е место среди отечественных фильмов за всю историю советского кинопроката
Фильм о правде!!!
Независимо от того, читали вы роман Симонова или нет, этот фильм необходимо посмотреть. Посмотреть, для того чтобы понять, кто ты в этой жизни, возможно, что-то переоценить для себя как бы пафосно это не звучало.
Этот фильм повествует о людях, которые оказались на этой страшной войне. Именно оказались, потому что они к ней не готовились, они застигнуты врасплох, они самые обыкновенные люди из плоти и крови, которые боятся, не хотят умирать, у которых была и есть своя бесценная жизнь, они все разные, но они ЖИВЫЕ.
При просмотре возникают некоторые параллели с Войной и Миром Бондарчука, возможно, это только мои ассоциации. Постоянное переплетение судеб героев, постоянные выбор перед которым их ставит жизнь, это фильм о героях, но не громких и смелых, а возможно невзрачных и порой нерешительных, но ГЕРОЯХ о людях которые вынесли это огромное испытание.
Фильм может показаться скучным и затянутым, но это не тот фильм, который посмотришь и забудешь, да он черно-белый, но от этого лишь усиливаются эмоции и переживания.
Папанов в роли генерала Серпилина просто бесподобен, такое впечатление, что он родился для этой роли, Серпилин именно такой, каким создал Консатнтин Симонов.
Но не надо сравнивать с книгой, некоторая хронология событий в фильме может быть изменена, но это НЕВАЖНО. Важна та атмосфера, которой пропитан каждый кадр, это именно то о чем писал Симонов, и мне кажется не стоит искать там какие идеологические подтексты, надо просто смотреть этот правдивый фильм, потому что их почти не осталось.
Hulita
Перед лицом смерти некому лгать
Военная драма режиссёра Александра Столпера снята по первой книге одноимённого романа-эпопеи писателя Константина Симонова - одному из ярчайших произведений о событиях первых дней Великой Отечественной Войны.
Июнь 1941 года. Советские войска отступают под натиском фашистов. Главный герой фильма - армейский газетчик Иван Синцов (Кирилл Лавров) из редакции фронтовой газеты попадает на Западный фронт.
Пропитанный идеологией оттепели, эта военная картина пытается развенчать другую идеологию - сталинизм.
Синцов не смог бросить людей в лесу и увёл их в тыл, что стало причиной его конфликта с капитаном Ивановым (Олег Ефремов). И здесь можно понять всю обиду помощника командира танковой бригады на военачальников. Лучший экипаж в полку ни за грош на съедение немцам отдали...
Другой герой фильма - комбриг Фёдор Фёдорович Серпилин (Анатолий Папанов) прошёл через тюрьму. Герой Гражданской войны хочет доказать своим примером, что со многими другими, оставшимися в тюрьмах и лагерях, произошла «нелепость». Обречённый на бой в окружении немцев, Серпилин не хочет отступать и даже думать об отступлении...
Судьбы героев переплетаются в кромешном аду переправы, в прорыве окружения. Старший политрук Синцов на четвёртой неделе войны бегает как заяц и не знает, о чём писать. За эти дни он видел столько, сколько не видел за всю жизнь. «Не забуду до смертного часа...», - это слова командира полка Серпилина. Нет предсмертного ужаса. Есть лишь тоска, что уже никогда не узнаешь, как всё будет дальше...
«На моей фамилии вся Россия держится», - говорит герой Олега Ефремова. Платя смертью за смерть, солдатскими руками Ивановых и других война поделила всех без разбора на живых и мёртвых. Вот такая «нелепость».
Современному зрителю, возможно, будет скучно смотреть на все эти затянутые идеологические бравады героев-коммунистов. Кому-то они могут показаться устаревшими, наивными и банальными. Но они откровенные, вечные и доподлинно живые. В 60-е годы, когда следы войны были столь очевидны, а раны всё ещё ныли, этот фильм нёс в себе попытку ответа на вопросы, изрядно заретушированные советской лживой идеологией.
Чем ещё интересна эта военная драма? В «Живых и мёртвых» снялась целая «краснознамённая дивизия» великих актёров. Кроме Лаврова, Папанова и Ефремова - Евгений Самойлов, Борис Чирков, Римма Маркова, Владимир Высоцкий и многие другие. Великий Михаил Ульянов в роли командующего армией Сергея Викторовича, Михаил Глузский в роли генерала Орлова, Олег Табаков в роли старшего лейтенанта, особиста Крутикова.
В 1964 году фильм «Живые и мёртвые» был удостоен наград на Международных кинофестивалях в Карловых Варах и в Акапулько.
На мой взгляд, этот фильм нужно посмотреть, чтобы сейчас, когда, к сожалению, следы войны стираются, а о ранах мы знаем лишь понаслышке, мы помнили и не лгали, в первую очередь, самим себе.
Norberto
Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).
Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.
Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.
В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.