Жизнь дерьмо / Life Stinks
Бедные мечтают о богатстве, а миллионеры, как явствует из многочисленных американских фильмов, не прочь окунуться в нищету, грязь и вонючее дерьмо. Мэл Брукс играет одного из таких богатеев, который заключает пари, что сможет целый месяц просуществовать среди отбросов общества, не имея в начале этого социального эксперимента ни цента в кармане.
Разумеется, герой фильма не только открывает для себя новые «горизонты» жизни, сталкиваясь с бесправием и беззаконием, но и познает красоту человеческого духа, беспредельную доброту и самоотверженность убогих и нищих. Здесь ему даже удается найти свою любовь!
На дне
Проведя детство в бедном еврейском гетто Бруклина и, взрослея на немых фильмах Чарли Чаплина, знаменитый комедиограф Мэл Брукс не понаслышке знал о социальной несправедливости и нищете, поэтому неудивительно, что однажды в 1991 году на мировые экраны вышла его самая серьёзная и на редкость личная лента «Жизнь дерьмо». В ней мультимиллионеры Годдард Болт и Вэнс Крассвел заключили пари, согласно которому первый получит половину земли конкурента и право на застройку квартала трущоб Лос-Анджелеса, если продержится на его улицах без денег и документов ровно месяц.
Главный герой, циничный и предприимчивый бизнесмен, занимающийся строительством торговых центров и готовый ради процветания собственного дела лишать жилья хоть аборигенов Бразилии, хоть инвалидов Флориды, сам оказывается без крыши над головой и за гранью привычного комфорта. И сразу же ощущает все реалии жизни бездомных: вместо номера в отеле ночь в картонной коробке, вместо завтрака в церковном приюте объедки фастфуда, вместо заработка мытьём окон автомобилей неудачная попытка украсть монетку у слепого, а вместо родного имени отпечатавшееся на лбу PEPTO. Примкнув к обществу местной «интеллигенции», он знакомится с «Моряком», «Перегаром» и Молли, взявшей шефство над неопытным попрошайкой.
Меньше всего от известного комика и пародиста, высмеивающего жанровое кино, ожидали сочетания свойственной его предшествующим картинам гэговой «комедии пощёчин» с элементами буффонады, гротеска и социальной сатиры, поднимающей проблему существования бездомных. Став заложником собственных стереотипов относительно творчества режиссёра, всегда умеренно насыщавшего свои работы тонкой иронией, заокеанский зритель просто не понял соотечественника, пожалуй, впервые в карьере решившего полностью посвятить свою картину актуальной проблематике. Но сделавшего это по-бруксовски эксцентрично, рассказав о жизни и смерти «отбросов общества» языком комедии.
Вводя самых разномастных персонажей, трогательных, полусумасшедших и трагичных, оказывающихся в невероятно забавных ситуациях и сносящих все лишения с улыбкой, осветив их быт от обеда в благотворительной столовой до свадебной церемонии, и противопоставив упрямый оптимизм главного героя отрезвляющей реальности улиц. Наполнив мир фильма привычным для себя юмором, временами проникающим на территорию братьев Цукеров, традиционной музыкально-хореографической зарисовкой, завершающейся уморительно смешной сценой раздевания, и потрясающей дуэлью двух богачей на экскаваторах, отождествляемых с динозаврами.
В попытке отыскать истоки вдохновения режиссёра, поневоле выстраиваешь аналогии с классическими голливудскими мелодрамами наподобие «Моего слуги Годфри» Грегори Ла Кавы, где случайный бродяга становится дворецким, или «Странствий Салливана» Престона Стёрджеса, в котором преуспевающий кинематографист решил проехать всю Америку как босяк, чтобы ощутить трудности и лишения её жителей. Задумываешься о своеобразном реверансе мэтрам итальянского неореализма и даже идейно схожему «Принцу и нищему» Марка Твена, но, только обратив внимание на его же «Продюсеров» или «Быть или не быть», за напускной клоунадой которых таится серьёзный язвительно-обличительный подтекст, понимаешь, откуда здесь ноги растут.
Неоднократно призывавший к борьбе с безработицей, в своём фильме Брукс старается быть одновременно комичным и злободневным, чтобы максимально политкорректно донести до зрителя тему нищеты в Америке и зажечь в сердцах сограждан надежду, что равноправие и свобода существуют здесь для каждого, а демократия не является ширмой для игрищ олигархов. Его герой опускается на самое дно, сталкивается с продажностью юридической системы и халатностью медицинских работников, но при этом познает открытость, доброту и взаимовыручку обитателей помоек и даже находит там свою любовь. Улица облагораживает его духовно, искореняет высокомерие и помогает осознать, что даже без денег жизнь прекрасна.
Кирий
Кому в Америке жить хорошо?
Гениальный Чарли Чаплин вырос на улице и прекрасно знал, что такое бедность, объедки, помойка, воровство, тычки и затрещины. Гениальному Вуди Аллену с юных лет пришлось немало поработать «литературным негром» и испытать все сопутствующие этому условия жизни, прежде чем стать «богатым и знаменитым». Джим Керри чистил сортиры и жил со своими родителями и братьями-сестрами в фургончике во дворе у соседей... Что такое голод, страх перед будущим и нищета почувствовали на своей шкуре и Луи де Фюнес, и Джеки Чан, и Бастер Китон, и сам Мел Брукс. Все они знали, о чем говорили, когда играли простых, жизненных персонажей, одиноких и несчастных, «отверженных». Именно поэтому они так метко говорят о бедности. Именно поэтому они страшатся ее и не хотят больше к ней прикасаться...А ведь мы привыкли называть их «смешными»...
Больше всего об этом рассказал, конечно, Чарли Чаплин. Нищета, социальная несправедливость, поиски счастья для униженных и оскорбленных - были главной темой его фильмов на протяжении почти 50 лет. Но то Чаплин...
А Мел Брукс... Для тех зрителей, кто знал Мела Брукса главным образом по его великолепным пародийным комедиям и веселым фарсам, знакомство с фильмом «Жизнь - дерьмо!» принесло немало неожиданностей и даже разочарований. В этом фильме знаменитый пересмешник, автор шутовских «Сверкающих седел», «Всемирной истории» и «Молодого Франкенштейна», комедий безумно смешных и безумно легких, впервые решил соединить привычную для его прежних работ гэговую комедию с элементами гротеска и фарса с высокой человечностью и, что самое главное, социальной сатирой, столь редкой для фильмов эпохи «американского благоденствия». К началу 90-х Голливуд активно разнес по всему миру уже переставшую быть новостью формулу «американской мечты», рассказал о стране всеобщего благоденствия, о том, как высоко держит статуя свободы свой свободный факел, но никто не хотел показывать, для кого светит столь ярко негасимый факел, а кто валяется внизу, растоптанный громоздкими ступнями Свободы-мамы. Америка привыкла поливать вокруг себя медом. Но кто же осмелился бы сказать о том, что запах меда столь обилен лишь для того, чтобы скрыть запах давно не менянных подштанников?
Кто угодно, только не Мел Брукс! Уж, казалось бы, ему-то плакать было не о чем! Король комедии, один из самых успешных, любимых и богатых кинематографистов Америки с безупречной репутацией «хитмейкера». И чего ему не хватало?
А вот, видимо, чего-то не хватало. Вспомнил, может быть, про русские свои корни, про то, что когда-то пытался воссоздать мир русской послереволюционной нищеты в фильме «12 стульев», может, вспомнил собственное нищие детство в еврейском квартале Бруклина, может, вспомнил о том, что он был сторонником Джесси Джексона на выборах и что сам неоднократно выступал с призывами бороться против безработицы и немало вынес продюсерских тычков, пока не основал собственную кинокомпанию? Я не знаю. Но что-то явно повернулось в мозгу у великого комика, раз ответом на это стал фильм «Жизнь - дерьмо!».
Ну, кто бы еще посмел сказать об Америке 90-х, что жизнь там - дерьмо? Да ведь еще и месяца не прошло после победы в холодной войне и доказательству всему миру того, что капитализм - форева, а социализм - пффф... Да кто он вообще такой, этот Брукс? Человек, которого посетители кинотеатров, люди, как минимум, не бедные, сделали миллионером! Да что он себе позволяет!? Вероятно, такие мысли проносились в мозгу у некоторых зрителей, которые не замечали за шутовскими красками фильмов «Продюсеры», «Быть или не быть» довольно серьезный, остро критичный и язвительно-сатирический подтекст. Не с хорошей жизни герои «Продюсеров» пустились на авантюру, не от великого счастья стали бороться с фрицами герои «Быть или не быть». И вот теперь жизнь по Бруксу окончательно становится дерьмом... И зритель на фильм не пошел. Бруксу отказали, Брукс оказался в одном лагере с Вуди Алленом, с которым всю жизнь вел активную кинополемику, снимая грубоватое, но «народное» и кассовое кино....
Этот фильм вызвал споры и возражения. Выбор такой формы, как социальная сатира, требует органического сочетания различных жанровых элементов, иначе фильм смотреть вообще не будут. Эти споры Брукс постарался снизить до минимума, заретушировав основную тему своего фильма под традиционную для себя «комедию пощечин» (кстати, сцена с пощечинами в фильме действительно есть). Герои Брукса попадают в максимально смешные положения и выносят тяготы в комическом ключе. Фарсовое начало постоянно стремится взять верх над сатирой. Герою Брукса, меняющемуся под воздействием нищеты, голода и холода в лучшую сторону, и уничтожающего в себе остатки гордости и «социальной спеси», противостоит целая кучка типично бруксовских героев - это комические идиоты, полусумасшедшие, придурковатые доктора, бомжи, которые ведут соответствующие диалоги. Сам Брукс абсолютно серьезен, но мир вокруг него смешон.
И я не могу сказать, что фильм от этого действительно выигрывает. Скорее наоборот. Если игра Брукса не вызывает нареканий, то в паре с ним шутовство кривляющейся а-ля Клара Новикова Лесли Энн Уоррен, выглядит иногда фальшиво. Не обошлось и без элементов мюзикла, и без вульгаризмов, но это как раз выглядит к месту, потому что «вонючей жизни - вонючие шутки».
Мел Брукс был рожден классиком. Он всегда был старомоден и любил классическое кино, хотя нередко над ним же потешался. Но здесь старомодность Брукса сыграла с ним скверную шутку, пытаясь быть актуальным и одновременно смешным, Брукс остался только смешным. Тема всем понятна, тема актуальна - да, нищета в Америке есть, да, свобода - только для богатых, да, демократия - это просто щит для темных делишек магнатов. Но снято все это в таком классическом стиле, будто действие происходит в 30-е гг. 20-го века, и только-только прогремели незабвенные «Новые времена» Чаплина, или еще хуже - бродяги выглядят так, как выглядели нищие времен Оливера Твиста! Беда только одна - то, что было во времена Чаплина или Твиста «нашим всем», стало теперь чужим.
Но это частности. В главном Брукс не ошибся. Этот фильм нужно посмотреть. Он доказал всем, что умеет думать, что он - серьезный человек и вовсе не считает жизнь смешной штукой, а его потешность - результат горьких разочарований и труда. Еще Чаплин писал, что «если художник искренне верит в существование какого-то мира, он покажет его убедительно, что бы он в нем не смешивал». Мне почему-то кажется, что Брукс искренно верил в то, что показывал, поэтому и фильм у него получился великолепным, хоть и не без погрешностей... Этот фильм - самая жестокая сказка Брукса, и самая смешная сатира тех лет.
10 из 10
Боб
Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).
Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.
Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.
В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.