Знаменитый Меч Бидземару / Meitô bijomaru
Период Бакумацу. Гражданская война, столкновения между роялистами и сторонниками сёгуната Токугава захлёстывают страну. Воспитанник самурая Оноды Кодзаэмона, кузнец, влюблённый в его дочь, изготавливает новый клинок своему покровителю. К сожалению, клинок оказывается некачественным и Онода, защищая своего господина от наёмных убийц, оказывается перед лицом врага со сломанным мечом. Он остаётся в живых, но он опозорен. Далее происходят события, которые заставят сделать выбор каждого из героев этого повествования. А кузнецу предстоит выковать достойный меч, вложив в него всю свою душу, ибо в мече душа самурая.
Сделано с Душой
Середина 40-х годов двадцатого века, не самый удачный период в истории Страны восходящего солнца. Япония одно за другим терпит сокрушительные поражения во Второй мировой. Общество пребывает в подавленном состоянии. Все киностудии в то время полностью контролировались государством. От кинематографистов требуют снимать ура-патриотичные фильмы, упор в которых делается на сильных духом героях, способных отстоять свою родину от иноземных захватчиков и вселить людям веру в светлое будущее. Не избежал этой участи и один из величайших режиссеров японского кино Кэндзи Мидзогути, который вошел в историю в первую очередь как художник и лирик, сопереживающий в своем творчестве всем униженным и оскорбленным. В 40-е он во всю заставлял своих актеров брить лоб и махать самурайским мечем в кадре. «Знаменитый меч Бидзимару», который вышел в самом начале 1945 года как может показаться яркое тому подтверждение. Но это только на первый взгляд.
Действие происходит в период Мэйдзи (середина-конец 19 века). Идет гражданская война: Самураи сегуната Тогавы, воюют с роялистами. Молодой кузнец изготавливает меч для своего господина, но в самый разгар сражения он ломается. Самурай выжил, но остался опозоренным. Этим тут же не преминул воспользоваться другой господин занимающий более высокий пост. Он требует выдать молодую дочь самурая за себя замуж, а получив отказ, без зазрения совести убивает несговорчивого родителя. И теперь отомстить за смерть своего отца становится для девушки делом чести, а для этого горе-кузнец должен выковать для нее новый меч, но на сей раз не забыть сделать главного - вложить в него свою душу.
Несмотря на то, что по жанру это тямбора (фильмы о самураях и сражениях на мечах), дар художника у Мидзогути никуда не делся. Поэтому все, что касается изобразительной, визуальной части тут близко к идеальному. Мидзогути уже в полной мере использует свою знаменитую технику «план-эпизод». Камера у него находиться постоянно в движении, словно кисточка в руке художника, выбирая для своих ракурсов самые живописные виды японской природы. Горные поляны, лесные чащи, пруд и цветущая сакура под звездным небом. Все это будто сошло с полотен знаменитых европейских художников импрессионистов и каким-то невообразимым образом сплелось воедино с классическим японским искусством каллиграфии и театром кабуки. Умение найти золотую середину между традиционной культурой своей страны и при этом быть понятным за ее пределами выгодно отличало картины Мидзогути от традиционалиста Ясудзиро Одзу и откровенного западника Акиры Куросавы.
Главным героем фильма является молодой кузнец. Именно на его плечи ложится вина за позор и смерть своего господина. Не видя смыслов к дальнейшему существованию, он каждый день напивается, пока к нему не приходит молодая дочь убитого хозяина в которую, он был давно уже влюблен. Кажется, что после подобной неудачи кузнеца по всем канонам Страны восходящего солнца должны заставить сделать себе сеппуку, но гуманист Мидзогути в лице молодой девушки сознательно уберегает его от этого бессмысленного шага и заставляет с надеждой смотреть в будущее. Тут-то и просматривается явное завуалированное антифашистское высказывание автора. На ум сразу приходят аналогии между опозоренным кузнецом, старым и новым Мечем и положением в котором тогда в начале 1945-го пребывала еще фашистская Япония.
Сразу после выхода этот фильм у себя на родине нещадно заругали все кому не лень. Говорили, что Мидзогути не современен абсолютно во всем. Его критиковали за то, что он переносит на пленку театр кабуки, говорили, что персонажи плоские, а сюжет прямолинеен и якобы совершенно лишен второго дна. Все эти нападки Мидзогути-сан сносил с невозмутимостью истинного самурая, прекрасно понимая, что время обязательно расставит все на свои места. Так и произошло. В 60-х во Францию приходит знаменитая «новая волна», которая заставила пересмотреть свое отношение ко многим тогда не признанным художникам, в том числе и к раннему творчеству Кэндзи Мидзогути. А уже в 21 веке, с подачи Квентина Тарантино фильмы про жаждущих мести женщин с самурайским мечем в руках переживают второе рождение. Поэтому сегодня, когда смотришь «Знаменитый Меч Бидзимару», не думаешь уже об историческом контексте или художественных особенностях, а просто получаешь удовольствие стильного черно-белого фильма с самурайскими поединками, которые и сейчас совершенно не кажутся устаревшими. Оставаться актуальным в течении долгого времени, наверное, и есть отличительная черта настоящего художника, такого, каким является Кэндзи Мидзогути. Ведь он, как и его герой вкладывал в свои творения душу, а она как известно, бессмертна.
8 из 10
Джульбарсик
Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).
Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.
Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.
В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.