Золотая перчатка / Der goldene Handschuh
70-е годы, Германия. Фриц - мужчина, которому едва ли перевалило за 40. Он типичный неудачник по жизни, ничего не сумевший достичь в жизни. По вечерам он просиживает штаны в местном кабаке, где заливает горе дешёвым портвейном. В компании таких же неудачников мужчина ищет немолодых женщин, которые из-за собственных ошибок утратили молодость и растеряли достоинство. Фриц не против «полакомиться» этими потерянными душами. В холостяцком логове, его безобидном мирке, просыпается настоящий монстр. Монстр, который не просто убивает своих жертв, он жестоко издевается над ними, заставляя испытывать настоящие муки. Но однажды всё меняется.
Трейлер (Youtube)
Новый фильм Фатиха Акина наделал немало шума на различных фестивалях. В некоторых хвалебных статьях авторы, не разбирающиеся в авторском кино от слова «вообще» объявили «Золотую перчатку» даже более сильным фильмом, чем «Дом, который построил Джек». Даже не знаю, в чём большая проблема — в том, что это не так или в том, что упомянутые два фильма непохожи друг на друга ни по стилистике, ни по смысловой нагрузке. В чём же дело?
Сначала разберёмся, о чём же «Золотая перчатка». Маньяк Фриц Хонка, о котором идёт речь, по сути, олицетворяет собой ФРГ тех (60-е и 70-е) годов, его общество, если угодно. Страна истощена войной, хотя война прошла много лет назад, послевоенное время затянулось. Молодёжь одновременно мечтает и о возвращении какого-нибудь диктатора, и о наступлении социализма, лишь бы всё это закончилось. Люди во всеобщем унынии, никто не видит никаких перспектив в будущем. Иные заливаются в пивбаре алкоголем, не желая даже думать о том, что будет.
Такой и маньяк Фриц Хонка. У него, как и у Германии, было тяжёлое детство, вплоть до психологических травм (очевидно). Хонка болен, его местами даже становится жаль. А больная вся страна, это мы видим из, собственно, бара «Золотая перчатка». В нём собрались падшие никому не нужные люди, каждый из которых отвратителен зрителям по разным причинам, хотя моральное уродство их и объединяет. У них, вместе с Фрицем, нет цели в жизни, они просто хотят напиться шнапса и забыть про всё.
Пристрастие Хонки (да и не только его) к алкоголю показано с максимально страшной стороны, это факт. В какой-то момент герой перестаёт пить, и тут играет свою злую роль его второе пристрастие. У маньяка непреодолимое желание алкоголя и секса, которые, что отлично показано создателями, невозможно удовлетворить. К чему тут его повёрнутость на сексе? Да так создатели намекают на то, что люди совершенно не могут или не знают как выразить свои чувства к другому человеку. Тем нелепее и отвратительней выглядят попытки отношений между моральными уродами, коими являются почти все герои фильма. Фраза «я мечтаю запихнуть живую треску тебе в зад. Зачем? Да я не знаю зачем!» прямо намекает на указанную неспособность.
Самые жестокие и отвратительные сцены реальных убийств создателями были опущены. Но при этом им удалось сделать противным весь фильм. Чего стоит одна каморка, где живёт Фриц. Трупный запах, кажется, сейчас просочится к зрителям через экран. Снять мерзкое кино легко. Сложно снять его мерзким, но таким, от которого сложно оторваться.
Огромную роль в «Золотой перчатки» занимает актёрская игра, а также грим и причёски. Всё внимание приковано к 23-летнему красавцу Йонасу Дасслеру, из которого сделали настоящего урода внешне. Его игра — выше всяких похвал.
Не знаю, что у Акина на самом деле в голове. То ли он демонстрирует вырождение нации, то ли характеризует то самое время, то ли агитирует против алкоголя. Но всё же я склоняюсь к тому, что всё продумано очень глубоко, и картина показана максимально глобальная.
9 из 10
P.S. Не понимаю, причём тут Триер. В «Доме…» показано частное, в «Перчатке» — общее. Насилие в «Доме…» подано как искусство, в «Перчатке» же ничего подобного не наблюдается.
Морган Фриман
В прокате новая лента немецкого режиссёра Фатиха Акина под названием «Золотая перчатка».
ФРГ, семидесятые. Один из самых неприглядных районов Гамбурга — Санкт-Паули. Бар Zum Goldenen Handschuh. В нём каждый свой вечер проводит завсегдатай Фриц Хонка — пустой потерявшийся человек лет сорока, погрязший в алкоголе и собственной нереализации. Пьёт он без остановки, уходить в одиночку себе не позволяет — в свою заплесневелую квартиру в мансарде всегда возвращается в сопровождении возрастных женщин сомнительной наружности, которые по своей основной профессии уже вышли в тираж. С ними он может удовлетворять собственные желания, с ними он может чувствовать собственную власть, которую в жизни ему ощущать не приходилось. Всё это приводит к одному печальному концу — Хонка становится убийцей. До серийности и хладнокровности ему, конечно, далеко — всё это выплески силы и сумасшествия. Но жертв своих не жалеет, с трупами расправляется жестоко и ленится от них избавляться.
В основном критики «перчатку» не приняли. У этого есть как и объективные причины, так и субъективная сторона — не каждая тонкая и трепетная душа выдерживает грязь и убийства, а также не каждая душа забытого поэта видит в этом творческую нотку.. Хотя на самом деле мотивация и подоплёка у данной ленты близка к идеалу — что Акин мог выбрать лучше, чтобы в очередной раз поглумиться над коренным немецким населением, в его взгляде деградирующим и вырождающим самого себя? Его позиция никогда не менялась, в этот раз она лишь обрела новую форму, достигнув точки максимума. Как у последнего фон Триера — там были экивоки в сторону кинокритиков, здесь высмеиваются привычки нации. Причём у обоих это происходит в виде откровенной провокации. «Золотая перчатка», к примеру, начинается сразу с разделки трупа при помощи пилы — пусть в дальнейшем столь откровенных моментов будет не так много (Акин всё-таки не изверг и всю пикантность события оставляет за кадром), но стартовая сцена сразу же объявляет о собственном позиционировании происходящего на экране.
Конечно, под удар попадают не все немцы. Всё, что ненавидит здесь Акин — это потребление алкоголя и многочисленные бары, сконцентрировав всё зло не на квартире Хонки, в которой скончалась бы сама смерть, а в месте его постоянного пребывания. Однако формальная правильность посыла, в итоге всё же рушит направление ленты, превращая её в листовку о вреде потребления, подобно той, что рисуют на пачках сигарет. Выстраивая по деталям убийства и следуя за Хонкой по пятам, оказывается, что главный враг даже не чудище из страшилок для детей, которым стал сей названный маньяк, а шнапс в его потребительских количествах.
Благо и деятельность немецкого маньяка, и иллюстрация низинного гамбургского алкоголизма нарочно трансформирована Акином в страшную сказку. Чего стоит один только грим двадцатитрёхлетнего Йонаса Дасслера, превращённого из гламурного симпатяжки в отвратительную карикатуру полубомжа-полупсиха, и чего стоит исполнение его роли, размывающей границы между человеком и героем какого-нибудь комикса с вредными советами. Чего стоит наведённая антисанитария, пугающая гораздо больше действий самого Хонки. И чего стоят герои второго плана, будь то посетители бара с плоскими (топорными уж, для антуража фильма) кличками, греки-кулинары, живущие под Хонкой и трапезничащие в любое время суток, жертвы убийцы, склоняющиеся над ним во время сексуальных утех, как над сорняком в огороде, и молодой студент, посещающий «перчатку» из любопытства и отображающий, по всей видимости, самого Акина или же жителей его возраста, прошедших через эту историю в своей юности.
Разве можно за этим не уследить фарс, подобно пресловутому триеровскому? Как не хочется избегать банальных сравнений, но без их присутствия никуда — спровоцированная жестокость даже избегается, оставляя за собой разве, что запах, который ощущается по всему кинотеатру с первого кадра. В остальном же действие картины ничем не отличается от мифов и легенд, которые можно нафантазировать для собственной персоны, с упоением проводя время за чтением очередной биографии пошатнувшегося маньяка. «Перчатка» также является экранизацией романа Хайнса Штрунка, а следовательно, по факту, оказывается всего-навсего богатым воображением Акина. Серийные убийцы, в принципе, имеют в своих историях три подтекста, которые привлекают и будут привлекать людей, делая своих «псевдогероев» популярными. Это психология поведения, работа следователей и методы совершения преступлений. Акин забрал на себя последний пункт, заглянув в атмосферу грязи, созданную Хонкой и баром. К сожалению, больше с нападками на бар, чем попыткой заглянуть в человека. Однако зачем все эти поиски сущего, когда волшебные иллюстрации и сказочные карикатуры говорят гораздо ярче?
1.6.2019
schwelle
Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).
Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.
Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.
В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.